Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты проблемы изучения проявлений стресса в профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологический анализ управленческой деятельности показывает, что типичными характеристиками труда руководителя, провоцирующими напряжение нервной системы, внимания, их перегрузку, являются, чрезмерная интенсивность рабочих нагрузок, высокая ответственность за конечные результаты и людей, множественная подчиненность. Работа руководителя многоплановая и разнородная по своему содержанию, ее неотъемлемой частью являются большие потоки информации (в условиях лимита времени руководители обрабатывают значительный объем речевой и текстовой информации (10-60 документов) при частых переключениях видов деятельности (16-150 раз за рабочий день)), что требует постоянной активизации умственных действий руководителя. Выполненная оценка гигиенических условий труда, факторов среды рабочего места руководителя выявила неудовлетворительное состояние физикохимической среды в отношении шума, освещенности (провоцирующих наличие акустического и зрительного дискомфорта), загрязнения воздушной среды и изменение этих показателей (улучшение) с повышением уровня управления [1].

Многие управленцы реагируют на перегрузки увеличением длительности работы. Было установлено, что 45% обследованных работали без выходных, 37% - вечерами, высвобождая выходные. Для многих компаний такой тип поведения стал нормой, которой придерживаются, хотя такого рода рабочие перегрузки являются результатом плохой организации служебной деятельности, несоблюдения гигиены умственного труда, недостатка сотрудников, неопределенности в местной политике [15, 31].

К стрессорам принадлежат и организационные переменные - взаимоотношения, технологические нововведения, реорганизация. Снижение уровня удовлетворенности работой, ухудшение психического и физического здоровья отмечалось в исследовании у сотрудников предприятия, изменившего собственника (Cooper & Jackson, 1995).

Кроме этого деятельность современного руководителя выполняется в условиях влияния внешних средовых факторов (нестабильность макроэкономической динамики, конкуренция, криминальная среда), которое возрастает с повышением уровня управления.

Выполненная систематика причин управленческого стресса [30] содержит перечень более 40 взаимодействующих факторов, включая также и неорганизационные источники стрессов (проблемы семьи, жизненные кризисы, конфликты личных ценностей с ценностями организации).

Особенности труда в области менеджмента предъявляют высокие требования к состоянию физиологических функций и психических качеств его субъектов. В изучении причин стрессов внимание исследователей было обращено на оценку индивидуальных особенностей людей, делающих их уязвимыми для стрессов. Являются взаимосвязанными общее физическое состояние менеджера и его подверженность стрессам: более здоровые управленцы меньше страдают от производственных стрессов. Восприимчивость руководителя к стрессу зависит в значительной мере от физической конституции организма, состояния здоровья, черт характера, волевого настроя, потребностей и интересов, эмоционального состояния, уровня знаний, умений и навыков [24]. Установлено, что менеджеры с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам: интерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем экстерналы [28, 30].


Адаптация к психологическому стрессу определяется психологической выносливостью, устойчивостью личности к стрессу. В работах (М. Фридман, Р. Роземан) было показано, что устойчивость к стрессу зависит от темпераментных свойств. В выборке работников умственного труда, в которую также входили администраторы, «неустойчивыми оказались лица с выраженной склонностью к конкуренции, стремлением к достижению цели, агрессивностью, нетерпеливостью, беспокойством, гиперактивностью, эмоциональной экспрессивностью, постоянным чувством нехватки времени» [Цит. по 10]. Данный поведенческий комплекс также в литературе описан как поведение типа А. Установленные в исследованиях психологические характеристики - корреляты поведения типа А - в других исследованиях были представлены коррелятами эффективности управленческой деятельности и входили в список ПВК руководителя [26]. Выраженность поведенческих стереотипов, таких как поведение типа А, представлено и результатами исследования проявлений профессионального стресса менеджеров [17].

В исследовании Н.Е. Водопьяновой изучались приспособительные стратегии поведения менеджеров (копинг, совладающее, преодолевающее поведение), психологическое назначение которых состоит в наиболее лучшей адаптации человека к ситуации через ослабление или смягчение требований ситуации. Было показано, что «успешные» менеджеры используют большее число моделей и предпочтение отдается «здоровым» моделям преодоления стрессогенных ситуаций, для которых характерна активность, просоциальность и гибкость: ассертивность поведения, вступление в социальные контакты, поиск социальной поддержки [9].

В ряде исследований была показана важность социальной поддержки для снижения влияния стресса [15]. В исследовании с участием бизнесс-менеджеров США, рабочих Германии установлено, что оказанная социальная поддержка руководителей, коллег, друзей, семьи снижает симптомы воздействия социальных производственных стрессов, таких как депрессия, делает значительно менее острыми физические и психологические последствия производственных стрессов и стрессов вне работы, снижет риск сердечнососудистых заболеваний, нормализует артериальное давление.

Важность социальной поддержки для снижения последствий стрессового влияния подтверждена на выборке руководителей подрядных организаций, выполняющих кровельные работы, в корреляционном исследовании, целью которого явилось изучение связи компонентов стрессочувствительности с социально-психологическими особенностями руководителя - качествами межличностного взаимодействия [25]. Было установлено, что сотрудничество, взаимопомощь, психологическая поддержка повышают стрессоустойчивость.


Такие рекомендации существуют, но не используются, поэтому настоятельным требованием времени является принятие специальных норм и правил системы мер первичной профилактики, а также мер контроля и ответственности за их соблюдением [1].

В практику предприятий необходимо ввести работу службы психологической поддержки, назначение которой обеспечить социально-психологическое сопровождение на предприятиях и решение таких задач как: изучение факторов напряженности трудового процесса, включая социальный климат на предприятии; консультирование руководителей предприятия в области совершенствования организации трудового процесса; определение рациональных режимов труда и отдыха для конкретных категорий руководителей; обучение работников методам снятия психоэмоционального напряжения; формирование группы риска, разработка и осуществление на практике программы психологической поддержки лиц из групп риска.

2.2 Стресс-менеджмент в деятельности руководителя

Существует понятие профессиональный стресс – это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [7]. Он отмечен в отдельной рубрике Международной классификации болезней (МКБ-10). Причем причинами такого стресса могут стать не только нехватка времени, информации или множество работы, а даже условия труда: плохая освещенность рабочего места, плохая вентиляция, теснота.

Источником «профессионального» стресса у руководителя (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор [11]:

– некомпетентные сотрудники;

– недобросовестные партнеры и чиновники;

– жесткие конкуренты;

– требовательные клиенты и т.д.

В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

– «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;

– «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;

– «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;

– «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);

– «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;


– «потерю смысла деятельности», «стресс несбывшихся надежд» и т.д. Выделяют 6 главных источников стресса управленцев [22]:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т.д.);

2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т.д.);

3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т.д.);

4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т.д.);

5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т.д.);

6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т.д.).

По мнению Ю.В. Щербатых, исследователя психофизиологических феноменов стресса, факторы, вызывающие производственный стресс, достаточно условно разделить на два вида: субъективные, развитие которых больше зависит от самого человека, и объективные, мало зависящие от личности работника [29].

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний. А именно проявление неврозов, одним из форм которого является неврастения, наиболее встречающееся у людей, занимающих руководящие посты. Польским ученым А. Кемпински введено понятие «директорский невроз». Обстановка редко бывает мягкой и уступчивой и когда все усилия не приводят к удовлетворительному результату, а сам руководитель неправильно оценит окружающую обстановку и не адаптируется к фактическим условиям – все это приводит к состоянию собственной неполноценности, которая еще более увеличивается ввиду агрессии со стороны подчиненных. Кемпински А. описывает руководителей, страдающих директорским неврозом, следующим образом: «Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу же несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречивые распоряжения. Своим поведением они раздражают общественную группу, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раздражению».


Так как стресс имеет больше негативных последствий, для руководителей важно научиться управлять им, как собственным, так и стрессом своих подчиненных. Поэтому для как можно быстрого и комфортного выхода из стрессовой ситуации применяется стресс-менеджмент.

Термин «стресс-менеджмент» в буквальном переводе с английского означает «управление стрессом» [11]. Но однозначного и общепринятого определения не существует, так как оно включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций, но большинство практиков трактуют данный термин как «управление собой в момент стресса».

В стресс-менеджменте выделяются две основных ступени: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности, в том числе и себя. Стресс-менеджмент включает в себя признание того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а, следовательно, и на решении производственных задач организации, а также создание системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия стрессовых факторов, так и его последствий.

Самая предсказуемая и частая реакция человеческого организма на стрессовую ситуацию – это тревога, имеющая место быть на протяжении всего стресса. Поэтому первое, что должен делать человек сохранять спокойствие и не поддаться панике. Сохранение ясность мыслей, дающие четко представить существо проблемы, помогают быстро найти решение на неѐ. Английский психотерапевт М.Джордж писал: «Не надо быть врачом, чтобы распознать стресс. Не нужно быть специалистом, чтобы искоренить его. Поняв истинные причины стресса, мы тем самым сделаем первый шаг к избавлению от него».

Физическая нагрузка, как и стресс, активизирует процессы расходования и распада веществ, необходимых для мобилизации энергии. Для уравновешивания этих процессов необходимо усилить восстановительные процессы [7].

Способы, усиливающие восстановительные процессы:

– сон; здоровый сон – основа крепкой нервной системы;

– аутогенная тренировка; данный вариант является одним из способов самовнушения; применяя данную методику, человек влияет на процессы в своем организме психического и вегетативного уровня, а также на процессы, не подвергающиеся произвольной сознательной регуляции; аутотренинг подходит больше людям интеллектуального типа – особенно если у них есть некоторый запас упорства, что привычно для руководителей; подобно йоге, аутогенная тренировка имеет две ступени: низшую и высшую; и овладение последней делает возможным вызывать особое состояние сознания;