Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (понятие и этапы цикла организации).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. понятие и этапы цикла организации
1.1. Значение жизненного цикла в функционировании организации
1.2. Стадии жизненного цикла организации
Глава 2. Практические аспекты изучения жизненного цикла ООО «Автовизит»
2.1. Общая характеристика ООО «Автовизит»
2.2. Стадия жизненного цикла организации ООО «Автовизит»
Глава 3. Система стратегического управления в ООО «Автовизит»
3.1.Анализ текущей деятельности и прогноз целевого развития.
3.3. Модель Томпсона-Стрикленда и выбор корпоративной стратегии
3.4. Выбор конкурентной стратегии предприятия
Вывод: В макроокуржении значительную роль играют такие факторы, как инфляция (действует положительно) и рост цен на ресурсы ( действует отрицательно). В непосредственной среде необходимо обращать особое внимание на потребительскую активность. А относительно микроокружения большое значения имеет увеличение доли рынка.
Т.е. необходимо постоянно увеличивать долю рынка, ввести строгую финансовую отчетность и сохранять разумный баланс между инфляцией и стоимостью бензина, потому что на макроокружение организации влиять невозможно и единственным правильным решением является постоянный мониторинг экономики страны и мира.
При увеличении доли рынка, возрастет пассажиропоток. Также рекомендуется создать отдел по НИОКР, который будет заниматься дифференцированием товара.
В дальнейшем интенсивность конкуренции будет нарастать, но появление новых конкурентов не предвидится. Руководство Общества чётко осознаёт пути усиления конкурентных позиций при одновременном росте дохода. Это увеличение тактовой частоты движения, новые современные составы, твёрдые гарантии своевременного прибытия и повышение уровня обслуживания пассажиров на станции.
Возможность формирования новых сегментов и их освоение не представляется необходимым.
3.2 Матричная модель БКГ
Для разработки портфельной стратегии организации воспользуемся матричной моделью БКГ.
Целью анализа матрицы БКГ является определение возможности увеличения относительной доли рынка (по сравнению с основным конкурентом) при реализации различных продуктов с учетом темпов роста отраслевых рынков. В результате анализа этой матрицы оцениваются объемы денежных потоков, получаемые от реализации различных продуктов компании, а также направления использования получаемых денежных средств для инновационного развития продуктового портфеля организации.
Основным конкурентом «Автовизит» по перевозке пассажиров в аэропорты является такси. В 2014 году доля рынка, занимаемого такси, составляла 34%, а «Автовизита» - 23,9%.
Относительная доля рынка (ОДР) вычисляется как отношение доли рынка организации к доле рынка основного конкурента. В итоге, ОДР ООО «Автовизит» составляет 0,71 – низкая доля рынка.
Темп роста рынка определим ростом выручки относительно предыдущего периода 2013 года, который составил на 11,5% выше, чем в предыдущем году (объем выручки от продаж составил 2’410’624’634,75 рублей) - высокий темп роста.
В матрице БКГ наш товар будет отнесен к «проблемным». Это связано с ростом доли рынка такси, из-за принятых правительством Москвы комплексных мер по улучшению транспортной инфраструктуры и регулированию деятельности пассажирского транспорта, при этом сократилась доля личного/служебного транспорта и умеренный рос ООО «Автовизит». Необходимо принять меры по увеличению доли рынка организации.
Рисунок 4. Матрица БКГ
По итогам анализа матрицы БКГ, можно предложить в качестве стратегии планирования организации – стратегию концентрированного роста, который реализуется через улучшение позиций с освоенным продуктом на освоенном рынке и выражается концентрацией либо на рынке, либо на продукте. В нашем случае следует обратить внимание на рынок.
Чтобы определить направления развития и области вложения инвестиционных средств на отраслевых рынках, а также определиться с выбором адекватных корпоративных и конкурентных стратегий, необходимо проанализировать организацию матрицей МакКинси.
Рисунок 5. Матрица МакКинси
Определим конкурентную способность предприятия.
Параметры отрасли |
Относительный вес |
Ранг |
Результат |
1.Инновационный потенциал (ноу-хау, патенты) |
0,1 |
5 |
0,1х5=0,5 |
2.Издержки производства |
0,3 |
2 |
0,3х2=0,6 |
3.Качество продукции |
0,4 |
4 |
0,4х4=1,6 |
4.Доля рынка |
0,2 |
1 |
0,2х1=0,2 |
Конкурентной позиции |
1 |
- |
2,9 |
Область значений и определения матрицы БКГ ограничивается интервалом до 5. Значит, стратегическое положение фирмы можно отнести к «среднему» стратегическому положению.
Теперь оценим привлекательность рынка:
Параметры отрасли |
Относительный вес |
Ранг |
Результат |
1.Рост 2.Технологическая стабильность 3.Прибыльность 4.Размер |
0,2 0,3 0,4 0,1 |
5 2 3 5 |
0,2х5=1 0,3х2=0,6 0,4х3=1,2 0,1х5=0,5 |
Привлекательности |
1,0 |
- |
3,3 |
Область значений привлекательности рынка так же лежит в пределах 5, что соответствует «средней» строке по оси привлекательности рынка.
В итоге, наш товар попал на верхний центральный квадрат, который является «квадратом успеха», которому соответствует стратегия усиления конкурентных преимуществ, при таком стечении обстоятельств рекомендуют инвестировать средства.
3.3. Модель Томпсона-Стрикленда и выбор корпоративной стратегии
Для выбора варианта корпоративной стратегии воспользуемся матрицей Томпсона и Стрикленда. Целью этой модели анализа является оценка динамики развития рынка (роста рынка продукции), оценка конкурентной позиции организации для выбора вариантов корпоративной (эталонной) стратегии.
Матрица Томпсона и Стрикленда представляет собой 4 квадранта стратегий, разбитых в зависимости от скорости роста рынка и относительной доли рынка, занимаемой данной организацией. Для выбора необходимого квадранта, мы накладываем «книжкой» ранее рассмотренную матрицу БКГ.
конкурентная позиция |
II.Квадрант стратегий 2.1.- Пересмотр стратегий концентрации 2.2.- Горизонтальная интеграция или слияние 2.3.- Сокращение части фирмы 2.4.- Ликвидация компании |
I. Квадрант стратегий 1.1.- Концентрация 1.2.- Вертикальная интеграция 1.3.- Центрированная диверсификация |
Сильная конкурентная позиция |
III. Квадрант стратегий 3.1.- Сокращение расходов 3.2.- Диверсификация 3.3.- Сокращение части фирмы 3.4.- Ликвидация компании |
VI.Квадрант стратегий 4.1.- Центрированная диверсификация 4.2.- Конгломератная диверсификация 4.3.- Совместное предприятие в новой области |
Рисунок 6. Матрица Томпсона-Стрикленда.
При наложении матриц, наш монопродукт, отнесенный к «вопросительным знакам», накладывается на второй квадрант стратегий. На наш взгляд наиболее приемлемым вариантом для увеличения доли рынка является пересмотр стратегий концентрации, также можно рассмотреть горизонтальную интеграцию или слияние с одной из служб такси, что стало бы первым шагом к переходу к более комфортным транспортно-пересадочным узлам.
При анализе организации по матрице МакКинси, мы определили направление развития, как стратегию усиления конкурентных преимуществ. Изначально мы определили корпоративную стратегию предприятия, как стратегию концентрированного роста, однако согласно модели Томпсона и Стрикленда необходимо пересмотреть данную стратегию для увеличения конкурентных преимуществ.
№ п/п |
Стратегии |
Рынки |
Развитие |
|
1 |
Стратегии концентрированного роста |
|||
1.1. |
Освоенный |
Освоенный |
Ресегментирование и репозиционирование |
|
1.2. |
Освоенный |
Новый |
Маркетинг новых рынков |
|
1.3. |
Освоение новой продукции |
Новый |
Освоенный |
Инновационные разработки |
Рисунок 7. Стратегия концентрированного роста.
Если ранее ООО «Автовизит» придерживалось стратегии усиления позиций, то сейчас назрел тот момент, когда необходимо освоение новой продукции.
Как вариант, можно предложить ввести собственную услугу такси-доставки от станции прибытия из аэропорта до определенного адреса. Такая услуга будет пользоваться популярностью у деловых людей, приезжих, не хотящих тратить время на общественный транспорт, а также тех, кто избегает пробок, но предпочитает максимально комфортные условия перемещения.
3.4. Выбор конкурентной стратегии предприятия
Опираясь на проведенный анализ, выберем конкурентную стратегию.
Стратегии |
Необходимые ресурсы и навыки |
Требования к менеджерам |
Стратегия дифференцирования (дифференциации) |
Навыки к маркетинговой деятельности. Особое внимание и вложения в НИОКР. Творческие способности персонала. Высокая торговая марка и репутация. Длительные традиции, налаженные связи с каналами распределения, глубокое знание рынка |
Приоритет маркетинговым исследованиям рынка, а также качества над количеством. Координация НИОКР. Мотивационная среда для творческой деятельности. Высокое позиционирование товара на рынке (элитность, качество-люкс) |
Стратегия фокусирования |
Дополнительные вложения в точные исследования рынков, поиск новых сегментов и ниш, организация новых каналов распределения и сбыта |
Способность находить новые рынки, новые сегменты и незанятые конкурентами рыночные ниши |
Рисунок 8. Конкурентные стратегии.
Тип стратегии |
Риски применения |
Опасность имитаций способов, методов, технологий и производственных процессов. Появление новых, более эффективных технологий. Пренебрежение маркетинговыми исследованиями. Влияние инфляции на достижения стратегии. Не сочетается со стратегией дифференцирования. |
|
Имитация фокусирования другими фирмами. Потеря привлекательности товара для данного сегмента из-за размывания его границ и рынка в целом, или из-за исчезновения спроса на данный товар. Опасность выделения конкурентами еще более локального сегмента рынка |
Рисунок 9. Риски применения конкурентных стратегий.
В целях увеличения доли рынка и увеличения потребительской активности, возможно применение стратегии дифференцирования товара, но стоит всегда помнить о рисках снижения значимости товара для потребителя и пренебрежения к цене и издержкам, потому что по ССВУ-анализу, мы увидели, что организация очень зависима от инфляции и стоимости ресурсов. Для устранения этих рисков возможно применение стратегии фокусирования. Эта стратегия требует точных маркетинговых исследований, что не позволит пренебрежительно относиться к цене и издержкам, а так же позволит отслеживать потребительскую активность.
Риск имитации в нашем случае полностью исключен, так как заказ возможно будет осуществить вместе с покупкой билета на наш поезд, что будет проще, чем дополнительно заказывать такси у другой службы, и значительно дешевле, чем «ловить» машину у вокзала.
Появление более новых способов доставки пассажиров в аэропорт не предвидится, как и опасности выделения конкурентами более локального сегмента рынка.
Возможна потеря привлекательности товара, но этот риск будет устраняться тщательными маркетинговыми исследованиями, что позволит отслеживать спрос и принимать необходимые меры для увеличения его.