Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли.).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой розничной торговли
1.2 История развития торговых сетей в России и мире
1.3 Организация управления торговыми сетями
Глава 2. Анализ деятельности ПАО «Компания «М. Видео»
2.1. Характеристика компании «М. Видео»
2.2 Анализ хозяйственной деятельность компании
2.3 Характеристика конкурентной среды компании
2.4 Проблемы развития розничных торговых сетей
Глава 3. Направления совершенствования организации сетевой розничной торговли.
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности компании «М. Видео»
Организационная структура торга изображена на рисунке 1. Как видно из предоставленной схемы, она была двухзвёздной, включала управляющую контору и подчинённые ей торговые объекты (магазины и базу). Директор торга, его заместители и главный бухгалтер назначались Управлением торговли города.
Управление торговли
Рисунок 1. Врез организационной структуры торга «Гастроном»
Роль базы торговой организации была ограниченной и сводилась к приёмке, хранению и подсортировке централизованно поставляемого товара либо аккумулированию и развозу по магазинам поставок из других регионов. Завоз и отгрузка осуществлялись по разнарядке управляющей компании. Торг характеризуют несколько параметров. Во-первых, по форме собственности торги являлись государственными компаниями. Во-вторых, полное отсутствие конкуренции между торгами. В-третьих, расширение торгов за границы региона была невозможна. В-четвертых, значительная хозяйственная самостоятельность структурных единиц торгов.
Возрождение России. Современная история развития розничных сетей началось в 1992 году, с закона о приватизации. До этого все магазины, рестораны, предприятия общепита и бытового обслуживания находились в государственной собственности. Чаще всего коллективы магазинов сами выкупали свой бизнес. Далеко не всем удавалось удержаться на плаву.
Условно появление и развитие торговых сетей можно разделить на 4 этапа. К первому этапу относят период с 1994-1998 года. Не смотря на низкий уровень жизни населения, спад промышленного производства, уменьшения оборота розничной торговли, активно появляются продовольственные рынки. Сущность этого этапа заключался в переходе от оптовой торговли к розничной. Ассортимент предлагаемый на рынках был импортным. Челноки возили товар из Польши, Турции, Китая. По некоторым оценкам стоимость ввозимого товара челноками достигала 2,5-3 млрд долларов в квартал. Кассовых аппаратах на рынках не было и никакой учёт не вёлся. Большая часть оборачиваемых денег оставалась «в тени».
Одним из первых форматов сетевой торговли были дорогие розничные сети. Первооткрывателем из иностранных компаний вышедших на Российский рынок был турецкий «Рамстор». Отечественные компании тоже старались не отставать и появились «Лента», «Патэрсон», «Седьмой Континент». В тот период доля сетевой торговли составляла менее 1 процента.
Второй этап начинается с 1998 и оканчивается в 2000 году. В 1998 году случился финансовый кризис, в результате чего начался переход от дорогих супермаркетов к дискаунтерам. Российская экономика начинает развиваться, появляются производства, сокращается импорт. При этом доходы населения сокращаются. В конечном итоге торговым сетям приходятся подстраиваться под внешнюю среду и менять свою ассортиментную и ценовую политику. Ассортимент по больше части становиться отечественного производства. Торговая наценка сокращается. Появляются первые дискаунтеры «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси». Торговые сети начали ориентироваться на людей с низким и средним уровнем заработка. Происходит экспансия торговых сетей на региональные рынки.
Третий этап с 2000 по 2005, отмечается повышением конкурентной борьбы. На рынок приходят транснациональные компании. Этот период ознаменовывается появлением новых форм розничной торговли, появляются «гипермаркеты» (крупные магазины, с богатым ассортиментом, привлекающий покупателей скидками на товар первой необходимости), «cash & carry» (магазин самообслуживания, где можно покупать товары в розницу или мелким оптом). В добавок торговые сети начинают ориентироваться не на крупные города, а на регионы. Значительный прирост магазинов обеспечивается региональным развитием. Так в 2004 году торговая сеть «Пятёрочка» открыла около 150 магазинов, 100 магазинов ввела «Магнит». При освоении регионов торговые сети сталкиваются с рядом проблем: слабой инфраструктурой, отсутствием квалифицированных кадров, коррупционной составляющей. Именно в этот момент произошёл конфликт между сетями производителями и поставщиками.
Четвёртый этап с 2005 года по наши дни. На современном этапе развития компании объединяются в группы и холдинги. Идёт укрупнение игроков на рынке. К сожалению львиная доля игроков на отечественном рыке, это иностранные компании. Такой интерес иностранных компаний обусловлен лояльностью государственных структур, поскольку они не нуждаются в никаких государственных льготах, государственных кредитов. Наоборот сети вкладывают миллионы долларов в развитие собственных магазинов и создают рабочие места. Властями всячески поддерживается развитие торговых точек. Строятся современные торговые центры. Но это не исключает проблему торговых предприятий по стране. Москва и Санкт-Петербург остаются лидерами в развития торговых объектов. Чаще компании выбирают столицу для стартапа. Может пройти достаточно большое количество времени прежде чем компания выйдет за пределы МКАДа.
Говоря о истории развития торговых сетей невозможно упомянуть о холдинге Metro AG. Управляющая компания была создана в 1996 году в результате слияния Metro Cash & Carry, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG. Metro Cash & Carry была основана в Германии в 1964 профессором Отто Байсхаймом.[5] Сегодня сеть группы состоит из шести независимых подразделений разного формата. Среди них Metro/Makro Cash &Carry- центры мелкооптовой торговли, гипермаркеты Real, супермаркеты Extra, сети гипермаркетов и супермаркетов по торговле электроникой и бытовой техникой Media Markt и Saturn, магазины стройматериалов «Все для дома» Praktiker и универмаги Galeria Kaufhof.
Концепция холдинговой структуры, используемая группой, строиться на формировании единой инфраструктуры. Сервисные формы компании оказывают услуги хозяйственно обособленным торговым подразделениям. Стратегическое управление всеми юридически независимыми подразделениями Metro Group осуществляется холдинговой компанией Metro AG, является публичной компанией. Для экспансии на территориальные рынки допускается использование организационно-правовой формы партнёрства.
Магазины Cash &Carry позиционируются как мелкооптовые торговые объекты, обслуживающие индивидуальных предпринимателей, коммерческие и некоммерческие организации, т.е. предлагающие широкий ассортимент товаров мелкими партиями. В магазине налажена быстрая оплата наличными деньгами в кассовом расчётном узле и выдачей документов, заполненных с учётом требований бухгалтерского учёта. Правда нет чёткого определения относить магазины к оптовой или розничной торговле. Мы знаем, что концепция обслуживания только мелкого бизнеса в России не работает и подавляющая часть трафика обеспечивается физическими лицами, доставшими или получившими в подарок карты клиента. Тогда магазины Cash &Carry правильнее относить к розничной торговле, однако цены указываются без НДС, и на выходе можно получить счёт-фактуру. То с формальной точки зрения –это оптовая торговля.
От традиционных форматов магазины Cash &Carry отличаются некоторым снижением требований к месту расположения предприятия и культуре обслуживания, ростом средней покупки. Формат Cash &Carry позволяет механизировать работы по перемещению товаров в торговом зале, отслеживать индивидуальные предпочтения клиентов за счёт системы их обязательной регистрации, организовать адресную рассылку каталогов и директ-рекламы, закупать товары большими объёмами непосредственно у поставщиков и размещать их в торговом зале с минимальной подсортировкой (контейнерами или паллетами). Все это на порядок снижает издержки торговой сети.
Сеть Real занимает второе место в группе по объёму товарооборота и специализируется в формате гипермаркета как магазины семейной покупки. При средней площади магазина от 5 тыс. до 8 тыс. концепт гипермаркета Real предлагает более 70 тыс. наименований товаров повседневного спроса- от автомобильных аксессуаров до электроники и спортивных товаров, а также расширенный выбор продовольственных товаров. При этом в объёме продаж преобладают продукты питания. Формат рассчитан все категории покупателей- увеличение прибыли обеспечивается за счёт больших оборотов при невысоких наценках, привлечения поставок продукции от местных производителей.
Media Markt, Saturn это торговое подразделение специализирующиеся на продаже бытовой техники и электроники. По уровню интернационализации бизнеса стоит на втором месте в компании. Сеть магазинов Media Markt, Saturn объединяет магазины с торговой площадью от 1,2 тыс. до 15,5 тыс. Используется преимущественно формат гипермаркета.
Сеть Praktiker включает магазины, специализирующиеся на торговле товарами, инструментами и материалами для обустройства дома. При средней торговой площади от 1,7 до 11,0 тыс. магазины Praktiker предоставляют возможно более полный ассортимент в разных ценовых категориях в сочетании с обширным списком услуг.
Galeria Kaufhof- это сеть магазинов формата «универмаг», расположенных чаще всего центральных частей городов , торговой площадью магазина от 6,4 до 30,0 тыс. Формат развит в Германии. Преобладает применение инновационного концерна Galeria.
Не стоит забывать о самой крупной розничной торговой сети в мире Wal-Mart. Основателем является Сэм Уолтон[6]. Первый Wal-Mart появился в городе Роджерс, штат Арканзас 2 июня в 1962 году. Исходный капитал был сформирован семьёй Сэма Уолтона. В начале своего пути Сэм делал ставку на небольшие города. Цены он держал на 20% ниже, чем у конкурентов в хорошо оформленном магазине с хорошей выкладкой. Ассортимент формировался по принципу «продам все, что удалось выгодно купить». Эта стратегия была применена на фоне прямо противоположных и зарекомендовавших себя стратегиях конкурентов.
В 1970 году компания состояла из 32 различных магазинов, находившихся в собственности разных людей, организованных в форме товариществ. Однако компания существовала за счёт кредиторов и средств на развитие не хватало. Возникла потребность привлечения средств с внешнего рынка, а для выхода на него нужно было обеспечить прозрачность компании и использовать сопутствующую организационно-правовую форму. Было решено консолидировать все мелкие товарищества в одну компанию с последующей продажей 20% ее акций. Так Wal- Mart стала публичным акционерным обществом. Сейчас она является одной из крупных торговых сетей в мире.
1.3 Организация управления торговыми сетями
Торговые сети используют в своей деятельности различные торговые объекты, различаются они в зависимости от местонахождения бизнеса, социально-экономической и национальных особенностей рынка, степени его развития, целевых задач развития бизнеса, объёмов деятельности торговой компании, избранной ею стратегии и тактики развития, конкурентной среды и иных факторов.
Торговый формат имеет устоявшиеся название, представляет собой усреднённую характеристику магазинов по набору принятых критериев. К основным критериям формата чаще всего относят следующие характеристики: площадь торгового зала, широта ассортимента, количество товарных категорий, глубина ассортимента, форма обслуживания, уровень цен на базовые позиции ассортимента, предлагаемый стандарт обслуживания, режим работы. К дополнительным, или производственным, критериям стоит отнести такие характеристики, как: количество расчётно-кассовых узлов, наличие и величина складских и вспомогательных помещений, количество персонала, средний оборот, оборот с единицы площади, трафик.
Мини-маркет это магазин самообслуживания малой площади от 18 до 400. Формат обычно используется на трассах, автозаправках. Магазины располагаю форму в отдельно стоящих или примыкающих блочно- каркасных конструкциях, применяют традиционную форму торговли через прилавок или самообслуживание. Формат характеризуется узким смешанным ассортиментом. При этом формат позиционируется в ценовом диапазоне выше среднерыночных цен на 15-30 %.
Дискаунтер – магазины площадью 300-1000 . Формат ориентирован на продажу якорных товаров (либо ассортиментных сегментов) с минимальной торговой наценкой 5-7%. Ассортимент дискаунтера формируется из продовольственных или не продовольственных товаров с высокой оборачиваемостью. В России существует два понятия о дискаунтерах «мягкий» и «жёсткий». Различие достаточно условное, однако заметное. Основная разница между ними- в широте ассортимента, принятых стандартах оформления торгового зала и обслуживания. У «жёсткого» дискаунтера предельно простое оформление интерьера- строгие стеллажи, дешёвое оборудование, примитивная раскладка товара, продажа преимущественно с транспортных паллет Ассортиментных наименований примерно около 700-900 позиций. Концепт «жёсткого» дискаунтера сегодня применяют такие торговые сети как «Пятерочка», «Fix Price». В «мягком» дискаунтере оформлению уделяют больше внимания, товар выкладывается строго по планограммам. Так же он предлагает от 3 тыс. и более ассортиментных позиций. Сегодня на Российском рынке к мягким дискаунтерам относят торговую сеть «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит».[7]
Магазин «у дома», или конвиньенс,- формат, преимущественно используемый в жилых кварталах, выражающий идеологию каждодневной покупки рядом с домом. Такой формат больше всего подходит для семейного бизнеса, так как ориентирован на узкий круг лояльных покупателей и требует повышенных затрат на культуру обслуживания, поддержания относительно широкого ассортимента при высоких издержках обращения. С точки зрения динамично развивающейся розничной торговой сети этот формат недостаточно рентабелен, даже при условии перенасыщения магазином ассортиментом, внедрения элементов дисконтной политики. Формат активно используется такими сетями, как продовольственные сети «Доброном», «Монетка», «МясновЪ». [8]
Супермаркет. Крупный универсальный магазин самообслуживания по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также сопутствующих товаров для домашнего хозяйства, предметов санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных растений, продуктов для домашних животных, автомобильных товаров, игрушек, поздравительных открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецепта), бытовой техники. Предполагает повышенное качество обслуживания и предложения широкого сектора дополнительных услуг. Торговая площадь- от 800 до 2500, расширенный ассортимент- от 12 до 20 тыс. и более, доля сопутствующих товаров -20%, наличие оригинальной продукции собственного производства (хлебобулочные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, салаты). Характерные представители формата в России- магазины сети «АТАК», «Седьмой континент», «Перекрёсток», «Виктория», «Billa.[9]