Файл: Понятие и виды государственных пенсий (ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Определение государственного пенсионного обеспечения и история его законодательных актов
1.2. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Государственная пенсия за выслугу лет
2. Произошло закрепление пенсионных основ: пенсионного возраста, трудового стажа.
3. Была создана нормативно-правовая база пенсионной системы.
4. Создание классификаций пенсионного обеспечения по видам: по инвалидности, по потере кормильца, по старости.
5. Произошло разделение видов пенсии в зависимости от социального статуса.
Следует заметить, что пенсионная реформа явилась переходным этапом, которая закрепляла помимо наличия трудовых пенсий и социальные, то есть уже в 90 годах делался упор на обеспечение всех категории граждан вне зависимости от наличия трудового стажа, либо его отсутствии.
Основываясь на изученном материале, приходим к выводу, что, начиная со времен Российской Империи, государство старалось обеспечить старость своих граждан, изначально разграничивая их на имеющие право на пенсию граждан (таких как военнослужащие) и не имеющие, что социально несправедливо. Нужно отметить, что в короткий период времени форма пенсионного обеспечения изменялась от натуральной формы к натурально - денежной, а после произошел переход полностью к денежной.
При этом создавались как казалось, равные условия, равное пенсионное обеспечения с точки зрения того времени. Следует отметить, что равного пенсионного обеспечения не может быть. Как можно говорить о равном государственном пенсионном обеспечении, когда существуют различные профессии, степень вреда для работников совершенно разная, а значит пенсии должны быть разными. Была создана иллюзия равного государственного пенсионного обеспечения.
Государство могло бы создать равенство в пенсионном обеспечении лишь при переходе от денежной формы к натуральной Нами сделан вывод, о том, что пенсию должны формировать сами граждане, государство лишь должно стимулировать их в этом!
Справедливость, на наш взгляд, в пенсионном обеспечении - это сколько гражданин отложил, столько и получил. Только тогда каждый будет заинтересован в работе и откладывании средств на свою пенсию, также право наследования пенсии. В противном случае, когда существуют такие пенсии как социальные этой заинтересованности не будет, ведь минимум все получают, независимо от того заслужил ли гражданин на самом деле, либо нет. Обобщая указанное, мы приходим к такому выводу, что пенсионная система произошла задолго до того, как начала развиваться на территории РФ.
Со времен Царской России по нынешний период система государственного пенсионного обеспечения постоянно изменялась и дополнялась. В результате сформирована современная Российская система государственного пенсионного обеспечения, далекая от совершенства, которая продолжает совершенствоваться, изменяться и дополняться. Свидетельством этому служат постоянные пенсионные реформы.
1.2. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
К проблемам в первую очередь относятся:
1. Неравенство мужчин и женщин в праве получения пенсии.
2. Низкий размер пенсии.
3. Трудящиеся пенсионеры.
4. Проблема социальной пенсии.
5. Сложность в изучении государственного пенсионного обеспечения.
Конечно же, недостаточно перечислить проблемы. Для того, чтобы их решить, необходимо рассмотреть, в чем заключается суть каждой проблемы. Только после изучения сути каждой проблемы, нам удастся найти способы решения, а также определить, чем чреваты последствия.
Таким образом, первой проблемой является право выхода на пенсию мужчин и женщин в разном возрасте. Иными словами - это проблема неравенства. Однако, она не касается всех граждан, получающих государственную пенсию, например, пенсия за выслугу лет; как мужчины, так и женщины выходят на пенсию при особых условиях, но возраст для них не играет никакой роли; или же при получении пенсии по потере кормильца, возрастной показатель не играет никакой роли.
Однако, если мы имеем ввиду такие пенсии, как социальная пенсия, либо пенсия по старости, то в данных случаях существует закономерность - разница в пенсионном возрасте в 5 лет[6]. Также, следует отметь, что государством гарантируется равенство для всех граждан, независимо от различного рода факторов[7], т.е. должны быть созданы условия, при которых мужчины и женщины были бы во всем равны, государственное пенсионное обеспечение не может быть исключением.
Аналогичная проблема была выявлена в государственном пенсионном обеспечении и другой страны - ПМР. Схожесть состоит не только в самой проблеме, но в возрастной разнице, она идентична - 5 лет[8].
К одной из наиболее значимых проблем можно отнести проблему низкого размера пенсии в РФ. При рассмотрении всех видов пенсии, нами было выявлено, что относительно неплохой размер пенсии лишь у категории, имеющих право на пенсию за выслугу лет, а также по старости так, как и размер пенсии неплохой + существует возможность получения двух пенсий (в случаях с выслугой). Но мы должны понимать, что это сделать достаточно сложно.
Если брать даже выслугу военнослужащих, она равна 20 годам, этот период для назначения пенсии по выслуги лет, причем минимальный. Однако, чтобы получить и вторую пенсию, необходимо перейти на гражданские работы и трудиться еще не мене 15 лет, т.е. в общей сложности не менее 35 лет, а это достаточно трудно. Во всех остальных случаях размер пенсии низкий. Если брать в сравнении со вторым разделом первой главы, то, например, в странах Скандинавии размер пенсии более чем в 2 раза выше прожиточного минимума, если же рассматривать размер в РФ, то пенсия может составлять меньше размера прожиточного минимума, в частности социальная пенсия.
Низкий размер пенсии определяет не всегда достойное проживание пенсионеров, так как пенсия рассчитана на минимум во всем. Однако возникают ситуации, как например болезнь, и тогда этого минимума не хватает. Если же пенсионер одинок, то в данном случае он обречен. Согласитесь, такого не должно быть, так как пенсионеры, как и инвалиды, уязвимы и нуждаются в повышенном обеспечении, в том числе материальном. А это, в свою очередь, может привести к повышению средней продолжительности жизни в стране.
Из одной проблемы вытекает и другая, которая, в свою очередь, ведет к снижению потенциального кадрового состава. Рассмотрим её подробно. Низкий размер пенсий ведет к тому, что многие граждане, несмотря на достижение пенсионного возраста, вынуждены продолжать свою трудовую деятельность. Они не увольняются с работы, так как понимают, что средств им будет не хватать, это ведет к тому, что рабочие места заняты, т.е. будущий пенсионер не сможет работать, формировать себе трудовой стаж, либо специальный стаж (выслугу лет).
В итоге, он не сможет формировать свою пенсию, а значит, в дальнейшем ему не будет хватать стажа даже для назначения пенсии (кроме социальной пенсии). Низкий размер пенсии особенно остро отражается на одиноких пенсионерах. Это обусловлено тем, что размер социальной пенсии связан с прожиточным минимумом пенсионера, в который не входит оплата за коммунальные услуга, а пенсионер, не имея иного никакого иного дохода оплачивает их из пенсии, а значит лишает себя даже минимума, это недопустимо. Да, размер социальной пенсии негативно отражается и на супружеские пары пенсионеров, не если коммунальные услуги, то получиться, что они делятся на 50% на одного и другого, но все же средств не хватает.
А это обозначает, что необходимо при установлении размера пенсии Правительством брать в расчет и иные потребности помимо продуктов питания, так как любому гражданину, не только пенсионеру для нормального продолжения жизнедеятельности необходимы не только продукты питания, жилье, но и другие элементы, а при низком размере пенсии гражданин ограничен. Но, с другой стороны, лица, которые продолжают свою трудовую деятельность, в большинстве случаев обращаются за назначением пенсии и в результате получают и заработную плату, и пенсию, что является недопустимым.
Следующий, скорее вопрос, чем проблема, но мы все же отнесем его к категории проблем. Заключается она в социальной пенсии, но не в целом, а частично. Во- первых, - это низкий размер социальных пенсий и это губительно, так как данную пенсию получают и инвалиды, в прошлом инвалиды -детства и тому подобное. Хотелось бы отметить, что это особая категория граждан, которая нуждается в наибольшем материальном обеспечении, так как на протяжение своей жизни вынуждена принимать различные медикаменты, возможно, дорогостоящие.
Но, так как пенсия низкая, они не могут себе этого позволить, что может в конечном результате привести к смерти. Вторая же проблема социальной пенсии в корне отличается от предыдущей. Речь идет о праве на пенсию для граждан, которые никогда не трудились. Несмотря на то, что государство социально и должно относиться гуманно, мы можем вспомнить, что в прошлом в России (в период советского государства) существовала статья за тунеядство. Граждан наказывали в тех случаях, когда они не трудились.
В настоящее время все совершенно наоборот, их даже поощряют пенсиями. Хотелось бы отметить трудность в изучении государственного пенсионного обеспечения в РФ. Даже, казалось бы, основной ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении», тот четко не регламентируют государственные пенсионные отношения. В связи, с чем возникали частные трудности при рассмотрении той или иной категории пенсии. Разумеется, рассмотренные проблемы, вопросы, далеко не все, однако возникла необходимость в их рассмотрении, чтобы чётко понимать все минусы системы пенсионного обеспечения в целом, а также минусы каждой пенсии, что является важным элементом в построении пенсионной системы. Ведь, как мы указали изначально, пенсионная система и в настоящая время развивается, а значит преобразовывается путем изменений, дополнений. Только в том случае, если будут чётко проанализированы все недочеты, можно будет рассмотреть их, и устранить, а это означает - что понимание проблемы - это уже первый шаг к её решению.
Необходимость рассмотрения всех проблем была необходима не для критики, а для объективного изучения всей системы. Изучив изложенные проблемы, мы можем определить, что современное пенсионное обеспечение не идеально, несмотря на то, что развиваться система начала достаточно давно. Однако, необходимо понимать, что создание наиболее приемлемой системы, - это результат трудоёмкой работы, в результате которой будут рассматриваться все за и против.
По причине неидеальной системы пенсионного обеспечения, мы не можем говорить о гарантиях со стороны государства насчёт пенсий, так как, чтобы создать данную систему, необходимы постоянные изменения и дополнения, которые не чреваты всегда благоприятными последствиями.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Государственная пенсия за выслугу лет
Современное Российское законодательство в области государственного пенсионного обеспечения достаточно разнообразно и включает в себя следующие виды пенсий:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) социальная пенсия[9].
Для более детального изучения необходимо рассмотреть каждый вид пенсии в отдельности, показать проблемы и особенности каждой пенсии сравнить их и определить наиболее приемлемую пенсию для категории граждан.
Вначале, рассмотрим государственную пенсию за выслугу лет. Данная категория пенсии предусматривает постоянную государственную ежемесячную денежную выплату, которая предоставляется гражданам в целях компенсации утраченного дохода, в связи с прекращением профессиональной деятельности за выслугу лет.
В настоящее время к категориям лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, относятся, такие как:
1. Федеральные государственные служащие.
2. Военнослужащие.
3. Лица, из числа космонавтов.
4. Лица, из числа работников лётно-испытательного состава[10].
Эти действия привели к тому, что большое количество граждан лишились своего права - претендовать на пенсию за выслугу лет, лишились возможности претендовать раньше на пенсию на основании отработанной выслугой лет.
К таким категориям граждан относились, прежде всего:
1) работники просвещения и здравоохранения;
2) работники театрально-зрелищных коллективов и предприятий. Это определяет еще одну проблему - с одной стороны, граждане должны еще в раннем возрасте определить для себя вид пенсии, соблюсти все условия. Однако кто гарантирует, что не произойдут изменения и в результате пенсию, на которую гражданин хотел бы претендовать, не отменять, либо, как в данном случае, категорию профессий изменят и прав на эту пенсию не останется. Нет уверенности в будущем у пенсионеров.