Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (понятие и этапы цикла организации).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. понятие и этапы цикла организации
1.1. Значение жизненного цикла в функционировании организации
1.2. Стадии жизненного цикла организации
Глава 2. Практические аспекты изучения жизненного цикла ООО «Автовизит»
2.1. Общая характеристика ООО «Автовизит»
2.2. Стадия жизненного цикла организации ООО «Автовизит»
Глава 3. Система стратегического управления в ООО «Автовизит»
3.1.Анализ текущей деятельности и прогноз целевого развития.
3.3. Модель Томпсона-Стрикленда и выбор корпоративной стратегии
3.4. Выбор конкурентной стратегии предприятия
Содержание:
Введение
Актуальность темы. В настоящее время существует более десяти различных моделей жизненного цикла организации, создатели которых используют разные термины для обозначения этапов или стадий развития субъектов хозяйствования. Каждая из стадий характеризуется как некая конфигурация определенных организационных компонентов. Количество этапов в различных моделях колеблется от трех до десяти. Рассмотренные с точки зрения организационных составляющих теории стадий жизненного цикла, как и различные управленческие концепции, свидетельствуют о том, что основными компонентами субъекта управления являются стратегия, структура, культура и управленческий персонал организации.
В отличие от биологического организма, имеющего единственный жизненный цикл, субъект хозяйствования способен сохранять жизнеспособность на протяжении нескольких циклов. Разделяя мнение большинства исследователей [3, 5 и др.], использующих аналогию с живыми организмами, в рамках организации авторами статьи выделяются четыре стадии жизненного цикла — младенчество, рост, зрелость и старение.
Различные аспекты проблемы управления развитием предприятий на основе моделирования процесса развития и жизненного цикла отражены в работах таких зарубежных ученых, как: Адизес И., Глазл Ф., Грейнер Л., Канн Р., Катц Д., Кимберли Дж., Ливехуд Б., Липпитт Г., Торберт У., Шайн Е.Х., Шмидт У. и др., а также отечественных: Емельянов Е.Н., Ефремов В.С., Жданов С.А., Гончарук В.А., Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Коротков Э.М., Неретина Е.А., Меркурьева И.С., Моргунов Е.Б., Поварницына С.Е., Попова Е.П., Пригожин А.И., Филонович С.Р., Широкова Г.В., Щербина В.В. и др.
Объектом исследования явились стадии развития организации, предметом - механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла.
Цель данной работы – исследовать особенности развития организации на различных стадиях жизненного цикла, а также применение теории жизненного цикла организации на практике.
На основании цели в работе выделены следующие задачи:
- дать понятие организации, выделить ее составляющие признаки;
- рассмотреть организацию как носителя жизненного цикла;
- раскрыть основные модели жизненных циклов и стадий развития организации;
- исследовать стадии развития ООО «Автовизит».
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
Глава 1. понятие и этапы цикла организации
1.1. Значение жизненного цикла в функционировании организации
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна организация (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей, противоречий. Один из важнейших в системе жизненных циклов экономических объектов является концепция жизненного цикла организации (предприятия) - модель развития организации во времени. [2.c.4]
Впервые понятие "жизненный цикл предприятия" в 1950 году предложил Кеннет Боулдинг. С этого времени все теоретические школы менеджмента, маркетинга, социологии, психологии, государственного управления начали бурно обсуждать и развивать эту теорию.
Следует понимать, что сам по себе термин "цикл" предполагает возможность неоднократного повторения явлений схожего характера с определенной периодичностью. И, несмотря на то, что каждое предприятие имеет свой уникальный путь, можно говорить о наличии различимых закономерностей развития, которые и позволили исследователям обратить внимание на возможность существования жизненного цикла организации (предприятия). [12. .8]
Предприятие как носитель жизненного цикла – это искусственно созданная организация, являющейся открытой системой, которая используя поступающие на входе ресурсы, осуществляет экономическую деятельность, получая на выходе произведенную продукцию.
Развитие предприятия по кривой жизненного цикла организации неизбежно, предсказуемо и последовательно. Такая эволюция обусловлена тремя причинами:
Во-первых, успешная компания всегда растет, превращаясь в сложную организационную структуру, в ней появляется все больше заинтересованных лиц (иногда с противоположными приоритетами). [10]
Во-вторых, по мере роста компании требуется внедрение новых процессов обработки информации и принятия решений.
В-третьих, компания постоянно "прыгает" между введением инноваций и укреплением данных инноваций в компании, меняя подходы к управлению.
Смена стадии происходит в момент, когда внутренние процессы компании начинают конфликтовать с условиями внешней среды, что приводит к неэффективности бизнеса. Компания вступает на путь выживания и меняет подход к управлению. Такой переход часто бывает болезненным, так как руководители бизнеса не сразу понимают, что их ранее успешные подходы нуждаются в изменении. Но если знать и планировать такой переход заранее, компания будет иметь возможность усилить свою эффективность. [22.c.7]
Полный жизненный цикл организации обязательно включает стадии, начиная с рождения, формирования организации, ее интенсивный рост, расцвет или "размножение", стабилизацию и кризис (спад, прекращение существования), каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стиль руководства, задачи и организацию труда и т.д. Причем последняя стадия не обязательно должна завершаться "смертью" или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее "возрождения" или "преображения" (коренной модернизации). [3.c.21]
В рамках концепции жизненного цикла организации существует не менее трёх десятков теорий, выделяющих различное количество стадий развития организации: некоторые исследователи утверждают, что существует три стадии, другие - пять и более. Столь крупные разногласия связаны с тем, что каждый автор берет за основу классификации различные комбинации характеристик и рассматривает их динамику. Однако все они, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся во мнении, что стадии жизненного цикла организации представляют собой закономерную последовательность сменяющих друг друга этапов, каждый из которых является следствием предыдущего.
Пожалуй, одним из первых жизненных циклов в экономической литературе была концепция жизненного цикла продукта (товара). "Концепция жизненного цикла продукта была предложена в 1965 г. Т. Левитом. В ней были определены системные связи таких понятий как сбыт продукта, прибыль, потребитель, конкурент, стратегия маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка". [7.c.32]
На основе и по аналогии с жизненным циклом товара разработана и концепция жизненного цикла организации (предприятия). Одной из самых ранних моделей жизненного цикла предприятия явилась модель, предложенная А. Даунсом в книге "Движущие силы роста" (1967 г.) С учётом мнений правительственных чиновников он выделил три основных стадии роста и развития предприятия (табл. 1).
Таблица 1 – Стадии развития предприятия по А. Даунсу
Содержание
Стадия |
|
Борьба за автономию |
возникает до формального рождения предприятия или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые из окружающей среды ресурсы для достижения "порога выживания" |
Стремительный рост |
включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность в развитии |
Замедление |
характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур |
В целом эта модель представляет развитие правительственных предприятий от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю. [9]
В таблице 2 представим развитие теории жизненного цикла предприятия (К.С. Лапко, Е.В. Муратова).
Таблица 2 - История развития подходов к жизненному циклу
Автор |
Название концепции |
Создание |
А. Даунс |
Движущие силы роста |
1967 |
Г. Липпитт У. Шмидт |
Управленческое участие |
1967 |
Б. Скотт |
Стратегия и структура |
1971 |
Л. Грейнер |
Этапы развития и кризисы роста организации |
1972 |
У. Торберт |
Ментальность членов организации |
1974 |
Ф. Лиден |
Функциональные проблемы |
1975 |
Д. Кац Р. Кан |
Организационная структура |
1978 |
А.И. Адизес |
Теория жизненных циклов организации |
1979 |
Дж. Кимберли |
Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой |
1979 |
Р. Куинн К. Камерон |
Интегративная модель |
1983 |
Д. Миллер П. Фризен |
Траектории развития организации |
1983 |
Итак, жизненный цикл организации – это совокупность последовательных стадий (этапов) развития, которые проходит организация (предприятие) за период своего существования. В основе теории жизненных циклов организации лежит аналогия с биологическими объектами.
Как правило, в жизненном цикле организации выделяют основные стадии (этапа):
1) создание, зарождение или становление;
2) рост;
3) зрелость;
4) старость, спад, упадок или смерть (ликвидация). [12.c.76]
Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть. С учётом этого цикл может иметь следующий вид:
1) зарождение и становление,
2) рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка,
3) зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем
4) старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами.
В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже - других стадиях).[30.c.32]
Возможен также вариант адаптации предприятия к новой конкурентной среде, его реорганизации и смены сферы деятельности. На рис. 2 показано содержание основных функций предприятия на всех этапах его жизненного цикла в рамках традиционной трактовки этого понятия. При этом показана также возможная альтернатива этапу упадка – реинжиниринг бизнеса, как отражение современных подходов.
Рисунок 2 – Обобщённая концепция жизненного цикла предприятия.
Таким образом, концепция жизненного цикла предприятия отражает закономерности повторяющихся циклов его развития и упадка, а также возможность его эволюционного совершенствования.
1.2. Стадии жизненного цикла организации
Итак, рассмотрев основные представления о жизненном цикле организации, мы выяснили, что выделяют несколько уровней подобной этапности развития организации. При этом периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, называют - стадиями развития, а периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, - циклами развития. [3.c.4]
Как уже было сказано выше, организации в течение жизненного цикла:
- уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы;
- перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям;
- погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.