Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности
1.2 Понятие стресса в профессиональной деятельности
Глава 2. Анализ особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Особенности проявления профессионального стресса в управленческой деятельности
Психологический анализ управленческой деятельности показывает, что типичными характеристиками труда руководителя, провоцирующими напряжение нервной системы, внимания, их перегрузку, являются, чрезмерная интенсивность рабочих нагрузок, высокая ответственность за конечные результаты и людей, множественная подчиненность. Работа руководителя многоплановая и разнородная по своему содержанию, ее неотъемлемой частью являются большие потоки информации (в условиях лимита времени руководители обрабатывают значительный объем речевой и текстовой информации (10-60 документов) при частых переключениях видов деятельности (16-150 раз за рабочий день)), что требует постоянной активизации умственных действий руководителя. Выполненная оценка гигиенических условий труда, факторов среды рабочего места руководителя выявила неудовлетворительное состояние физикохимической среды в отношении шума, освещенности (провоцирующих наличие акустического и зрительного дискомфорта), загрязнения воздушной среды и изменение этих показателей (улучшение) с повышением уровня управления [1].
Многие управленцы реагируют на перегрузки увеличением длительности работы. Было установлено, что 45% обследованных работали без выходных, 37% - вечерами, высвобождая выходные. Для многих компаний такой тип поведения стал нормой, которой придерживаются, хотя такого рода рабочие перегрузки являются результатом плохой организации служебной деятельности, несоблюдения гигиены умственного труда, недостатка сотрудников, неопределенности в местной политике [15, 31].
К стрессорам принадлежат и организационные переменные - взаимоотношения, технологические нововведения, реорганизация. Снижение уровня удовлетворенности работой, ухудшение психического и физического здоровья отмечалось в исследовании у сотрудников предприятия, изменившего собственника (Cooper & Jackson, 1995).
Кроме этого деятельность современного руководителя выполняется в условиях влияния внешних средовых факторов (нестабильность макроэкономической динамики, конкуренция, криминальная среда), которое возрастает с повышением уровня управления.
Выполненная систематика причин управленческого стресса [30] содержит перечень более 40 взаимодействующих факторов, включая также и неорганизационные источники стрессов (проблемы семьи, жизненные кризисы, конфликты личных ценностей с ценностями организации).
Особенности труда в области менеджмента предъявляют высокие требования к состоянию физиологических функций и психических качеств его субъектов. В изучении причин стрессов внимание исследователей было обращено на оценку индивидуальных особенностей людей, делающих их уязвимыми для стрессов. Являются взаимосвязанными общее физическое состояние менеджера и его подверженность стрессам: более здоровые управленцы меньше страдают от производственных стрессов. Восприимчивость руководителя к стрессу зависит в значительной мере от физической конституции организма, состояния здоровья, черт характера, волевого настроя, потребностей и интересов, эмоционального состояния, уровня знаний, умений и навыков [24]. Установлено, что менеджеры с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам: интерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем экстерналы [28, 30].
Адаптация к психологическому стрессу определяется психологической выносливостью, устойчивостью личности к стрессу. В работах (М. Фридман, Р. Роземан) было показано, что устойчивость к стрессу зависит от темпераментных свойств. В выборке работников умственного труда, в которую также входили администраторы, «неустойчивыми оказались лица с выраженной склонностью к конкуренции, стремлением к достижению цели, агрессивностью, нетерпеливостью, беспокойством, гиперактивностью, эмоциональной экспрессивностью, постоянным чувством нехватки времени» [Цит. по 10]. Данный поведенческий комплекс также в литературе описан как поведение типа А. Установленные в исследованиях психологические характеристики - корреляты поведения типа А - в других исследованиях были представлены коррелятами эффективности управленческой деятельности и входили в список ПВК руководителя [26]. Выраженность поведенческих стереотипов, таких как поведение типа А, представлено и результатами исследования проявлений профессионального стресса менеджеров [17].
В исследовании Н.Е. Водопьяновой изучались приспособительные стратегии поведения менеджеров (копинг, совладающее, преодолевающее поведение), психологическое назначение которых состоит в наиболее лучшей адаптации человека к ситуации через ослабление или смягчение требований ситуации. Было показано, что «успешные» менеджеры используют большее число моделей и предпочтение отдается «здоровым» моделям преодоления стрессогенных ситуаций, для которых характерна активность, просоциальность и гибкость: ассертивность поведения, вступление в социальные контакты, поиск социальной поддержки [9].
В ряде исследований была показана важность социальной поддержки для снижения влияния стресса [15]. В исследовании с участием бизнесс-менеджеров США, рабочих Германии установлено, что оказанная социальная поддержка руководителей, коллег, друзей, семьи снижает симптомы воздействия социальных производственных стрессов, таких как депрессия, делает значительно менее острыми физические и психологические последствия производственных стрессов и стрессов вне работы, снижет риск сердечнососудистых заболеваний, нормализует артериальное давление.
Важность социальной поддержки для снижения последствий стрессового влияния подтверждена на выборке руководителей подрядных организаций, выполняющих кровельные работы, в корреляционном исследовании, целью которого явилось изучение связи компонентов стрессочувствительности с социально-психологическими особенностями руководителя - качествами межличностного взаимодействия [25]. Было установлено, что сотрудничество, взаимопомощь, психологическая поддержка повышают стрессоустойчивость.
Такие рекомендации существуют, но не используются, поэтому настоятельным требованием времени является принятие специальных норм и правил системы мер первичной профилактики, а также мер контроля и ответственности за их соблюдением [1].
В практику предприятий необходимо ввести работу службы психологической поддержки, назначение которой обеспечить социально-психологическое сопровождение на предприятиях и решение таких задач как: изучение факторов напряженности трудового процесса, включая социальный климат на предприятии; консультирование руководителей предприятия в области совершенствования организации трудового процесса; определение рациональных режимов труда и отдыха для конкретных категорий руководителей; обучение работников методам снятия психоэмоционального напряжения; формирование группы риска, разработка и осуществление на практике программы психологической поддержки лиц из групп риска.
2.2 Стресс-менеджмент в деятельности руководителя
Существует понятие профессиональный стресс – это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [7]. Он отмечен в отдельной рубрике Международной классификации болезней (МКБ-10). Причем причинами такого стресса могут стать не только нехватка времени, информации или множество работы, а даже условия труда: плохая освещенность рабочего места, плохая вентиляция, теснота.
Источником «профессионального» стресса у руководителя (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор [11]:
– некомпетентные сотрудники;
– недобросовестные партнеры и чиновники;
– жесткие конкуренты;
– требовательные клиенты и т.д.
В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:
– «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
– «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
– «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
– «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
– «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
– «потерю смысла деятельности», «стресс несбывшихся надежд» и т.д. Выделяют 6 главных источников стресса управленцев [22]:
1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т.д.);
2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т.д.);
3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т.д.);
4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т.д.);
5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т.д.);
6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т.д.).
По мнению Ю.В. Щербатых, исследователя психофизиологических феноменов стресса, факторы, вызывающие производственный стресс, достаточно условно разделить на два вида: субъективные, развитие которых больше зависит от самого человека, и объективные, мало зависящие от личности работника [29].
Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний. А именно проявление неврозов, одним из форм которого является неврастения, наиболее встречающееся у людей, занимающих руководящие посты. Польским ученым А. Кемпински введено понятие «директорский невроз». Обстановка редко бывает мягкой и уступчивой и когда все усилия не приводят к удовлетворительному результату, а сам руководитель неправильно оценит окружающую обстановку и не адаптируется к фактическим условиям – все это приводит к состоянию собственной неполноценности, которая еще более увеличивается ввиду агрессии со стороны подчиненных. Кемпински А. описывает руководителей, страдающих директорским неврозом, следующим образом: «Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу же несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречивые распоряжения. Своим поведением они раздражают общественную группу, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раздражению».
Так как стресс имеет больше негативных последствий, для руководителей важно научиться управлять им, как собственным, так и стрессом своих подчиненных. Поэтому для как можно быстрого и комфортного выхода из стрессовой ситуации применяется стресс-менеджмент.
Термин «стресс-менеджмент» в буквальном переводе с английского означает «управление стрессом» [11]. Но однозначного и общепринятого определения не существует, так как оно включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций, но большинство практиков трактуют данный термин как «управление собой в момент стресса».
В стресс-менеджменте выделяются две основных ступени: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности, в том числе и себя. Стресс-менеджмент включает в себя признание того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а, следовательно, и на решении производственных задач организации, а также создание системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия стрессовых факторов, так и его последствий.
Самая предсказуемая и частая реакция человеческого организма на стрессовую ситуацию – это тревога, имеющая место быть на протяжении всего стресса. Поэтому первое, что должен делать человек сохранять спокойствие и не поддаться панике. Сохранение ясность мыслей, дающие четко представить существо проблемы, помогают быстро найти решение на неѐ. Английский психотерапевт М.Джордж писал: «Не надо быть врачом, чтобы распознать стресс. Не нужно быть специалистом, чтобы искоренить его. Поняв истинные причины стресса, мы тем самым сделаем первый шаг к избавлению от него».
Физическая нагрузка, как и стресс, активизирует процессы расходования и распада веществ, необходимых для мобилизации энергии. Для уравновешивания этих процессов необходимо усилить восстановительные процессы [7].
Способы, усиливающие восстановительные процессы:
– сон; здоровый сон – основа крепкой нервной системы;
– аутогенная тренировка; данный вариант является одним из способов самовнушения; применяя данную методику, человек влияет на процессы в своем организме психического и вегетативного уровня, а также на процессы, не подвергающиеся произвольной сознательной регуляции; аутотренинг подходит больше людям интеллектуального типа – особенно если у них есть некоторый запас упорства, что привычно для руководителей; подобно йоге, аутогенная тренировка имеет две ступени: низшую и высшую; и овладение последней делает возможным вызывать особое состояние сознания;