Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Теоретико-правовые основы органов исполнительной власти РФ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы органов исполнительной власти РФ
1.1. Органы государственной власти РФ
1.2. Роль и место органов исполнительной власти РФ
Глава 2. Структура и содержание деятельности органов исполнительной власти РФ
2.1. Система и структура органов исполнительной власти РФ
2.2. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти РФ
Для того, чтобы ни одна из всех существующих ветвей власти не посягала на права другой, пределы компетенции любой из ветвей подетально были закреплены и расписаны на законодательном уровне. Соответственно, была сформирована система противовесов и сдержек, которые и не позволяют узурпировать полноту всей власти в пределах страны.
На данный момент государственное управление на основании законодательно выверенной считается наиболее желаемой целью для России. А это достаточно сложный и долговременный процесс.
Органам государственной власти присущи такие общие признаки, как: составная, организационно обособленная совокупность органов государства; урегулированный государством порядок образования; обладают своей компетенцией; выделение государством материальных средств для осуществления предоставленных функций; имеют взаимосвязанную внутреннюю структуру.
Таким образом, власть является одним из важнейших и самых разнообразных социальных феноменов. В современном мире власть как проявление влияния и контроля пронизывает общество и покоряет себе индивида. Внедрение доктрины разделения властей в конкретных условиях развития государства становится крайне актуальным не только с точки зрения утверждения в ней демократии и верховенства права, а, прежде всего, с точки зрения необходимости предотвращения политико-правовых конфликтов внутри государственной структуры.
В основе разделения властей лежит постулат нормального обеспечения функционирования любого государства. И это функционирование должно быть обеспечено тремя независимыми ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть реализуется путем выборов представителей в орган государственной власти, принимающий и устанавливающий правила (законы). Исполнительная власть должна принадлежать правительству. Суть такого разделения состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения неограниченной власти в руках одного человека или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить диктатуру и узурпацию одними классами во вред другим.
До настоящего времени не существует единого мнения относительно того, как должны соотноситься между собой полномочия и компетенции различных ветвей государственной власти. Опыт показывает, что является серьезной проблемой для развития демократических механизмов в современном мире. Несогласованность, а порой, и недопонимание становятся серьезными препятствиями на пути развития сильного государства.
1.2. Роль и место органов исполнительной власти РФ
Как было отмечено выше, согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем, внедряя данный принцип в механизм государства, законодатель, преследовал своей целью реализацию такого принципа как «система сдержек и противовесов». Данный принцип означает, что ни одна из ветвей власти не может вмешиваться в деятельность другой власти и оказывается сдерживающим фактором по отношению к другой ветви власти. Например, в соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается с согласия Г осударственной Думы Президентом РФ. Однако если кандидатуры Председателя Правительства были отклонены три раза Государственной Думой, то Президент сам назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы. Следовательно, исполнительная власть является относительно самостоятельной ветвью (формой, видом) единой государственной власти в РФ - атрибутом государственно-властного механизма, построенного на принципах разделения властей, осуществляется системой специально созданных субъектов - органами исполнительной власти разных уровней, наделенных исполнительной компетенцией, не свойственно органам законодательной и судебной власти.
Еще одной особенностью исполнительной власти, которая отличает ее от других ветвей власти, применение таких методов государственного управления как принуждение и убеждение[6].
На современном этапе в России ключевым вопросам организации центральной власти в государстве является вопрос сбалансированности власти. Прежде всего, это касается взаимоотношений с законодательной властью. Имеющиеся отношения законодательной и исполнительной ветвей власти не всегда можно охарактеризовать как идеально сбалансированы. В условиях долгого времени действия одной Конституции в отдельные периоды может иметь место преимущество одной ветви власти над другой в определенных сферах их взаимодействия, или в целом. Важно, чтобы такое преимущество не носило постоянный характер. В противном случае нарушения конституционно установленного равновесия ветвей власти неизбежно.
Мировой опыт доказывает, что равновесие законодательной и исполнительной ветвей власти может быть обеспечен, если парламент будет иметь право решающего голоса в пяти сферах: осуществление учредительной власти, законодательства, бюджета и финансов, установление основ внешней политики и обороны, контроля за исполнительной властью[7].
Чтобы раскрыть понятие и сущность принципа единства системы органов исполнительной власти, необходимо сначала определиться с такими понятиями как: орган государственной власти, орган исполнительной власти, государственный механизм, механизм государственных органов исполнительной власти, система органов государственной власти, система органов исполнительной власти.
Государственный аппарат по структуре своей состоит из государственных органов. Из них и формируется структура, заполняется содержание государственного аппарата. Нередко в юридической литературе понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы, хотя существуют мнения о том, что данные понятия все-таки неодинаковы. Термин механизм в процессе применения к реализации государственной власти может иметь несколько значений. Под механизмом всегда понимается функциональное свойство объекта. Поэтому в данном случае следует употреблять термин механизм в более широком смысле, не только как систему органов государства, а как функциональную специфику разных элементов и подсистем (частей) государственного аппарата. По структуре государственный механизм проявляется в делении его на части, в зависимости от разделения власти государства на ветви. Как известно, существуют такие ветви власти, как исполнительная, законодательная, судебная, которые выполняют разные функции единой государственной власти[8].
Основа государственного механизма – особая система органов, которые прямо связаны с реализацией тех или других функций государства. Государственные органы по своей сути являются относительно обособленными формализованными структурами, образующими в комплексе государственный механизм. Их целью является реализация государственных функций, посредством мер государственного принуждения, применительно к той или иной ситуации.
Таким образом, можно заметить, что механизм государства очень многогранный термин. К государственному механизму относят государственные органы власти, государственные организации, административный чиновничий аппарат, полицию, судебные органы, войска специального назначения, армию, разведку, принудительные учреждения. С их помощью государством осуществляется его политика и поддерживается определенный общественный политический режим.
Ветви власти – основополагающие понятия в системе аппарата государства, существуют и более дробные термины, такие как – государственный служащий, государственный орган, государственная организация, которые являются его звеньями. Также необходимо не забывать о существовании наряду с государственными организациями и органами об иных органах власти, не входящих ни в одну из ветвей власти (к примеру, Счетная Палата, Центральный банк Российской Федерации и др.).
Субъектами исполнительной власти в пределах их компетенции осуществляется государственное управление. В законодательстве отсутствует понятие органа исполнительной власти, есть только указание на существование единого механизма государственных органов исполнительной власти, их полномочий, что закреплено в Конституции Российской Федерации (статьи 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах и других нормативно-правовых актах.
По мнению ряда специалистов в области права между государственными органами и органами государственной власти существуют критерии отличия. С их точки зрения у первой группы нет государственно-властных полномочий, то есть они лишены возможности регулировать общественные отношения через принятие правовых актов внешнего влияния. К наиболее известным относят Пенсионный фонд, Центральный Банк и избирательные комиссии различного уровня. Они действуют на основании соответствующих специальных законов[9].
На основании положений Конституции Российской Федерации и на основании федерального законодательства Российской Федерации можно сделать вывод, что под понятием исполнительной власти понимается власть в государстве, наделенная самостоятельностью и независимостью, представляющая собой совокупность различного вида форм деятельности по управлению делами государства. Функции органов исполнительной власти выполняет система органов исполнительной власти, к основному виду деятельности которых относится осуществление полномочий по управлению делами Российской Федерации, защита прав и свобод граждан и так далее.
Исполнительные органы являются субъектами публичного права. С их помощью реализуется управленческая деятельность, в процессе которой разрешаются стоящие перед этой деятельностью задачи. Кроме того, исполнительные органы государственных учреждений, различных предприятий, негосударственных образований, а также общественных объединений по собственному правовому содержанию, компетенциям, юридическим последствиям управленческой деятельности значительно отличаются от самих органов государственного управления.
Следовательно, орган исполнительной власти – это государственное учреждение, элемент системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденное государством и наделенное полномочиями государственно-властного характера для решения задач государства[10].
Исполнительная власть обладает рядом как общих, так и специфических свойств, к числу которых можно отнести следующие: самостоятельность исполнительной власти, которая проявляется в функционально-компетенционном аспекте. Основная ее деятельность связана с практической реализацией законов, для этого она использует определенную часть государственно-властных полномочий.
К основополагающим идеям, лежащим в основе организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, следует отнести:
- принцип самостоятельности органов исполнительной власти, который подразумевает собой отсутствие подчинения одной ветви государственной власти другой, а так же наличие собственных полномочий, которые осуществляются в рамках компетенции соответствующего органа власти;
- принцип единства системы органов исполнительной власти;
- принцип федерализма, предполагающий возможность по соглашению между федеральными органами исполнительной власти делегировать часть полномочий органами исполнительной власти субъектов РФ;
- принцип законности, устанавливающий организацию и деятельность органов исполнительной власти на основании Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ, их законодательства;
- принцип сочетания централизации и децентрализации, действующий в системе органов исполнительной власти, который оказывает воздействие на работоспособность системы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти представляют собой составную часть государственного аппарата, основной целью которых является практическая реализация задач исполнительной власти. Органы исполнительной власти реализуют конкретный объем государственных полномочий, в рамках предоставленной им компетенции. Эти полномочия выражаются в издании органами исполнительной власти правовых актов и в обеспечении их соблюдения путем применения мер принуждения[11].
Вертикальное разделение – это разделение исполнительных органов на соответствующих уровнях управления. Федеральный уровень состоит из федеральных органов исполнительной власти, районный уровень – исполнительные органы федеральных округов, а региональный уровень – исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Такое разделение системы исполнительных органов предполагает разделение их полномочий по вертикали, между центром, районами и регионами. Он основан на положениях статей 71 – 79 Конституции Российской Федерации.