Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Теоретико-правовые основы органов исполнительной власти РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отраслевой принцип является ведущим в организации управления. Для него характерны «вертикальные» правовые отношения. Система органов осуществляет единую политику в отрасли, обеспечивают внутриотраслевые пропорции и устанавливают отраслевые нормы и правила осуществления соответствующего вида деятельности (так, например, отраслевым органом является Минздрав). Объекты отраслевого управления - совокупность субъектов, выполняющих функции однородного назначения.

Территориальный принцип в отличие от отраслевого управления по вертикали является «горизонтальным». Он учитывает расположение предприятий, учреждений и организаций различного отраслевого профиля на определенной территории. Такими органами в системе исполнительной власти являются Министерство по развитию Дальнего Востока (создано 31.05.2012г), Министерство по делам Северного Кавказа (создано 12.05.201) и Министерство по делам Крыма (создано 31.03.2014 упразднено 15.07.2015).

Если министерство по делам Крыма изначально позиционировалось как временная структура, предназначенная для интеграции полуострова с состав России, то такие территориальные структуры как министерства по развитию Дальнего Востока и по делам Северного Кавказа. При этом одновременно с этими структурами с 13.09.2004г по 08.09.2014 функционировало Министерство регионального развития - орган отраслевого управления. Несмотря на то, что указанное министерство в настоящее время упразднено, существование министерств, осуществляющих выработку государственной политики на территории Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов вызывает некоторое сомнение и подразумевает возможное создание подобных структур для оставшихся семи федеральных округов, что нельзя назвать эффективным решением. Создание данных территориальных министерств объясняется особыми демографической (Дальний Восток) и социально-экономической (Северный Кавказ) ситуацией. Однако учитывая принцип равенства прав граждан России представляет более логичным осуществлять государственную политику при помощи отраслевых механизмов управления[20].

Также отметим, что значение органов исполнительной власти субъектов РФ в федеративных государствах и в современной модели разделения властей очень велико. Именно органы исполнительной власти субъекта РФ напрямую осуществляют управлением в регионах. Это те органы государственной власти, которые непосредственно и каждодневно выполняют функции и задачи государства. Правовой статус любого органа государственной власти это совокупность его прав и обязанностей, характеризующая правовое положение органа в системе разделения властей, закреплённая нормами конституционного права. 


Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие место и роль в системе органов исполнительной власти РФ;

2) правовые нормы, регулирующие права и обязанности, порядок формирования и компетенцию;

3) правовые нормы, закрепляющие предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти.

Орган исполнительной власти субъекта РФ представляет собой вид органа государственной власти, являющийся частью единой системы органов исполнительной власти РФ, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в пределах своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, взаимодействующего  с федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъекта РФ и органами местного самоуправления.

Значение органов исполнительной власти субъектов РФ в федеративных государствах и в современной модели разделения властей очень велико. С помощью исполнительной ветви власти происходит реализация тех целей и задач, что стоят перед государством на современном этапе. Органы исполнительной власти субъекта РФ непосредственно и каждодневно выполняют функции и задачи государства.

Таким образом, в результате реформирования, в настоящее время сформировалась система, в которой все три вида органов исполнительной власти имеют:

а) Федеральные министерства, службы и агентства, деятельностью которых руководит Президент;

б) Федеральные министерства, деятельностью которых руководит Правительство;

в) Федеральные службы и федеральные агентства, деятельностью которых руководит Правительство.

По нашему мнению, максимальная эффективность системы и структуры исполнительной власти в РФ будет достигнута лишь тогда, когда будет четко определена система исполнительной власти в РФ, приняты соответствующие федеральные законы, которые устранят имеющиеся правовые и организационные пробелы и противоречия, с целью дальнейшей оптимизации исполнительной ветви власти России.

2.2. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти РФ


В системе органов исполнительной власти по обеспечению прав и свобод граждан реализуются различные формы и методы, зачастую выбор которых напрямую зависит от целого ряда обстоятельств как субъективного, так и объективного характера.

В сфере внутренних дел для обеспечения правопорядка и законности применяются все возможные организационные и правовые формы и методы, которые неодинаково влияют на стороны тех или иных правоотношений. Выбор методов регулирования деятельности субъектов государственно-правовых отношений напрямую зависит от их роли и места в организации управления социальной действительностью, целей и задач, которые перед ними ставятся, а также от противоправности или правомерности их поведения.

Зачастую в управленческих отношениях применяются методы убеждения и принуждения. Каждый из таких методов используется исходя из складывающейся обстановки, а также той цели, которую ставит перед собой соответствующий правоприменитель. Деятельности органов исполнительной власти характерны методы управления, которые используются как для обеспечения правопорядка, так и для организации этой деятельности.

Принуждение как метод деятельности органов исполнительной власти состоит в психическом, физическом, материальном либо организационном воздействии на сознание и поведение личности.

Психическое принуждение оказывает воздействие на разум и эмоции, иначе говоря, на психику личности. Физическое принуждение, в свою очередь, осущестляется в форме непосредственного воздействия на личность, пресекая противоправное поведение, а также ограничивая ее свободу. Материальное принуждение - это наложение и взыскание штрафов. Организационное воздействие реализуется в разнообразных формах, таких как запрет на занятие определенным видом деятельности, выдача разрешений и лицензий в паспортно-визовой, регистрационной, миграционной сферах и иное.

В научной литературе определение административного принуждения посредством применения принудительных мер предпринималось рядом авторов. Как правовой институт административно-правовое принуждение есть совокупность административно-правовых норм, регулирующих условия, основания и порядок применения мер административного принуждения, состоящих в негативных последствиях правоограничительного характера, применяемых к лицам с целью профилактики, пресечения правонарушений, обеспечения надлежащего порядка, привлечения к юридической ответственности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности уполномоченными на то органами государственной власти, общественными организациями и их должностными лицами.


Согласно статистике за последние 5 лет органы исполнительной власти, такие как полиция, весьма часто прибегает к такому виду метода принуждения, как применение оружия. Оружие чаще всего применялось для задержания пытающихся скрыться правонарушителей - 277 случаев (34,5 %). Затем следуют ситуации остановки транспортных средств - 244 случая применения оружия (30,4 %). В ситуациях самообороны сотрудники применяли и использовали оружие в 86 случаях (10,7 %). Остальные 195 случаев (24,3 %) приходятся на так называемые прочие ситуации применения и использования табельного оружия[21]. Данные цифры говорят о том, что в современной действительности в криминогенной обстановке страны происходят отрицательные изменения в форме ужесточения, безнаказанности, усовершенствования методов осведомленности представителей криминального мира, вооруженности и оснащенности. Как следствие указанных изменений, нарастает число правонарушений, пресечение которых требует применения методов принуждения. Вместе с тем полиция выступает как государственный орган исполнительной власти, который реализует систему предупреждающих, профилактирующих методов, а также методов государственного принуждения, которые при обоснованности и законности понуждают физических и юридических лиц следовать установленным законодательством ограничениям и запретам. Кроме того, данные методы и формы реализуют защиту и охрану прав и свобод граждан в самых разных сферах их жизнедеятельности.

Эффективность метода убеждения всегда играла огромное значение. Данный метод напрямую связан с природой демократического правового государства, в связи с чем необходимо дальнейшее совершенствование практики применения данного метода.

Убеждение как индивидуальный метод воздействия осуществляется как в отношении неограниченного круга лиц, так и в отношении каждого конкретного субъекта. Относительно деятельности органов исполнительной власти данное влияние на разум человека воплощается как в целом на граждан, так и в персональной профилактике.

Общая профилактика создает обширный комплекс задач, направленных на выявление и устранение обстоятельств совершения противоправных деяний и условий, им способствующих.

С целью предупреждения посягательств нужно использовать следующие формы профилактического воздействия:

  1. беседы с лицами;
  2. встречи с представителями трудовых коллективов, обучающимися образовательных организаций, гражданами;
  3. профилактика повторных преступлений со стороны субъектов, которые ранее совершали преступления;
  4. профилактика преступлений со стороны субъектов, которые склонны к правонарушениям;
  5. внесение руководителю территориального органов предложений по изменению расстановки сил и средств на обслуживаемой территории;
  6. привлечение общественности, неравнодушных граждан, волонтеров к охране общественного порядка;
  7. публикации в СМИ, в том числе в соцсетях, материалов профилактического, предупреждающего характера.

Значительная часть деятельности органов исполнительной власти включает в себя индивидуальную профилактику. Она представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на выявление лиц с устойчивыми противоправными наклонностями и воздействие на их поведение и сознание так, чтобы не допустить правонарушений. В работе по осуществлению индивидуальной профилактики можно выделить несколько стадий:

  1. выявление лиц, склонных к совершению правонарушений;
  2. наблюдение за поведением данных лиц;
  3. применение к ним мер профилактического воздействия.

Таким образом, методы и формы, применяемые органами исполнительной власти разнообразны и их применение зависит не только от противоправности деяния, но и от сложившейся ситуации и правильной организации деятельности исполнительной власти.

В заключении отметим, что в настоящее время остро встал вопрос об усовершенствовании системы государственного управления. В связи с этим появилась необходимость в усовершенствованиях, что, по нашему мнению, будет способствовать обеспечению принципа единства системы органов исполнительной власти, что непосредственно влияет на регулирование системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Существующие проблемы в сфере реализации принципа единства системы органов исполнительной власти приводят к торможению его развития, либо, искажают его понимание и, соответственно, последующее выполнение.

Кроме того, одной из огромных проблем в процессе унификации и объединения системы исполнительной власти, является то, что очень часто в процессе управления и реализации каких-то проектов между ветвями государственной власти субъектов Российской Федерации возникают огромные разногласия. При чем не по простым вопросам, а по вопросам, затрагивающим многие принципиально важные проблемы в жизни общества, например, связанным с обеспечением основ конституционного строя субъектов Российской Федерации.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.

Власть является одним из важнейших и самых разнообразных социальных феноменов. В современном мире власть как проявление влияния и контроля пронизывает общество и покоряет себе индивида. Внедрение доктрины разделения властей в конкретных условиях развития государства становится крайне актуальным не только с точки зрения утверждения в ней демократии и верховенства права, а, прежде всего, с точки зрения необходимости предотвращения политико-правовых конфликтов внутри государственной структуры.