Файл: Эволюция развития спортивного менеджмента в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как пост главы Госкомспорта занял В.А. Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет В. Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.

В связи с избранием В.В. Путина в 2004 г. на новый президентский срок, а также в целях оптимизации государственных функций, Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией правительственной реформы Госкомспорт переходил под эгиду вновь созданного Министерства здравоохранения и социального развития и получал статус Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (к началу 2005 г. управление туристической отраслью стало осуществлять Федеральное агентство по туризму). При этом лимитировалась штатная численность сотрудников агентства (152 чел.) и пересматривалась структура управления.

Следует отметить, что задуманная управленческая реформа правительственных структур была реализована лишь частично. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, благодаря весу и влиянию В.Фетисова, практически сразу было выведено из-под эгиды Министерства здравоохранения и социального развития, осуществляя свои полномочия без внешнего контроля (находясь в формальном подчинении главы правительства). Тем самым был торпедирован главный посыл управленческой реформы, состоявший в том, что министерство является контролирующей структурой, а федеральное агентство исполняет его поручения. [4]

Не претерпела каких-либо существенных изменений ситуация с управлением отраслью в 2008 г., когда В.А. Фетисова без какой-либо публичной огласки отправили в Совет Федерации, а Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) тихо ликвидировали.

Место Росспорта как управленческого органа заняло Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Министерство возглавил экс-глава Российского футбольного союза В.Л. Мутко. Так же, как и его предшественник, В. Фетисов, В. Мутко не пожелал, чтобы его ведомство курировало Министерство здравоохранения и социального развития. В настоящее время реализована управленческая схема, когда Минспорттуризма имеет в своем подчинении Федеральные агентства по туризму и молодежной политике, но не имеет соответствующего агентства по спорту.

21 мая 2012 года Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации указом Президента Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, при этом функции по выработке государственной политики в области туризма переданы Министерству культуры Российской Федерации, а функции по разработке молодёжной политики - Министерству образования и науки Российской Федерации. [7]


Приоритеты и цели государственного управления в сфере массового спорта отражены в правовой базе, созданной за последнее десятилетие. Например, Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 с 1 сентября 2014 г. введен в эксплуатацию Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к работе и обороне» (ГТО). Также созданы дополнительные условия для развития детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, а также для увеличения количества перспективных спортсменов и спортивного резерва спортивных команд Российской Федерации. Министерством спорта Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации разработали проект Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года.

На данный момент в Российской Федерации более 290 тысяч спортивных объектов. За последние три года в стране было создано 2 486 центров тестирования на соответствие стандартам тестирования ГТО. За период его реализации нормативы ГТО сдали более 1,64 миллиона граждан, из них 471 тысяча человек соответствовали этим стандартам. В то же время ведется работа по внедрению стандартов ГТО среди всех групп населения всех групп субъектов Российской Федерации. Приняты меры по поощрению и стимулированию населения к сдаче стандартов ГТО.

Ежегодно в Российской Федерации организуется более 300 физкультурных мероприятий, в том числе среди детей и студентов. Среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями в 2016 году прошло 16 общероссийских массовых физкультурных мероприятий, в которых приняли участие более 6000 человек. Не менее важным приоритетом в системе физического менеджмента является организация спортивной работы с местным населением. Эту работу выполняют клубы физкультуры и спорта. В стране действует более 32 000 таких клубов, в которых задействовано около 10 миллионов человек.

Несмотря на сформировавшиеся тенденции к устойчивому развитию массового спорта в Российской Федерации, существует ряд проблем, связанных с организацией физкультурно-спортивной работы с населением. Отсутствует заинтересованность работодателей и профсоюзных организаций в создании условий для экономически активного населения для занятий физической культурой и массовым спортом на рабочем месте.

На данный момент государство определяет приоритетные направления в развитии физкультурно-оздоровительного, спортивного движения. Оно устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в отрасли, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм собственности.


На уровне субъекта Российской Федерации ведущая роль в управлении физической культурой и спортом принадлежит администрации субъекта, в системе которого работают государственные органы специальной компетенции, которые имеют различные названия (Министерства спорта, Комитеты по физической культуре, спорту и туризму, Комитеты по делам молодежи, Департаменты по спорту, Управления спорта и т. п.). Они осуществляют руководство подведомственными им организациями: спортивными сооружениями, ДЮСШ, клубами, спортивными командами. В ряде случаев ведут хозяйственную, рекламную и маркетинговую деятельность [8, С. 274].

Заключение

Исторические факты свидетельствуют о том, что организационные основы управления физической культурой и спортом были заложены в досоциалистический период. Организационная структура управления физической культурой и спортом в досоциалистической России имела мозаичный характер и включала в себя государственный орган управления, Олимпийский комитет России, а также около 1000 спортивных и гимнастических клубов, спортивных клубов, школ и т. д., каждый из которых организовал занятия по одному или нескольким видам спорта.

В советское время были созданы научные основы управления физической культурой и спортом, которые закреплены в соответствующей учебной программе и включены в качестве обязательного предмета в учебные программы университетов и технических школ. Систематически издавались учебные материалы и учебники. Первым в России изданием в соответствующей области науки стал учебник доцента А.А. Афанасьева «Организация физической культуры в СССР» (1952 г.), предназначенный для спортивных вузов. За это время были созданы три научно-исследовательских центра по проблемам управления - при ВНИИФК, в ГЦОЛИФКе и ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта.

Современная эпоха характеризуется ослаблением государственной формы централизованного управления физической культурой и спортом. Основные особенности: интенсивное развитие спортивного предпринимательства, коммерческих организаций спорта и досуга; самоуничтожение производственной физической культуры; снижение статуса и ограничение компетенции государственных органов, в частности Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту; значительное повышение статуса Олимпийского комитета России, которому предоставлено право регулировать деятельность спортивных объединений и других общественных организаций.


Список литературы

  1. Галкин, В.В. Формирование и развитие системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 1). Электронный ресурс / URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management
  2. Галкин, В.В. Формирование и развитие системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 2). Электронный ресурс / URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management
  3. Галкин, В.В. Формирование и развитие системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 3). Электронный ресурс / URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management
  4. Галкин, В.В. Формирование и развитие системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 4). Электронный ресурс / URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management
  5. Пельменев, В.К., Конеева, Е.В. История физической культуры. – Калининград, 2000. – 180 с.
  6. Переверзин И. Спортивный менеджмент в России: историческая эволюция и современное состояние / Переверзин И. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 318-319
  7. Положение «О Министерстве спорта Российской Федерации» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607)
  8. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : Учебное пособие. – М.: Спорт. – 409 с.
  9. Управление физической культурой и спортом : учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1987. - 288 с.
  10. Цатурова, К.А. История физической культуры в России : учебно-методическое пособие. − Нижний Новгород, 2000. − 128 с.