Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности
1.2 Понятие стресса в профессиональной деятельности
Глава 2. Анализ особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Особенности проявления профессионального стресса в управленческой деятельности
– медитация (лат. meditatio от meditor – размышляю, обдумываю) – умственное действие, приводимое психическое состояние человека углубленную сосредоточенность; физическое состояние медитирующего характеризуется максимальной расслабленностью, а его сознание некоторой отрешенностью от внешних объектов и переживаний;
– релаксация; является защитой от стрессов и их последствий; также способствует адекватной оценке обстановки и росту уверенности в себе.
Инженер У.Х. Кэрриер, попадая в стрессовые ситуации, следовал трем составляющим своего собственного метода [29]:
1. Необходимость спокойно проанализировать ситуацию и постараться четко уяснить себе возможные негативные последствия.
2. Представить себе самое худшее, что могло случиться, и попытаться найти аргументы, которые позволили бы вам примириться с этим, принять это как неизбежное.
3. Осознав самый неблагоприятный исход и примирившись с ним, начать спокойно обдумывать решение, чтобы изменить ситуацию.
Готовность к самому неблагоприятному исходу событий, что позволяет спокойнее встречать последствия, является прерогативой пессимистичного настроя и, пожалуй, его единственным плюсом, в то время как большинство практиков советуют держаться обратного подхода, то есть оптимизма. Так как опыт показывает, что позитивное мышление, а именно поиск во всех ситуациях, в том числе и негативных преимущественно хороших сторон, приносит человеку гораздо больше пользы, значительно уменьшая общее количество стрессов в его жизни. Так в Гарвардском университете США в течение 32 лет под наблюдением находилось 2280 мужчин. По итогам многочисленных психологических и медицинских исследований было принято заключение: «Пессимисты страдали от серьезных нарушений сердечнососудистой системы в 4,5 раза больше, чем лица, проявляющие оптимистическую установку к жизненным проблемам».
Все описанные способы восстановления баланса между расходом и приобретением энергии в стрессовых ситуациях сходятся в одном, – главное – понять суть проблемы и еѐ причины, и тогда обязательно находится решение.
Стоит отдельно выделить значительный фактор в деятельности руководителя это правильное распределение времени. Американский психолог А. Элкин говорит: «Следует научиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами». Им выделяются признаки того, что человек испытывает стрессы именно от неэффективного использования времени. Наличие хотя бы половины из этих признаков указывает на то, что постоянная нехватка времени может приводить к серьезным стрессам: ощущение постоянной спешки; нехватка времени на любимые дела и общение с семьей; частые опоздания; отсутствие плана времени; неумение делегировать полномочия другим людям; неумение отказать людям, отнимающим ваше время; периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.
Один из основателей тайм-менеджмента, специалист по психологии управления Питер Друкер указал в работе следующие навыки, необходимые для эффективного распределения времени [11]:
– анализ собственного времени;
– планирование распределения времени;
– сокращение непроизводительных затрат;
– укрупнение времени.
Также нужно сократить непроизводительные временные затраты, то есть не делать крупные дела маленькими порциями, таким образом теряется нить последовательности и целостная структура. Таким образом, правильное использование времени позволяет не только быстрее и качественней выполнить работу, но и избежать стрессов, связанных с ощущением непроизводительной траты времени.
Что же касается управления стрессами на уровне организации, в России только недавно начали принимать во внимание стресс и его управление, поэтому сегодня набирают популярность внешние компании, предлагающие тренинги и семинары в области стресс-менеджмента. Тренинги по стрессменеджменту основаны на том, что бороться с негативными эмоциями, возникшими в стрессовых ситуациях бесполезно, а научиться управлять ими можно и нужно. Тренеры используют ролевые игры, моделирование стрессовых ситуаций. Обучение стресс-менеджменту достаточно провести один раз. Главное, чтобы сотрудник сам захотел измениться.
Существенный недостаток тренингов в том, что большинство программ стресс-менеджмента нацелено на индивидуума, а не на организацию, и отделено от процесса диагностики проблем. А источник стресса может находиться не только в отношениях сотрудника с коллективом или начальником, но и просто в недостаточной квалификации [14].
Таким образом, зарубежные и российские практики предлагают различные техники профилактики и устранения стресса. Каждый человек сам выбирает в зависимости от своего психологического и физического состояния. Все это способствует позитивному настрою личности и уверенному общению с окружающими и восстановлению работоспособности.
Заключение
Множество факторов окружающей среды способны вызвать стресс у человека. В данное понятие привыкли вкладывать отрицательное значение, но это не всегда так, чувство радости после хороших новостей и событий, тоже является стрессом, но положительным.
В организациях, где непрерывно осуществляется рабочий процесс стрессовые ситуации возникают довольно часто. Этому способствуют конфликты между членами коллектива, нерешенные задачи, перегруженность работой, нехватка времени. Но чаще всего от всех этих факторов страдает руководитель организации. Чем больше ответственности возлагается на него, чем больше подчиненных находятся у него в распоряжении, тем больше фактов и явлений должны подвергаться контролю.
Проведенный обзор исследований показывает, что деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервно-психическим и физическим напряжением, изобилует специфичными стрессфакторами и различными реакциями, зависящими от индивидуальной резистентности к стрессу.
Программы профилактики данных состояний и укрепления профессионального здоровья должны включать комплекс разных мер: мероприятия организационного плана (аттестация рабочих мест по условиям труда, рационализация режимов труда, регламентация рабочего дня по видам деятельности, рационализация делопроизводства, эргономика рабочего места); лечебно - профилактические мероприятия (систематические профилактические осмотры, своевременные лечебные и профилактические мероприятия в условиях санаторно-курортных учреждений, рекомендации по рациональному питанию и здоровому образу жизни); мероприятия социально-психологического характера (благоприятный «психологический климат», психологическая поддержка).
Стресс-менеджмент в системе управления персоналом призван повысить стрессоустойчивость трудового коллектива, уменьшить опасности последствий стрессовых ситуаций, утомления. Проблему необходимо решать с выработки стрессоустойчивости у руководителей, в первую очередь, а затем у сотрудников.
Список литературы
- Амиров Н.Х. Труд и здоровье руководителя. - Казань: ГЭОТАР-МЕД, 2000.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов – М.: Смысл, 2013. – 378 с
- Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Апчел В.Я., Цыган, В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган - СПб.: ВМА, 2013. - 86 с
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб. : Сударыня, 1999.
- Вальдман А.В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса / А. В. Вальдман // Актуальные проблемы стресса. -Кишенев: «Штнинца», 2012. - С. 34-43
- Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. - М.: Экономика, 1969.
- Викулина О.В. Теория и практика психологии управления: настольная книга менеджера по персоналу / О.В. Викулина. – М.: Владос, 2008. – С. 11.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. – М. : Юрайт, 2017. – 343 с
- Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2001. - С. 311-322.
- Ильин Е.П., Фукин А.И. Дифференциальная психофизиология профессиональной и учебной деятельности. - Казань: Казанский университет экономики, управления и права, 1997.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 340 с.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык - М.: Академия, 2014. - 368 с
- Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде / Научный ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.– Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010 – 38 с
- Кречетников К.Г. Рамка квалификации и еѐ значение в управлении человеческими ресурсами организации [Электронный ресурс] // Государственное и муниципальное управление: теория, методология, практика: матер. ХI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: ЦРНС, 2014. – С. 165-170. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21302292.
- Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. - М.: Радикс, 1995. - С. 179-205.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – СПб.: Речь, 2012. - С. 178-208
- Леонова А.Б., Качина А.А. Особенности синдромов профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - С. 250-273.
- Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 96–100.
- Пархомович В.Б. Психологическая помощь лицам с посттравматическим стрессовым расстройством : учеб.-метод. пособие / В.Б. Пархомович; Белорус. гос. пед. ун-т. Минск: БГПУ, 2006. - 62с
- Полякова О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление. – СПб.: Речь, 2008. – 144 с
- Рогов Е. И. Организационная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Е. И. Рогова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 640 с.
- Родионов В.А. Стресс-менеджмент, или приемы профилактики преодоления стресса / В.А. Родионов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – С. 33.
- Селье Г. Стресс без дистресса - М.: Прогресс, 1982 – 68с
- Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации / Рук. авт. колл. К. Ладензак. - М.: Экономика, 1985.
- Терещенко Н.Г. Психологические условия адаптации к профессиональному стрессу // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 3046-3050.
- Урванцев Л.П. Психология в работе врача. - Ярославль: ЯГИ 111 «Полиграфия», 1993.
- Франкл В. Сказать жизни «Да» / В. Франкл – М.: Смысл, 2011. – 153 с
- Шульц Д,, Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2003
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – С. 48.
- Cooper C., Marshall J. Occupational sources of stress: a review of the literature relating to coronary heart disease and mental ill health // Journal of Occupational Psychology. - 1976. - Vol. 49. - P 11-28.
- French J.R.P., Caplan R.D. Organizational stress and individual strain // The Failure of Success. - N.Y.: AMACOM, 1973. - P. 30-66.