Файл: Понятие и виды государственных пенсий (ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Определение государственного пенсионного обеспечения и история его законодательных актов
1.2. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Государственная пенсия за выслугу лет
1) предоставление социальной помощи;
2) замена утраченного заработка.
После детального изучения особенностей социальной пенсии, нам необходимо определить, что представляет собой государственная пенсия по старости, изучить условия и способы её получения, рассмотреть категории лиц, имеющих право на данную пенсию. Основываясь на Федеральном Законе № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», мы можем говорить, что пенсия по старости относится к государственному пенсионному обеспечению в РФ[36], и представляет собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую особым категориям граждан, исходя из условий назначения пенсии по старости. Исходя из указного определения, необходимо определить, кто относится к категории граждан, имеющих право на государственную пенсию по старости. Для решения этого вопроса нам предстоит рассмотреть вышеуказанный закон, а именно ст. 4.
Итак, в соответствии со ст.4 пункта 1, подпункта 5, к данной категории относятся: 1. Граждане, пострадавшие в результате техногенных катастроф. 2. Граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф. Однако, недостаточно знать категорию лиц, имеющих право на пенсию по старости, важно учитывать условия, при которых пенсия по старости может быть назначена. Так гражданин, пострадавший от техногенной катастрофы, не всегда может после случившегося претендовать на пенсию. Для этого необходим определенный порядок, определенные условия, без которых не всегда можно претендовать на пенсию по старости.
Основываясь на изложенном, мы можем определить наличие первого условия, а именно: лицо должно относиться к одной из перечисленных категорий. Следующим, немаловажным условием является достижение определенного возраста. Однако, такой возраст не для всех одинаков, то есть, единого возраста для получения пенсии по старости нет. К примеру, одной из категорий, относящихся к лицам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий, являются те, кто пострадал в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Нам следует рассмотреть данную категорию, чтобы определить не только возрастной показатель для получения пенсии по старости, но и определить разницу между возрастным показателем, в связи с особыми факторами. Однако, для более детального и точного изучения необходимо обратиться к Законодательству, регулирующему данные отношения. В результате изучения данной категории было определено, что основным законом, регулирующим отношения между гражданами, пострадавшими от воздействия Чернобыльской АЭС, а в частности, регулирующие отношения пенсионного обеспечения, является Закон РФ от 15 мая 1991 года 1244-1[37].
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что основной нормативной базой в изучении пенсионного обеспечения пострадавших от ЧАЭС является ФЗ №166[38], а также Закон РФ от 15.05.1991 г 1244-1. Согласно перечисленному закону, пенсия пострадавшим от ЧАЭС назначается с уменьшением пенсионного возраста, который согласно ФЗ № 400 составляет для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет[39]. Данный возраст может быть уменьшен не более чем на 10 лет; в совокупности для мужчин это - 50 лет, для женщин соответственно на 5 лет меньше.
Однако изложенное определяет не то, что возраст для всех пострадавших от ЧАЭС снижен на 10 лет, определено максимальное снижение, которое составляет 10 лет. Снижение пенсионного возраста рассматривается индивидуально, в зависимости от степени зараженности и иных факторов. Например, пенсионный возраст для граждан, постоянно проживающих в зоне отчуждения с правом отселения, уменьшается на два года, и один год дополнительно за каждые 3 года проживания или работы в зоне отчуждения, но в общей сложности не большее, чем на 5 лет[40].
Изучаемая категория граждан, в частности мужчины, могут выйти на пенсию по старости не раньше, чем в 55 лет, женщины соответственно на 5 лет меньше. Но одни граждане постоянно проживали на указанной категории территории в течение 8-9 лет, что дает им право выйти на 5 лет раньше, а иные всю жизнь, то есть, влияние радиоактивных воздействии на них увеличено в сотни, а то и в тысячи раз больше, что определяет различную степень причиненного вреда, а значит нерационально устанавливать один и тот же показатель возрастного снижения.
Но также, если гражданин проживал в зоне отчуждения 1 год или менее, то вред его организму будет причинен, но он не будет относиться к указанной категории, а значит сможет выйти на пенсию, лишь на общих основаниях. Данные вопросы являются одними из сложных вопросов в пенсионном обеспечении. Если говорить об участниках ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения, то их пенсионный возраст уменьшается на 10 лет в зависимости от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В особом случае пенсионный возраст снижается более чем на 10, а именно тем, кто стал инвалидом, по причине катастрофы ЧАЭС, снижение составляет 15 лет от пенсионного возраста. Обобщая указанное, мы пришли к заключению, что существенным условием является не только отнесенность гражданина к одной из категории, указанных выше, но и не менее важным условием является возрастной показатель, который варьируется в зависимости от различных факторов.
С одной стороны различий не должно быть в возрасте, так как предусматривается равенство, т.е. все пострадавшие граждане должны иметь право выхода на пенсию в одном и том же возрасте. Однако, степень вреда, причиненного различны. Это как с инвалидностью, которая бывает различных групп. Здесь все зависит от степени, т.е. набольшее снижение наблюдается, кому в результате ЧАЭС был причинен набольший вред в виде инвалидности и составляет как, было приведено разницу 15 лет между пенсионным возрастом, например, для страховых пенсий.
Однако, сложно судить о степени заражения каждого гражданина, об их последствиях, но государством все-таки было установлено снижение возраста, что является необходимым. Следующим, и последним, условием является наличие минимального трудового стажа. Согласно, закона № 1244-1 он составляет - 5 лет[41]. Итак, изучив определения, нам предстояло изучить условия назначений пенсии по старости.
В результате детального изучения нами было определено три основных условия, таких как:
1. Отнесенность к категории лиц, имеющих право на пенсию по старости.
2. Соответствующий возраст.
3. Наличие минимального стажа.
Обобщая вышеуказанное, нам необходимо определить размер пенсии по старости, а также сравнить его с размером социальной пенсии. Исходя из вышеизложенного, следует обратиться к ФЗ № 166, так как законом установлен размер государственной пенсии по старости. Итак, согласно ФЗ № 166 размер государственной пенсии по старости равен:
1. 250% от социальной пенсии для граждан, получивших, либо перенесших любую болезнь, связанную с ЧАЭС, а также для граждан, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы.
2. 200% от социальной пенсии для граждан, проживающих и работающих в зоне отчуждения.
Помимо указанного, следует уточнить, что размер государственной пенсии по старости увеличился с 1 апреля нынешнего года. В связи с Постановлением Правительства № 307 увеличивается размер социальной пенсии на 1, 015 коэффициента[42].
Исходя из изложенного, мы можем определить тот факт, что если пенсия по старости зависит от социальной пенсии, то и увеличение коэффициента напрямую воздействует на размер пенсии по старости, в данном случае на его увеличение. Значит, мы можем определить разницу между размера двух пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и между размерами пенсии по старости и социальной пенсии. Существуют 2 разницы. Исходя из категории, в первом случае социальная пенсия меньше в 2,5 раза от пенсии по старости, в другом случае пенсия по старости выше социальной в 2 раза.
Исходя из разницы между пенсиями, было установлено, что пенсия по старости значительно выше социальной, но и пенсия по старости напрямую зависит от социальной, т.е., если социальная пенсия будет увеличена, либо уменьшена в размере, то, соответственно, и с пенсией по старости произойдет то же самое. Также важно уточнить то, что пенсия по старости более привлекательна, чем социальная пенсия. При её выборе у пенсионера будут большие средства, чем при выборе социальной пенсии, а соответственно пенсионер сможет позволить себе больше расходов.
Изучив в данном разделе категории пенсии по старости и социальную пенсию, а также рассмотрев их плюсы и минусы, сравнив их, в частности размер пенсии, нам необходимо вернуться к вопросу о минимальном стаже, так как от него напрямую зависит, будет ли иметь право пенсионер на пенсию по старости, либо нет. Как нами было сказано ранее, минимальный стаж составляет 5 лет[43].
Однако, как известно, 2 года назад, т.е. в 2015 году, была проведена пенсионная реформа, в результате чего было принято решение об увеличении минимального стажа с каждым годом на 1 год, и к 2025 году он должен составлять 15 лет. Исходя из изложенного, возникает вопрос: если увеличение должно происходить с каждым годом на год, то минимальный стаж должен составлять на 2017 года 7 лет, но никак ни 5. Это определяет проблему теории и практики, ведь при выходе на пенсию по старости могут учитывать минимальный стаж в 5 лет на 2017 год, а не 7. С одной стороны, - это нарушение закона, но вопрос какого? Однако, нам следует вернуться к рассматриваемым условиям пенсий.
В результате проведенной работы можем сделать вывод, что граждане, имеющие право на социальную пенсию, не могут претендовать на государственную пенсию, тогда как граждане, имеющие право на пенсию по старости, имеют право на социальную пенсию при достижении возраста мужчинам 65, женщинам 60. Также важным нюансом в данном разделе является то, что РФ предоставляет возможность пенсионного обеспечения для лиц без гражданств и иностранных граждан.
Заключение
Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, чтобы подчеркнуть факт государственных гарантий нуждающимся, наличия социальной защиты в стране, обеспечения достойного уровня своих граждан. Поэтому, чтобы реализовать на практике все эти факторы для пенсионеров была создана государственная пенсионная система, которая включает в себя государственное пенсионное обеспечение.
В настоящее время государственное пенсионное обеспечение представляет собой одну из самых важных государственных гарантий, предоставляемую не только по случаю старости, но и по другим причинам: нетрудоспособность в виде инвалидности, детям сиротам, потерявшим кормильца. Государственная пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты со стороны государства пенсионером, которые имеют целью замену утраченного заработка либо социальную помощь. Назначается государственная пенсия при наличии необходимых условий, которые определены для каждого вида в отдельности.
К государственным пенсиям относятся пенсии: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, социальная. Каждая из пенсий в настоящее время обладает своими особенностями. Которые выражаются в условиях назначения, в круге лиц, имеющих право на государственную пенсию, например, пенсия по потере кормильца предоставляется лишь особой категории родственников умершего кормильца, также как пенсия по инвалидности, она предоставляется лишь особому кругу.
На социальную пенсию могут претендовать все при наступлении пенсионного возраста, но, а также право есть и у особых категории, как сироты. Каждый вид государственной пенсии имеет свои особенности, которые отличаются целиком от других видов пенсии. Размер государственных пенсии для каждого гражданина рассчитывается индивидуально, для расчёта пенсии за выслугу лет существует особая формула, иные пенсии не могут быть рассчитаны по этой формуле. Что касается социальной пенсии, то для её расчета никаких формул не требуется, Правительство уславливается размер одни раз в год, на текущий года.
Однако размер такой пенсии, как пенсии по старости на прямую зависит от социально, так как она рассчитывается в процентном соотношении, также пенсия пения по инвалидности зависит от размера пенсии. Однако, пенсия по потере кормильца рассчитывается независимо от размера социальной пенсии, здесь имеет важность размер должностного оклада умершего кормильца, и уже исходя из него назначается размер пенсии.
Что касается круга лиц, имеющих право на государственные пенсии, то в 4 видах пенсий он ограничен, то есть изначально закреплен законодательством, но в социальной пенсии нет ограничения круга лиц, необходимо лишь достижение пенсионного возраста для социальной пенсии, который равен для мужчин 65 годам, а женщинам 60.
Классификация пенсий подчеркивает разнообразие пенсионной системы, а также право выбора пенсии граждан. Однако, не смотря на её разнообразие и все преимущества, в современной государственной пенсионной системе существуют проблемы, которые необходимо решить, как можно быстрее, этими обусловлены постоянные пенсионные реформы, которые затрагивают и государственные пенсии.