Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Связи с повешением уровня и темпа жизни, современные потребители выбирают торговые сети. Этот выбор обусловлен тем что сегодняшние супермаркеты позволяют экономить время, деньги, получать качественные услуги в одном месте. Таким образом открывается все больше и больше торговых центров, в которых не только можно делать покупки, а также отдохнуть и развлечься. В торговых развлекательных центрах располагаются кинотеатры, кафе, салоны красоты, боулинг, игровые автоматы.

Ввиду роста российской экономики рынок розничной торговли становиться привлекательным не только для отечественных компаний, но и для иностранных игроков. В крупных городах России очень высокая конкуренция среди торговых сетей. Связи с этим торговые сети все чаще и чаще выбирают для своего развития регионы. Уход в регионы помогает им диверсифицировать риски, увеличить выручку, сформировать имидж компании как национального игрока, получить конкурентное преимущество от выхода на рынок первыми.

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития сетевой торговли, так как именно торговые сети позволяют уходить от не цивилизованной торговли, создают рабочие места, позволяют покупателям совершать покупки максимально комфортно.

Целью настоящей работы является исследование развития сетевых форм организации бизнеса на примере розничных торговых сетей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить историю развития торговых сетей в России и за рубежом;

- Охарактеризовать роль и функции торговли в современном мире;

- Рассмотрение особенностей организации сетевой розничной торговли;

- Проанализировать хозяйственную деятельность компании «М. Видео»;

- Охарактеризовать конкурентную среду компании «М. Видео»;

- Выявить проблемы развития розничных торговых сетей в России;

- Разработать предложения по развитию компании «М. Видео».

Объектом изучения является сетевое предприятие розничной торговли ПАО «компания М. Видео».

Глава 1. Теоретические аспекты сетевой розничной торговли


    1. Роль и функции торговли на современном потребительском рынке.

Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей. Объем торговля является важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Оборот торговли характеризует благосостояние населения. На сегодняшний день торговля – одна из успешно развивающихся отраслей в Российской Федерации. Оптовая и розничная торговля занимает 35 % в обороте действующих предприятий, опережая с большим отрывом обрабатывающие производства. Оборот торговых предприятий в двое превышает оборот производственных компаний.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Торговля выполняет следующие функции:

 - поддержание соответствия между спросом и предложением по объёму товарной массы, как в целом, так и по отдельным товарным группам;

- формирование цены на потребительские товары и услуги посредством определения их общественной полезности и совокупности издержек обращения;

- создание конкурентной среды, стимулирующей повышение эффективности торгово-технологических процессов;

- доведение товаров народного потребления до потребителей (транспортирование, хранение), послепродажное обслуживание;

- реализация произведённой потребительной стоимости, воплощённой в товарах, что создаёт предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, обеспечивая связь между производством и потреблением;

- рационализация издержек торговых предприятий путём совершенствования технологии продаж, внедрения современных форматов торговли, формирования товарного ассортимента.

- функции, обусловленные концепцией маркетинга (разработка товаров, рыночные исследования, организация распределения, определение цены).[1]

Розничная торговля обладает набором функций, которые являются важными для разных участников взаимодействия рыночного процесса купли-продажи. Сегодня меняются взаимоотношения производителей-поставщиков и представителей торговли. Раньше позиция производителя состояла в том, «как продать в торговлю», теперь формируется другая позиция – «как продать через торговлю». Смена подхода к торговому процессу означает, что промышленность становится заинтересованной в эффективной работе предприятий торговли. Это вызывает интерес к новым методам и способам продвижения товаров.


У торговли есть не только эконмическая роль, но и социальная. Одним из важнейших внутренних экономических показателей страны является информация о количестве работающих и безработных в стране. Каждая страна старается бороться с безработицей, а торговля — это отрасль с высоким уровнем занятости населения, которая в любой период может обеспечить местами значительную часть трудоспособного населения. Серьёзным социальным последствием безработицы, прежде всего, является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. Уменьшая доходы семей, она разрушает семьи, усиливает дифференциацию населения, ухудшает социально-психологический климат в обществе и может служить источником дестабилизации и социальной напряжённости, в худшем случае социального взрыва. В таблице 1 приведены данные по количеству безработных по федеральным округам России. По таблице видно, что больше всего безработных в Северо-Кавказкам федеральном округе, это связано с тем что там еще не решены социальные и экономические проблемы. В регионе процветает преступность и террористические организации, это один из самых депрессивных округов в России.

Таблица 1.

Усреднённые показатели безработицы по всем округам Российской Федерации с 2014 по 2017 год (в процентах).[2]

Регион

2014

2015

2016

2017

Дальневосточный федеральный округ

7,4

6,7

6,5

6,4

Приволжский федеральный округ

6,5

5,3

4,9

4,5

Северо-Западный федеральный округ

5,1

4

4,3

4,1

Северо-Кавказский федеральный округ

14,5

13,1

13

11,2

Сибирский федеральный округ

8,1

7,1

7,2

7

Уральский федеральный округ

6,8

6

5,7

5,8

Центральный федеральный округ

4,1

3,1

3,3

3,1

Южный федеральный округ

7

6,2

6,5

6,2

Итого

6,5

5,5

5,5

5


Государственное регулирование торговли выражается в создании экономических условий для ее развития, а также в законодательных нормах и предписаниях, контролирующих экономическую деятельность организаций торговли. Система регулирования торговли на государственном уровне призвана способствовать повышению эффективности торговли, создавать условия для активизации ее деятельности; на уровне предприятия – реализовывать оптимальную систему мер по повышению его экономической и социальной эффективности.

Основными принципами регулирования торговли в Российской Федерации являются:

обоснованность и объективность применения мер регулирования торговли в Российской Федерации, гармонизация механизмов регулирования с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами;

исключение неоправданного вмешательства государства в регулирование торговли;

защита рынка в Российской Федерации от некачественных и фальсифицированных товаров; контроль за качеством торгового обслуживания;

защита прав и законных интересов граждан, в том числе путём реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения;

обеспечение свободного перемещения товаров и услуг потребительского назначения на территории Российской Федерации.

1.2 История развития торговых сетей в России и мире

Появление розничных торговых сетей в России можно отнести к XVII веку. В это время появились прообразы современных торговых сетей, цепи торговых лавок, созданные промышленниками и купцами: Григорием Никитниковым, Евстафием Филатьевым, Максимом и Петром Затрапезновыми. Лавки купца Никитникова были и в Москве, и в Вологде, Ярославле, Нижнем Новгороде и Астрахани. Только в Москве на красной площади у него было до четырёх лавок, правда торговал он в основном солью.

Распространение инновационных технологий в Российской империи можно связывать с 18 веком. Тенденции развития торговли в Европе и в России происходили синхронно. Все больше и больше купцов стремились держать по нескольку торговых лавок, для этого они налаживали отношения с поставщиками. Так появилась сеть чайных магазинов Перловых (конец 18 в.), булочных Ивана Филипова (середина 19 в.), сеть торговых лавок и центров, гастрономов купцов Елисеевых (начало 20 в.). Размещались эти магазины на специально отведённых рыночных местах и в линиях жилых домов. Так, в Санкт-Петербурге от основания города императором Петром Великим сложилось несколько рыночных мест, известных под названием Щукин рынок, Апраксин двор, Гостиный двор у Зелёного моста и др. Однако уже с 1738 г. Можно проследить начало государственной политики благоустройства розничной торговли в городах. Стихийно сложившиеся торговые ряды и рынки начинают перестраивать. Постепенно появляются первые торговые центры.[3]


Рассказывая о развитии торговых сетей в Российской империи невозможно упомянуть о такой торговой марке как «Елисеевский». Основателем является купец Григорий Елисеев. Имея в распоряжении унаследованный оптовый бизнес, он приступил к развитию сетевой розничной компании. Свои первые магазины Григорий построил в Санкт-Петербурге и Киеве. Использовались мало приспособленные помещения. Отработав систему логистики, он смог себе позволить использовать выкупленные здания. Выбирал объекты для дальнейшего развития своего дела на центральных улицах города. Торговые помещения были оснащены первоклассным оборудованием. Григорий Елисеев в своих магазинах применял самые дорогие материалы для отделки. В оформлении использовались витражи, статуи, расписывались стены. Ассортимент товаров отвечал запросам как богатого населения, так и не очень обеспеченного. Концепт получил название «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». В годы советской власти он входил в структуру «Гастроном», а сейчас принадлежит торговой сети «Алые паруса».

Алексей Перлов является основателем чайной компании Перловых. Первую свою лавочку он открыл в торговых рядах на Красной площади. Он привозил чай из Китая, тогда мало кто знал об заморском напитке. Благодаря Алексею чай стал так популярен, он реализовывал его оптом и в розницу. В 1823 году им был открыт специализированный магазин-салон на улице Ильинка в Москве. Его дело продолжил Василий Перлов. Он основал Товарищество чайной торговли «В. Перлов с сыновьями». К тому времени компания владела 88 магазинами в России и в Европе. До наших дней сохранился лишь один магазин семьи Перловых, на Мясницкой улице. Архитектором был приглашён Роман Иванович Клейна, здание было построено в стиле позднего ренессанса. Сейчас чайный домик на Мясницкой признан архитектурным памятником, на него приходят полюбоваться москвичи и гости столицы.

Развитие торговых сетей было прервано и отброшено назад Октябрьской революцией. в 1917 году. От существовавших мощных компаний оставались лишь пустые здания и вывески.

Послереволюционная Россия. Вся территория страны была покрыта стройной системой торговых организаций, носивших различные названия с коренными понятиями «торг». Существовало несколько разновидностей торгов в зависимости от численности населения обслуживаемых городов и специализации. В Москве, например, существовал торг «Гастроном», объединявший крупнейший гастрономы и универсамы города (его структура легко себе представить, если посмотреть на схему супермаркетов "седьмой континент"), торг "Универмаг", включавший основные городские универмаги. Прочее магазины объединялись по районному принципу и принципу специализации. Так, магазины, имевшие в ассортименте диетические продукты, были объединены в «Диетторг», специализировавшиеся на продаже рыбопродуктов-в торг «Океан». Продуктовые магазины любого района города формировали райпищетооги, Магазины культурно-бытового и хозяйственного назначения-культбытхозторги. Существовали специализированные торги по продаже обуви, одежды. В малых городах все разнообразие торговых организаций сводилась к горпромторгам, которые осуществляли смешанную торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами[4]