Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности
1.2 Понятие стресса в профессиональной деятельности
Глава 2. Анализ особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Особенности проявления профессионального стресса в управленческой деятельности
Содержание:
Введение
В области прикладных исследований психических функциональных состояний в современном мире труда актуальным объектом является анализ стрессовых состояний. Практическое значение таких исследований состоит в профилактике психологического стресса, возможности управления функциональным состоянием работника, укреплении профессионального здоровья, и предполагает выяснение причин стрессового состояния, изучение стрессовых реакций, анализ стресс-факторов, определение условий, позволяющих их контролировать.
Проблема профилактики психологического стресса остро представлена в деятельности управленческого персонала организации. Наличие стресса (дистресса) в профессиональной деятельности руководителя является одной из ее отличительных особенностей: психическое напряжение отмечают как одно из рабочих состояний управленца. Руководители первой линии находятся в первой пятерке списка из 130 профессий, располагающихся в порядке, соответствующем уровню вызываемого ими стресса.
Таким образом, выбранная тема «Профессиональный стресс в управленческой деятельности» на сегодня является актуальной.
Объектом исследования в работе выступает профессиональный стресс.
Предмет исследования – профессиональный стресс в управленческой деятельности.
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей проявления Профессионального стресса в управленческой деятельности.
Задачи исследования:
-
-
-
-
-
-
Методы исследования: теоретические, включающие поиск, анализ, классификацию и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности
1.1 Понятие и теории стресса
Слово «стресс» впервые ввел в обиход Ганс Селье. Он утверждает, что стресс является неспецифическим ответом организма на любое требование, которое к нему предъявляется. Это говорит о том, что стресс – не только обычное нервное напряжение. Практически любое непривычное организму воздействие – чувство страха, гнева, любви, радости, ненависти, сильные жара и холод, реакция на прием лекарств, инфекция – все это факторы, которые могут спровоцировать возникновение стресса [23].
Факторами, которые влияют на появление стрессовой ситуации, являются травмы, ожоги, холод, избыток или дефицит информации, при сопутствующем воздействии на организм разнообразных патогенных раздражителей. Стресс может сформироваться как следствие неудовлетворенных притязаний либо эмоциогенных воздействий. В последнем случае он носит название «эмоциональный стресс».
При столкновении со стрессовой ситуацией, организм человека подготавливается к реализации двух самых важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Частота сокращения сердечной мышцы увеличивается, растет кровяное давление, глубина и частота дыхания также повышаются. Человек чувствует возбуждение, мышцы туловища напрягаются, зубы плотно стискиваются, пальцы непроизвольно сжимаются в кулаки, чувство тревоги и внутреннего беспокойства усиливается [27].
Все эти реакции в комплексе помогают человеку распознать физический стресс и адаптироваться к нему. Но следует учитывать, что большинство современных стрессов имеют скорее психологическую природу, нежели физическую. Неудовлетворительное исполнение работы, несогласие с коллегой, неприятный разговор с близким человеком вызывают такую же физическую реакцию, как и конфронтация с врагом, или, например, попытка покорить двери маршрутного такси в часы пик.
Стресс способен изменить биохимию человека, он нарушает работу всех органов и тканей организма. Если стресс воздействует на человека длительное время, в крови повышается холестерин, защитные силы организма слабеют, повышается риск появления онкологических заболеваний, ишемической болезни сердца. Человек часто простужается и болеет вирусными респираторными заболеваниями, его часто преследуют мигрени и боли в пояснице. Самыми первыми признаками стресса являются раздражительность, повышенная утомляемость, длительная усталость, которая имеет свойство «накапливаться», общая слабость.
Первая стадия является «стадией тревоги». В ней задействуются все защитные силы организма. На стадии тревоги происходит мобилизация всех защитных сил организма. Это происходит благодаря быстрой перестройке нервной и гормональной систем за счет преобладания катаболических процессов над анаболическими. Эта стадия также называется «стрессом ожидания» либо «предстартовой лихорадкой». Подобное состояние испытывают студенты перед экзаменами, спортсмены на старте, больные перед операцией. В данном случае не следует забывать о том, что чем сильнее волнение человека на этом этапе, тем хуже он будет защищен в последующем. Дело в том, что энергия растрачивается, силы теряются, человек сильно напоминает спортсмена, который «перегорел» на старте. С другой стороны, постоянное стремление сохранять «олимпийское спокойствие» приводит к отсутствию надлежащей мобилизации сил, которые необходимы для отражения стресса [3].
Вторая стадия представляет собой период постепенного вхождения человека в трудную ситуацию и активное противостояние этой ситуации. На этой стадии осуществляется переход человека в новое гомеостатическое состояние, в полном соответствии с изменившимися условиями воздействия. Основным признаком перехода является (также как и в норме, но на ином уровне) преобладание анаболических процессоров над катаболическими.
Третья стадия представляет собой стадию нервного и физического истощения. Эта фаза считается самым опасным этапом стрессовой ситуации, она проистекает от невосполнимой растраты энергии на предыдущих стадиях. Длительные либо чрезмерные стрессовые перегрузки, подводящие к третьей стадии, являются чрезвычайно опасными. Дело в том, что они могут привести к появлению самых разных заболеваний организма человека и его психики, т.н. «болезням стресса». Это могут быть неврозы, депрессии, диабет, гипертония, инсульт, инфаркт миокарда, различные нарушения иммунной системы [5].
Общий адаптационный синдром является совокупностью неспецифических реакций организма в целом. Они возникают в ответ на чрезмерно сильные разрушительные воздействия, имеют приспособительный и защитный характер. На основе концепции Г. Селье первые две стадии соответствуют современному понятию «стресс». А самая последняя стадия, или стадия истощения самим Г. Селье была названа «дистрессом» [23].
Попадание человека в состояние стресса можно рассматривать, как появление необходимости найти выход из конфликтной ситуации и адаптироваться к новым условиям. Следовательно, развод, брак, повторный брак можно рассматривать как стрессовые ситуации. Подобное можно сказать и о теннисном матче, перелете в другой временной пояс, карточной игре, потере работы, понижении или повышении в должности. Разумеется, стрессы могут быть как отрицательную, так и положительную эмоциональную окраску. Надо заметить, что не все стрессы ведут к депрессии и не все из них представляют опасность для здоровья.
Таким образом, стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Поскольку именно это определение позволяет понимать стресс и как физиологический процесс и как психологической состояние, то есть вбирает в себя концепции наиболее известных исследователей стресса -Г. Селье и Р. Лазаруса.
Из данной теории можно сделать ряд заключений. Прежде всего, одинаковые внешне события могут являться факторами стресса для одних людей, а для других – не являться таковыми. Каждый человек ставит свою когнитивную оценку внешнему событию, что и определяет стрессорное значение данного события для конкретного субъекта. Кроме того, одни и те же люди одно и то же событие могут воспринимать в одном случае как стрессорное, а в другом – как нормальное, не выходящее за рамки общих стандартов. Как правило, такие различия связаны с физиологическим состоянием или с психическим статусом объекта.
Итак, когнитивная теория стресса основана на положениях о ведущей роли в развитии стресса следующих факторов [2]:
– психического отражения явлений, происходящих во внешней среде и их субъективной оценке;
– познавательных процессов по преобразованию информации на основе таких характеристик, как значимость, интенсивность и неопределенность событий;
– индивидуальных различий в реализации познавательных процессов, а также в оценке субъективной опасности, или степени угрозы стимулов.
Как указывает Р. Лазарус, данная теория наиболее полно отражает наличие существующих взаимосвязей между стрессом и здоровьем. Когнитивная теория стресса, во-первых, говорит о том, что взаимодействие человек с окружающей средой и определенных условиях, требующих адаптации, подвергается постоянному изменению. Во-вторых, чтобы взаимосвязь между указанными выше переменными стала стрессовой, должна возникнуть заинтересованность, а также высокая мотивация в достижении результатов. Другими словами, человек должен видеть, что его трансакции с рабочей средой остаются релевантными к личным целям, которые имеют для него наибольшее значение. В-третьих, психологический стресс возникает только в том случае, когда человек выполнил оценивание и пришел к выводу, что внешние и внутренние требования вызывают у него чрезмерное напряжение сил либо превосходят его личные ресурсы [16].
В связи с тем, что человек обычно стремится изменить то, что является недостижимым или нежелательным, стресс скорее можно обозначить как динамический процесс, а не статическое состояние. Психическое состояние меняется на протяжении времени в соответствии с различными условиями среды. Взаимосвязь человека и среды не моет оставаться постоянной на протяжении определенного времени или по мере выполнения одной задачи к другой.
Этот принцип раскрывается в полной мере, если в процессе исследований применять изучение внутрииндивидуальных связей в дополнение к нормативным связям или межиндивидуальным. Так поступают, чтобы провести наблюдения за степенью стабильности либо изменчивости реакций на протяжении времени в соответствии с адаптационными условиями [13].
Основой психодинамической модели стресса являются положения теории З. Фрейда, которая, прежде всего, касается понятия «тревоги». Данная теория описывает два типа зарождения и причин появления беспокойства и тревоги. Сигнализирующая тревога появляется в виде реакции предвидения реально существующей внешней опасности. Травматическая тревога развивается под влиянием внутреннего, бессознательного источника. Самым ярким примером появления тревоги данного типа является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов.
Чтобы описать результирующие симптомы такого состояния, З. Фрейд ввел такой термин, как «психопатология повседневной жизни». Если человек попадает в ситуацию, которая может привести к неврозу, т.е. при втором типе тревоги, «Я» активизирует механизмы психологической защиты [12].
В психоаналитической теории значимым понятием является понятие регрессии, или возврата на более низкую стадию психосексуального развития. При этом проявляется ребячливое поведение, характерное для более раннего периода развития. Например, при попадании в ситуацию сильного стресса, взрослый человек может регрессировать. Это сопровождается слезами, сосанием пальца, желанием забыться и выпить алкогольный напиток. Регрессия – одно из ответвлений того, что Фрейд называл фиксацией (остановка развития или его фиксация на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда признают регрессию и фиксацию взаимодополняющими явлениями. Причем вероятность возникновения регрессии в основном зависит от силы фиксации (Fenichel).
В психодинамической теории стресса активно разрабатывались психологические защиты, к которым прибегает человек под воздействием стрессгенных факторов. Термин «психологическая защита» был впервые введёнФрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов [16].
По Фрейду, психологическую защиту следует рассматривать с позиции стратегии, которую личность применяет для защиты от разнообразных угроз внешнего мира, а также от явного выражения инстинктивных импульсов Ид и ответного давления Супер-Эго. При этом происходит блокировка или искажение импульсов, а значит, Эго находится в состоянии постоянной обороны. Таким образом, термином «психологическая защита» обозначаются все приемы, которые Эго использует в тех конфликтах, которые, в конечном счете, могут привести к неврозу [19].
З. Фрейд утверждал, что действие всех защитных систем не осознается личностью и поэтому они искажают восприятие реальности. Кроме того, он говорил, что человек применяет не какой-либо одни защитный механизм, а их сочетание. Выбор защитной системы определяется возрастом, социальным статусом, уровнем интеллекта личности. Например, такой механизм, как отрицание, часто используют маленькие дети и люди, у которых снижен интеллект.
Позднее понятие психологической защиты было более детально разработано другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд.