Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
Глава 2. Основные функции менеджмента
2.1. Планирование как функция менеджмента
2.2. Организация работы как функция менеджмента
2.3. Мотивация как функция менеджмента
2.4. Контроль как функция менеджмента
2.5. Стимулирование как функция менеджмента
Содержание:
Введение
Одной из центральных проблем курса «теория менеджмента» является изучение темы исследования, посвященного «основным функциям в системе менеджмента». Текущий вопрос является актуальным, поскольку в современной рыночной системе всё больше физическая и умственная деятельность требуют координации в действиях. В связи с этим зародилось такое явление как менеджмент. Деятельность управленца направлена на поиск эффективных способов поднятия прибыли и сокращения издержек в производстве. Менеджер выполняет множество экономически важных для предприятия функций. От качества выполнения данных функций зависит весь организационно-трудовой процесс предприятия.
Целью данного исследования являются раскрытие основных функций менеджмента и их роль в современной рыночной системе.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:
− изучены теоритические основы менеджмента;
− выявлены основные функции менеджмента и их применение на практике;
− рассмотрены специальные функции менеджмента.
Структура и объем курсовой работы основаны на последовательном изложении материала в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
В последнее время меняются взгляды на управление. Чаще всего к факторам, определяющие эти изменения, относят научно-технический прогресс и концентрацию научного и производственного потенциала.
В этой связи возникает ряд задач, связанных с управлением организацией научных исследований и обеспечением ускоренного внедрения достижений науки и техники в производство, и эти задачи необходимо решать на всех уровнях управления.
Менеджмент все чаще рассматривается как искусство управления людьми, а люди, обладающие знаниями и высокой квалификацией, — как главный источник прибыли.[1]
В соответствии с новой парадигмой менялись и требования к управлению: своевременная реакция на изменения во внутренней и внешней окружающей среде организации, лояльность и доверие к персоналу, создание в каждой фирме атмосферы новаторства, развитие коммуникационных сетей, пронизывающих организацию по горизонтали и по вертикали, повышение качества личной работы и ее постоянное совершенствование на основе обучения.[2]
Управление, как известно, представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.[3]
Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предмет которой составляют социальные отношения в процессе управления.
Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, которая заключается в целенаправленной концентрации усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.[4]
У менеджмента как науки существуют предмет и метод. Сегодня в организациях все большего значения приобретает деятельность управленцев – менеджеров. Именно эти категории работников содействуют утверждению предприятия на рынке, успеха в конкурентной борьбе, воплощению новых идей и результативных стратегий. Менеджер, который владеет широкими знаниями в сфере современной экономики, основами информационных и компьютерных технологий, техникой делового общения с отечественными и зарубежными партнерами, может обеспечить успех организации, ее инновационное развитие, благоприятное инвестиционный климат.[5]
Менеджмент – вид деятельности, направленный на работников организации с целью координации их действий для достижения поставленных перед организацией целей.
Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и закономерностей жизнедеятельности, организационные, управленческие и межличностные отношения между работающими в процессе производства.[6] Предметом науки о менеджменте есть: теоретические принципы управленческой деятельности (законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели и т.п.); практика управления организациями (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т.п.); проектирование систем менеджмента (формирование взаимосвязанных и взаимодействующих управленческих рычагов, которые обеспечивают управленческое влияние управляющей системы организации на управляемую).
Объект менеджмента (объект управления) – процесс управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, корпораций, хозяйственных обществ, объединений и других организаций. Организация составляется из подразделов, каждый с которых имеет свою сферу деятельности и следовательно, нуждается в применении специфических приемов и методов влияния на него. Такие подразделы выступают также объектами управления, но к ним чаще применяют термин «управляемая система».
Исследование процесса менеджмента и его этапов дают возможность последовательно ознакомиться со всеми управленческими категориями, оказать взаимосвязи между ними, понять характер и особенности осуществления управленческого влияния. Это содействует формированию у будущих экономистов и менеджеров управленческого мышления, руководящих привычек, способности к принятию управленческих решений.
Для поддержания компетентности работников в стремительно изменяющихся условиях современного рынка, от сотрудников организации требуется постоянно быть «на уровне», совершенствоваться и улучшать свои профессиональные качества.
Осуществляет функции управления субъект менеджмента, которым может быть один человек или группа людей. Субъектом менеджмента (субъектом управления) есть работники управляющей и управляемой систем организации, их профессиональный и квалификационный уровень, степень выполнения ими полномочий, объемы ответственности, а также взаимосвязи в системе менеджмента. От субъекта управления след отличать субъект управленческой деятельности, которым может быть только физический лицо, индивид. Именно через субъектов управленческой деятельности, которые могут принадлежать как к субъектам, так и к объектам управления, реализуются управленческие отношения. Субъект управленческой деятельности – лицо, которое реализует управленческие отношения.
Таким образом, менеджмент рассматривается как управление производством. Для этого необходимо иметь ряд способностей, которые развиваются в процессе обучения и практики.
Глава 2. Основные функции менеджмента
2.1. Планирование как функция менеджмента
Планирование представляет собой изначальную и важную, общую (универсальную) функцию в работе менеджеров организации независимо от иерархического уровня и специфики работы. Начальным этапом деятельности любой фирмы является процесс планирования.
В экономической литературе существует большое количество подходов к пониманию природы планирования. Вот несколько распространенных определений планирования:
− планирование можно рассматривать как процесс принятия решений, связанных с будущим состоянием системы (бизнеса). Он включает в себя постановку целей, подготовку необходимых мероприятий для их достижения в рамках создаваемого экономического потенциала предприятия;
− планирование - это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач;
− планирование - процесс, включающий в себя определение конечных и промежуточных целей; задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов их решения; требуемых ресурсов, их источников и способа их распределения.[7]
Обобщая приведенные определения, можно сделать вывод, что большинство авторов как необходимые элементы планирования выделяют определение целей организации и путей их достижения.
Планирование тесно связано с прогнозированием. Планирование (прогнозирование) в широком смысле заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.[8]
Планирование в узком смысле это определение целей, поиск возможных вариантов развития.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение определенных этапов:
− Постановка целей и задач;
− Составление программы действий;
− Выявление необходимых ресурсов и их источников;
− Доведение планов до их непосредственных исполнителей.
В современных условиях можно выделить следующие принципы планирования.
− единства. Поскольку организация — это целостная система, то составные ее части должны развиваться в едином направлении. Иными словами, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации;
− участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативным;
− непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо, так как внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений;
− гибкости. Заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;
− точности. Означает, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна.[9]
Функция планирования реализуется при составлении и утверждении плана. План - это документ, включающий комплекс показателей-заданий, сбалансированных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям, ответственным за обеспечение системы финансовоинвестиционных, производственно-коммерческих, организационно-хозяйственных и других мер (действий), направленных на достижение целей и задач организации (отрасли, национальной экономики).[10]
Говоря о классификации планов, можно отметить, что в зависимости от критерия специалисты выделяют различные формы и виды планирования деятельности предприятий. Ниже приведены некоторые из них.
Виды планирования различаются по ряду признаков:
− в зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планирования: текущие — охватывающие отрезок времени от месяца до одного года работы предприятия; среднесрочные − осуществляются на срок до пяти лет; перспективные — на срок более пяти лет;
− по степени охвата сфер деятельности выделяют общефирменные планы, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия; частные планы, т.е. планирование определенных сфер деятельности;
− по объектам функционирования (в зависимости от содержания хозяйственной деятельности): планы производства; сбыта; НИОКР; материально-технического снабжения; финансовые; планирование кадров;
− в зависимости от регулярности планирования различают: эпизодическое (нерегулярные, от случая, к случаю); периодическое (регулярно повторяющееся, текущее или стандартное). Периодическое планирование в зависимости от последовательности временных периодов может быть: скользящим (с перекрывающим один другой периодами); последовательным;
− с точки зрения организационной структуры предприятия выделяют следующие виды: общее планирование деятельности фирмы; планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов; отдельных подразделений;
− по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности планирование бывает стратегическим, тактическим, оперативным.[11]
Планирование делится на стратегическую и тактическую.
Выявив сильные и слабые стороны, руководство может определить функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.[12]