Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли.).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой розничной торговли
1.2 История развития торговых сетей в России и мире
1.3 Организация управления торговыми сетями
Глава 2. Анализ деятельности ПАО «Компания «М. Видео»
2.1. Характеристика компании «М. Видео»
2.2 Анализ хозяйственной деятельность компании
2.3 Характеристика конкурентной среды компании
2.4 Проблемы развития розничных торговых сетей
Глава 3. Направления совершенствования организации сетевой розничной торговли.
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности компании «М. Видео»
Развитие цепочки поставок. Ассортимент «М. Видео» составляет порядка 22 000 наименований, из которых 8 000 – основной товар, 6 000 – аксессуары и 8 000 – медиа продукты. Компания обеспечивает максимальное наличие товаров на полках магазинов с учётом локальных потребностей покупателей каждого региона.
Цепь поставок представляет собой одноуровневую дистрибуционную сеть. С 2019 года закупки начнут осуществляться с четырёх Центральных распределительных центра (ЦРЦ). В 2019 году будет открыт новый ЦРЦ в Ростове-на-Дону. Это позволило повысить уровень сервиса и стать на 2 дня ближе к клиентам в регионе, занимающем второе место по объему продаж. Из распределительных центров товары развозятся по магазинам «М.видео» и на 52 региональные дистрибуционные платформы.
Стратегия логистики «М. Видео» заключается в сбалансированном управлении уровнем запаса, затратами на его хранение и транспортировку, а также сервисом для покупателей: товар концентрируется на 3 ЦРЦ (2 в Московской, 1 в Нижегородской областях, которые расположены ближе всего к «центру гравитации» объёма продаж; перевозки груза в основном осуществляются полными или сборными автомашинами, реже железной дорогой, в исключительных случаях авиа-доставкой, а также силами экспрессперевозчиков (использование разного типа транспорта даёт правильный баланс между затратами и сервисом); приобрести товар можно в магазине или на сайте, а получить в любом удобном месте (в магазине, дома или офисе, в том числе в тех городах, где пока нет магазинов «М.видео»).
Планируется активное развитие услуги Pickup, получение зарезервированного на сайте товара будет доступным в каждом магазине Торговой сети. При этом товар для клиента резервируется в магазинах региона, на региональных платформах и на центральных складах Компании, это даст расширенную полку для наших покупателей.
В рамках внедренной стратегии интегрированных продаж во всех магазинах Торговой сети обязательная услуга «Pickup in store» стала идеальной моделью для России, приносящей пользу покупателям, поставщикам и «М. Видео». Удобство для покупателя, не жалеющего ждать доставку, удобство для поставщика – привести покупателя туда, где товар есть в наличии, и проинформировать его обо всех новинках. Выгода «М. Видео» состоит и в том, что покупатели зачастую проявляют склонность к спонтанным покупкам, и бренд Компании остаётся в их памяти до той поры, когда приходит время для крупных приобретений техники.
В 2016 году количество подтверждённых заказов по услуге «Pickup» составило 66%, услуга была улучшена, получив такие экстра-возможности, как оплата заказа на сайте «М. Видео», заказ товара в удобный магазин с ближайшего склада, который находится в городе. Кроме того, в пилотном режиме появилась возможность заказа товара в удобный магазин из центрального склада с доставкой в регион любой удалённости.
Планируется проведение работ по повышению эффективности стока в направлении оптимизации систем закупки и распределения товарного запаса. В области управления затратами будет продолжена работа над повышением эффективности процессов. В результате проекта планируется внедрения системы SAP TM компания получит легко масштабируемую информационную платформу для автоматизации процессов транспортной логистики от закупки до оплаты (procure-to-pay), имеющую достаточный запас мощности для поддержки роста сети. Эксплуатация системы предполагает следующие выгоды: экономия на тарифе при оптимальном выборе перевозчика, повышение утилизации транспорта и отсутствие роста линейного персонала при развитии дистрибуционной сети.
Товарные категории и тренды. В 2016 году торговая сеть «М. Видео» показала серьёзный рост в определённых категориях продаваемых товаров, главным образом в таких сегментах как «Крупная бытовая техника» (стиральные машины, холодильники и т.д), «Аудио-Видео, ТВ» (в основном телевизоры), в «Развлечениях» и «Телекоме» на волне ажиотажного спроса на дорогостоящие товары в ноябре – декабре прошлого года, когда покупатели активно инвестировали свои сбережения в электронику, что сильно повлияло к примеру на рост категории «Крупная бытовая техника» на рынке: +76% в денежном выражении и +48% в натуральном выражении.
В это же самое время категория «Цифровые товары» продемонстрировала противоположную динамку, особенно в таких видах товаров как цифровые камеры, навигаторы и компьютеры. В процентах от выручки в 2016 году на сегмент «Крупная бытовая техника» пришлось 35%, на категорию «Аудио-Видео, ТВ» - 31%, на категорию «Цифровые товары» - 22%, в то время как оставшаяся доля продаж (12%) пришлась на аксессуары, услуги и товары в категории «Развлечения».
Повышение качества сервиса для покупателей: В 2019 году Компания продолжит активное внедрение различных проектов и программ, ориентированных на улучшение качества обслуживания покупателей, например, таких как «Гарантия лучшей цены». Планируется работа по совершенствованию программы «Гарантия лучшей цены», сейчас покупатель, предъявив более низкую цену конкурента может получить скидку и снижение цены до уровня конкурента на кассе. Компания хочет усовершенствовать эту систему и добавить новые функции, например, скоро станет возможным услуга, которая гарантирует возврат разницы в цене, если цена была понижена в течении 14 дней после покупки товара.
Усовершенствование услуги «Быстросервис». Сейчас «Быстросервис»- это сервис по замене техники или ремонту в кротчайшие сроки. Если техника менее 5 кг, то замена или починка производится в сервис центра в магазине, если техника более 5 кг, то мастер приедет по адресу и если невозможно произвести ремонт в течении 72 часов, то производится заметна в ближайшем магазине. Выручка от продажи дополнительных услуг покупателям (дополнительные гарантии, установка и настройка бытовой техники на дому, сертификат «Быстросервис») выросла в 2016 году на 16%. Ввиду таких хороших результатов компания хочет модернизировать услугу добавить несколько новых функций к примеру: сертификат может быть много разовым, сейчас им можно воспользоваться только один раз, далее он не действителен. Компания планирует пересмотреть политику услуги «Быстросервис» и разнообразить условия временных рамок действия сертификата так же пересмотреть и расширить категории техники включённых в программу.
Заключение
Компания «М.Видео» является лидером рынка бытовой техники и электроники. В 2017 году она была включена в список системообразующих организаций, тем самым может рассчитывать на поддержку государства. Не смотря на кризес и снижение рына БТиЭ «М.Видео» смогло наростить продажи. К сожелею бизнес в России сейчас сталкивается с множеством проблем, особенно сильно страдает потребительский рынок. Большая часть товаров «М.Видео», это импорт. В стране наблюдается сильная не хватка производства, мало техники отечественного изготовления. В государстве необходимо улучшать экономический и политический климот. Необходимы реформы в области надзора за предпринимательской деятельностью.
«М.Видео» являющаяся крупной и быстрорастущей сетью, сохраняет хорошие условия у поставщиков и способна успешно конкурировать в своем сегменте. Кроме того, ведет работу по расширению ассортимента товаров и сопутствующих услуг, что позволит ей увеличить свою долю рынка, сохранить рентабельность. Грамотное рассширение ассортимента компании не ведет к проблемам позиционирования ее на рынке.
Так же компания старается переорентироваться на более дешевых производителей. Потребительская способность в стране падает и компания старается удовлетворить потребительский спрос предлагая более дешевые китайские бренды например 4good, Ritmix, Huawei, Prestigio. Смартфоны китайских производителей впервые вырвались в лидеры на российском рынке, что является результатом кризиса, из-за которого россияне, покупающие «умный» телефон впервые, предпочитают бюджетную модель.
Сейчас на рынке происходит перераспределение потребительского спроса в пользу крупных сетей. Мелки игроки уходят с рынка, оставляя не удовлетворённый спрос. Крупные ритейлеры выживают за счет «каннибализации», «съедая» менее успешных игроков. М.Видео» по итогам первого полугодия отчитался о небольшом приросте объемов продажи.За счет того что слабые игроки ушли, но некоторый спрос остается неудовлетворенным.
Компания «М. Видео» наращивает объёмы продаж в сети интернет. Покупательский опыт сегодня начинается в интернете, так как покупатели осуществляют поиск товаров по ценам, характеристикам, отзывам в сети и только потом выбирают то, что они хотят приобрести. Именно поэтому «М.Видео» активно инвестирует в создание конкурентных преимуществ он-лайн каталога и интернет платформы.
В экономике России ускоренно развивается ряд процессов и тенденций, которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты переместились с функциональных свойств материальных продуктов на качество предоставляемых услуг.
Несмотря ни на какие экономические условия сетевая розница будет активно развиваться. По мере увеличения количества магазинов обострится борьба за покупателя. Сейчас конкуренция сетей выражается в том, как продать одинаковый товар дешевле и при этом сохранить жесткий контроль за качеством продаваемого товара.
На таком рынке выигрывает тот, кто быстрее реагирует постоянно меняющ иеся условия окружющей среды, при этом каждый ход должен быть продуман, а ошибки чаще всего фатальны. Рынок бытовой техники и электроники является одним из наиболее развивающихся. В игру вступает и научно-технический прогресс, появляются новые виды девайсов, которые могут серьезно сократить спрос на целые категории товаров.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что снижение доходов россиян не отменяет потребность последних в электронике и бытовой технике, позволяя «М.видео» не только оставаться на плаву, но и увеличивать свои продажи. А активные инвестиции компании в IT-инфраструктуру, развитие дополнительных услуг, создание оригинальных сервисов способствуют быстрому росту компании в целом.
Список литературы
- Федеральный закон от 28 декабря 2009г., №381-ФЗ Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)
- Федеральный закон от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции (в ред. От 29.11.2010г.)
- ГОСТ Р 51773 – 2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли.
- Приказ Минпромторга России № 422 от 31 марта 2013, «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2013 – 2017 годы и период до 2020 года
- Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. 2014. Стр. 303
- Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. 2017. Стр. 158
- Брылева М.Е. Государственное регулирование предпринимательства в сфере торговли: проблемы и пути решения / М.Е. Брылева // Экономика и управления. – 2010. - № 5 (66). Стр. 66-70
- Королева. С.И. Торговое дело. Учебное пособие. 2016, стр. 8, 12
- Новаков А.А. Секреты розничной торговли. Вопросы и ответы. 2015. Стр. 131
- Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли, 2016. Стр. 159
- Радаев В.В, Эволюция организационных форм в российской розничной торговле.2013. стр. 41-62
- Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия (закон о торговле в зеркале исследований) / Под ред. В.В. Радаев. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 59 с
- Чеглов В.П., Экономика и Организация управления розничными торговыми сетями. 2016, стр. 94-118
- Чеглов В.П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии.стр.114
- Чернухина Г.Н. Организация торговли. МФПУ Университет, 2016.
- Уолтон С. Сделано в Америке: Как Я создал Wal-Mart:Пер. с англ. 3-е изд. М.Альпина Паблишерз, 2013. Стр. 224.
- Торговля в россии 2017. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Статистический сборник.
Электронные ресурсы:
- Официальный сайт компании «М.Видео» http://invest.mvideo.ru/
- Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга http://rusfranch.ru
- Современное состояние организации торговли [Электронный ресурс]. – электрон. ст. – режим доступа к ст. – http://nbene.narod.ru/comm/fcomm3.htm
- http://www.rbc.ru/
- http://izvestia.ru/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- www/Retail/ru
- http://www.vedomosti.ru/
Приложение 1. Простейший вариант построения розничной торговой сети.
Приложение 2. Примерная схема ассоциированной торговой сети.
Приложение 3. Схема организационно-правового построения малых розничных торговых сетей.
Приложение 4. Врез организационно-правового построения розничной торговой сети «Доброном»
Приложение 5. Товарный Классификатор
Приложение 6. Факторы, определяющие количество SKU
-
Чернухина Г.Н. Организация торговли. МФПУ Университет. 2016 ↑
-
Официальные данные ФСГС России (Росстат) ↑
-
Чеглов В.П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии. 2016 стр.114 ↑
-
. Чеглов В.П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии.2016 стр.124 ↑
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Metro_AG ↑
-
Уолтон С. Сделано в Америке: Как Я создал Wal-Mart:Пер. с англ. 3-е изд. М.Альпина Паблишерз, 2013. С 224. ↑
-
ГОСТ Р 51773 – 2009 Услуги торговли. Классификация предприятий. ↑
-
ГОСТ Р 51773 – 2009 Услуги торговли. Классификация предприятий. ↑
-
Чеглов В.П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии.2016 стр.64 ↑
-
ГОСТ Р 51773 – 2009 Услуги торговли. Классификация предприятий. ↑
-
Радаев В.В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле.2006. стр. 41-62 ↑
-
Чеглов В.П. Экономика и Организация управления розничными торговыми сетями. 2016, стр. 94-118 ↑
-
Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. 2016. Стр. 102 ↑
-
. Рыков. И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. 2010. стр 14 ↑
-
Чеглов В.П. Экономика и организация. Управления розничными торговыми сетями.2016 Стр. 195. ↑
-
Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли, 2016. Стр. 159 ↑
-
Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. 2017. Стр. 158 ↑
-
ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий». ↑
-
Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. 2016 Стр.208 ↑
-
Новаков А.А. Секреты розничной торговли. Вопросы и ответы. 2015. Стр. 131 ↑
-
Официальные данные компании «М. Видео», неаудированная отчётность. ↑
-
Данные консалтинговой компании «Маккинби и Ко» ↑
-
Приказ Минпромторга России № 422 от 31 марта 2013, «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2013 – 2017 годы и период до 2020 года. ↑
-
См. сайт Российской Ассоциации Франчайзинга http://rusfranch.ru/ ↑
-
Данные консалтинговой компании «Франко». ↑
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/B2B ↑