Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами)).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами
1.1 Понятие и принципы управления человеческими ресурсами
1.2 Организация управления человеческими ресурсами
1.3 Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами
Глава 2. Система управления человеческими ресурсами в ООО «Ветеран»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ветеран»
2.2Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Ветеран»
2.3Проблемы управления человеческими ресурсами в ООО «Ветеран»
2.4Оптимизацияуправления человеческими ресурсами в ООО «Ветеран»
Таблица 7
Образовательная структура работников ООО «Ветеран» на конец года, 2017-2018 гг., чел
Образование |
Количество, чел. |
Удельный вес, % |
Изменение 2018 к 2017, пп |
|||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
|
Списочная численность работников на конец года, чел |
507 |
520 |
100 |
100 |
13 |
0,0 |
В т. ч. имеющие образование |
||||||
Высшее |
132 |
139 |
26,0 |
26,7 |
7 |
0,7 |
Среднее специальное |
197 |
201 |
38,9 |
38,7 |
4 |
-0,2 |
Профессионально-техническое |
89 |
86 |
17,6 |
16,5 |
-3 |
-1,0 |
Общее среднее |
51 |
54 |
10,1 |
10,4 |
3 |
0,3 |
Общее базовое |
38 |
40 |
7,5 |
7,7 |
2 |
0,2 |
Кроме того, работники организации направляются на повышение квалификации в Бузулукский учебно-курсовой комбинат. Ежегодно там проходит обучение более 80 работников ООО «Ветеран». В первую очередь обучение проводится по рабочим профессиям с целью повышения квалификации.
ООО «Ветеран» существует 21 год. Большинство работников трудятся в организации от трех до десяти лет – 63,3%. До трех лет работает 30,4% работников и более 10 – 6,3%.
Таблица 8
Структура работников ООО «Ветеран» по стажу работы в организации на конец 2018 года, чел
Время работы |
Количество, чел. |
Доля, % |
до 3 лет |
158 |
30,4 |
от 3 до 10 лет |
329 |
63,3 |
от 10 и более лет |
33 |
6,3 |
Итого |
520 |
100,0 |
Рисунок 4 - Структура работников ООО «Ветеран» по стажу работы в организации
Таблица 9
Динамика оборота рабочей силы в ООО «Ветеран» в 2016-2018 гг.
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменение 2018 к 2016 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
458 |
498 |
511 |
53 |
Принято за год |
83 |
36 |
39 |
-44 |
Уволено за год, чел |
17 |
22 |
26 |
9 |
1 Коэффициент оборота по приему, % |
18,1 |
7,2 |
7,6 |
-10,5 |
2 Коэффициент оборота по выбытию,% |
3,7 |
4,4 |
5,1 |
1,4 |
3 Коэффициент постоянства состава персонала,% |
78,2 |
88,4 |
87,3 |
9,1 |
Среднесписочная численность персонала ООО «Ветеран» выросла в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 53 человека. В 2016 году в связи со значительных увеличением деятельности было принято на работу 83 человека.
Рисунок 5 - Причины увольнения сотрудников ООО «Ветеран» в 2018 году
В дальнейшем происходил незначительный рост числа сотрудников. Число уволенных составило: в 2016 году – 17 человек, в 2017 – 22 чел., в 2018 – 26 чел. Коэффициент оборота по приему у ООО «Ветеран» достаточно велик. В 2016 году он составлял 18,1%, потом снизился до 7-8%. Коэффициент оборота по выбытию колеблется в диапазоне 3,7-5,1%. Последние 2 года состав сотрудников достаточно постоянен. Коэффициент постоянства состава персонала составляет в ООО «Ветеран» 87-88%.
Причинами увольнения сотрудников ООО «Ветеран» в 2018 году были выход на пенсию, неудовлетворенность заработной платой, переезд в другую местность, личные обстоятельства.
Фонд оплаты труда в ООО «Ветеран»в 2016-2018 гг. постоянно рос. Это было связано как с ростом среднесписочной численности персонала, так и среднемесячной заработной платы. Средняя заработная плата в 2018 году выросла по сравнению с 2016 на 2653 руб. При этом она ниже, чем средняя по городу, которая составляет чуть выше 42000 руб.
Таблица 10
Основные показатели оплаты труда в ООО «Ветеран» в 2016-2018 гг.
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменение 2018 к 2016, |
Изменение 2018 к 2016, % |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
458 |
498 |
511 |
53 |
111,6 |
ФОТ всего, тыс. руб. |
192826 |
219300 |
231407 |
38 581 |
120,0 |
Среднемесячная заработная плата за год, руб. |
35085 |
36697 |
37738 |
2 653 |
107,6 |
В результате анализа можно сказать, что ООО «Ветеран» является активно развивающимся предприятием г. Бузулука и Оренбургской области. У организации стабильно растет объем выполненных работ и оказанных услуг. В результате ООО «Ветеран» привлекает дополнительных работников. В результате активное развитие создает определенные проблемы в подготовке кадров и управлении персоналом.
2.3Проблемы управления человеческими ресурсами в ООО «Ветеран»
В ООО «Ветеран» создан отдел по управлению персоналом, который подчиняется заместителю генерального директора по общим вопросам. Он включает в себя 5 сотрудников:
- начальник отдела;
- заместитель начальника отдела;
- специалисты по учету персонала (2 чел.)
- специалист по обучению и развитию персонала;
Можно сказать, что отдел занимает практически только учетом кадров, но не формируем кадровую политику ООО «Ветеран».
Отдел персонала и руководители подразделений ООО «Ветеран» часто недопонимают друг друга. В результате возникают конфликты. Отдел слабо анализирует информацию. К примеру, генеральный директор поставил задачу составить бюджет по персоналу на следующий год. Начальник отдела берет статистику за прошлый период и на ее основе составляет новый документ. Позже на совещании финансовый директор просит его обосновать итоговую сумму. Тут оказывается, что начальник отделане учел, что в прошлом году компания набирала персонал на временный проект. Сейчас он уже завершен. А еще оплачивала работу нескольких кадровых агентств, чтобы укомплектовать новые филиалы. В следующем году такие работы не запланированы. Значит, проект составлен некорректно.
Отдел персонала, как правило, первым узнает, какие изменения готовит руководство. Часто эти изменения не должны заранее быть известны, однако о них становится известно сотрудникам, что может порождать негативную атмосферу в организации.
Специалисту по персоналу важно уметь проявлять сочувствие и воздействовать на людей. Сотрудникам отдела не хватает внутренней мотивации и они не ориентирован на конечный результат. Они не стремятся привнести в свою работу свежие идеи, а выполняет только те функции, которые прописаны в должностной инструкции.
Нежелание или неумение специалистов службы персонала считать деньги компании – одна из проблем HR-сферы. Поэтому линейные руководители редко доверяют им, к примеру, возглавить разработку мотивационных моделей для сотрудников своих подразделений.
Другая причина – отдел управления персоналом не проявляет гибкость, а работает точно по регламентам. В результате возникают ситуации, которые тормозят бизнес. Например, руководитель нового проекта не может начать его реализовывать, потому что участники рабочей группы слишком долго проходят формальные процедуры в отделе кадров.
Таблица 11
Способы проработать узкие места в HR
Действие |
Негативная ситуация |
Меры (что сделать?) |
HR недостаточно тщательно анализирует информацию |
1. Не сработала реклама вакансий на кабельном телеканале, так как наша целевая аудитория его не смотрит. 2. У новой программы лояльности низкие показатели. Мы не учли, что она больше подходит сотрудникам старшего возраста, а у нас 60% молодежи |
1. Перед тем как публиковать объявления о вакансиях, анализировать по каждой: целевую аудиторию, портрет кандидата, какими источниками информации пользуются. 2. Сделать два варианта системы лояльности: для молодежи и зрелых сотрудников. Для этого проанализировать потребности молодой аудитории |
HR небрежно обращается с конфиденциальной информацией |
Несколько ценных специалистов написали заявления об увольнении, так как я преждевременно обсудила с ними изменение условий работы – будущий проект для всех сотрудников |
Сейчас провести подробную презентацию проекта для всех и отдельно для тех, кто увольняется. В будущем не обсуждать кулуарно изменения до их официального объявления |
HR слишком много внимания уделяет эмоциям |
Не удалось согласовать проект бюджета на совещании рабочей группы, так как я вспылила и выбежала из зала во время обсуждения |
Извиниться перед коллегами за несдержанность. Обсудить с каждым индивидуально проект бюджета, пояснить каждую статью. В дальнейшем контролировать эмоции |
HR подходит к своей работе формально |
Компания упустила талантливого кандидата, так как он опоздал на собеседование на 40 минут, а у меня закончился рабочий день |
Индивидуально подходить к каждому соискателю. Гибко регулировать свое рабочее время. Приоритет – конечный результат |
Отдел управления персоналом ООО «Ветеран» не работает с негативными отзывами о компании. В результате у работодателя складывается плохая репутация. Через некоторое время можно столкнуться с тем, что ценные кандидаты, прочитав комментарии, станут отказываться от приглашения на собеседование.
Результаты работы отдела персонала не всегда можно оцифровать. Часто польза очередного новшества заметна не сразу. Например, текучесть уменьшится только спустя несколько месяцев после того, как вы обновится компенсационный пакет. А менеджеры, которые прошли курс активных продаж, принесут новые контракты через месяц-два. Им понадобится время на поиск клиентов и переговоры с ними. Поэтому бывает сложно заранее показать генеральному директору, какую пользу принесет тот или иной проект.
В настоящее время в связи с ростом объемов работ и услуг ООО «Ветеран» следует провести оптимизацию деятельности отдела управления персоналом.
2.4Оптимизацияуправления человеческими ресурсами в ООО «Ветеран»
Для улучшения управления человеческими ресурсами ООО «Ветеран» необходимо:
1. Оптимизировать работу службы управления персоналом ООО «Ветеран»;
2. Оптимизировать взаимодействие с другими подразделениями организации.
В результате должна быть создана следующая структура службы управления персоналом ООО «Ветеран»:
- начальник отдела;
- специалист по стимулированию и социальной защите;
- специалист по оценке и контроля службы по управлению персоналом
- специалист по обучению и развитию персонала;
- специалист по подбору кадров;
- юрист по кадрам.
Специалист по подбору кадров отвечает за обеспечение организации квалифицированными кадрами. Он должен быть рекрутером, так как именно в подборе кадров заключаются основные функции сотрудников данного подразделения. Однако прежде чем проводить подбор, HR-специалисту требуется определить потребность предприятия в новых сотрудниках на конкретный промежуток времени. Для этого нужно провести оценку будущих потребностей разных отделов предприятия в рабочей силе и проанализировать предложения на основе текущих ресурсов с учетом потерь за счет неизбежной текучки кадров.