Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности взаимодействия органов государственной власти и СМИ
1.1 Сущность взаимодействия органов государственной власти и СМИ
1.2 Положительные и отрицательные стороны взаимодействия власти и СМИ
2. Взаимодействие региональных органов власти и СМИ
2.1 Инструменты, используемые региональными властями в работе с СМИ
2.2 Единое информационное пространство в регионе и государственная информационная политика
В этом смысле показательна информация о встрече полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе П. Латышева с журналистами: «Сильное государство невозможно без свободы слова, - так завершил генерал-лейтенант выступление о поставленных перед ним президентом грандиозных задачах. - Не то чтобы нам хочется дружить с журналистами, но в мои обязанности входит и защита прав граждан на получение информации. Так что приглашаю прессу к сотрудничеству».
Судя по всему, региональная власть осознала, что без единого, сопряженного с ее намерениями информационного пространства она существовать не может.
В других источниках встречаются упоминания о том, что становление регионального информационного пространства значительно повысит эффективность деятельности по управлению регионом, повысит скорость работы, позволит существенно сократить дублирование функций, а также будет способствовать установлению информационной прозрачности в работе властей.
«Формирование единого информационного пространства России позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей накопленной информации и более динамической организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления обществом.
Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности.
Сегодня отчетливо проявляется двойственная роль самих СМИ в системе «государство - СМИ - гражданское общество». «С одной стороны, СМИ в силу своей природы, включены в управленческий механизм государственных структур. С другой, - они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов как отдельной личности, так и всего гражданского общества. Помимо этого характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ - гражданское общество» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства. Взаимодействие СМИ и власти носит противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы.
СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти).
Современная модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство существующих медиа с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть.
Иную картину представляет собой региональный уровень. В субъектах РФ, существенно различающихся своей экономической и политической ситуацией, функционируют различные медиа-модели, своеобразными полюсами которых являются советская модель (авторитарная), и рыночная (коммерческая).
В настоящее время в регионах идет процесс движения от авторитарной к коммерческой медиа-модели. Следует признать, что сегодня на первое место по значимости для функционирования СМИ выходят особенности финансирования. Иначе говоря, «если не имеешь представления о том, кто и за что в медиабизнесе платит, вряд ли поймешь, кто и как влияет на деятельность СМИ». В рыночных условиях, когда СМИ являются таким же средством производства и одновременно товаром, как заводы, транспорт, торговые предприятия, масс-медиа должны иметь конкретных владельцев (государство, собственника, журналистский коллектив), которые определяли бы экономическую политику СМИ и как следствие - их информационную политику.
На основании анализа экономических показателей редакций выделяют три наиболее распространенные стратегии существования СМИ в современной России:
- Редакция получает основные доходы от публикаций рекламы.
- Редакция работает на средства спонсоров и инвесторов.
- Редакция существует благодаря бюджетным дотациям.
Как видим, сам информационный продукт, выпускаемый масс-медиа, не является основным источником дохода ни в одной из указанных групп.
Отсутствие законодательства, регулирующего распределение бюджетных средств, выделяемых на финансирование СМИ, приводит к тому, что деньги получают в первую очередь «свои», лояльные к власти масс-медиа, которые так или иначе их «отрабатывают».
Так, например в нашем Ямало-Ненецком округе нет в наличии большого сектора негосударственных СМИ и потенциального рынка рекламы. И, значит, нет определенного противовеса мощному государственному воздействию, заставляющего местную администрацию сосуществовать с независимыми СМИ. По этим параметрам данная система ближе к патерналистскому варианту советской медийной модели. Ямальская журналистика - явление неординарное, система СМИ этого региона имеет свои структурно-функциональные особенности, свою стратегию развития.
Факт, что система средств массовой информации Ямала существует в автономном режиме, можно считать явлением, типичным для современной России. Разлом вертикальных связей с центром повлек за собой создание таких автономий во всех субъектах Российской Федерации. Сегодня назрела необходимость скоординировать опыт этих автономий в деле формирования единой государственной информационной политики. Исследователи полагают, что опыт современного обустройства системы СМИ в Ямало-Ненецком автономном округе является в целом удачным примером взаимоотношений журналистики и власти в условиях демократизации общества.
Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность идей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.
Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашено построение демократического информационного общества.
Рассматривая государственную информационную политику применительно к средствам массовой информации, авторы Концепции признают, что переход РФ к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству порождают огромную общественную потребность в ин-формации, обусловливающую особую роль СМИ в жизни общества не толь-ко как объекта информационной политики, но и как ее субъекта. В силу большой значимости СМИ на современном этапе развития нашего общества и наличия большого числа проблем в сфере средств массовой информации также признается необходимость вмешательства государства в регулирование деятельности печати, радио- и телевещания через реализацию государственной информационной политики. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере средств массовой информации:
1. Недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации (речь идет о прямом нажиме, снабжении СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленной недоговоренности, сращении структур власти, бизнеса, прессы и т.д.).
2. Регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации (высокий уровень концентрации и монополизации способствует уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках экономической элиты, бесправию журналистов).
3. Защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ.
4. Совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, недопущение распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечение плюрализма средств массовой информации, доступа к официальной информации.
Для осуществления государственной информационной политики в первую очередь необходимо создание единого информационного пространства.
Нередко можно услышать точку зрения, что единое информационное пространство - это возможность государства на всей территории распространять одну и ту же информацию, однако это неверно. Как пишет В.Д. Попов, информационно пространство - это «сфера отношений субъектов и объектов, формирующаяся по поводу производства, распространения и потребления информации». Таким образом, единое информационное пространство применительно к СМИ есть равнодоступное пространство, в котором коммуникации осуществляются в интересах всех пользователей, а не отдельных корпоративных клиентов, что позволяет создавать условия для функционирования информационного общества, развивать открытые социальные системы. Иначе говоря, создание единого информационного пространства - это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать ее таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире (в том числе версией государственных органов, или официальной версией), с целью ориентации, отвечающей информационным потребностям граждан, в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям.
Например, функциональные особенности системы средств массовой информации на Ямале определяются спецификой аудитории. Данный регион имеет сложный этнический состав. Современная политическая ситуация, возросший общественный интерес к межэтническим отношениям заставляют нас бережно хранить культурно-исторические традиции Обдорского Севера. С учетом этой необходимости печатные и электронные СМИ региона несут дополнительную функциональную нагрузку: культурную, просветительскую, информационную.
Наряду с этим следует помнить, что большая часть населения округа - новопоселенцы, представители разных культур и национальностей, не связанные с этой территорией родовыми корнями. И здесь особое значение приобретают организаторская и интегративная функции журналистики. Региональная идея особого северного менталитета культивируется всеми средствами массовой информации, постепенно вытесняя из сознания людей психологию «временщика». Очевидное присутствие пропаганды, или, как теперь говорят, социально-педагогической функции, предполагает прямую вовлеченность журналистики в систему административного воздействия на население. В факте сотрудничества журналиста с властью нет ничего аморального, если не аморальна сама власть». Усиление культур-но-просветительного и социально-педагогического воздействия на аудиторию помогает местным телекомпаниям одерживать верх в конкурентной борьбе с федеральными каналами телевещания. Отказавшись от формулы «Информация + Развлечение» окружное и муниципальное ТВ работает сегодня на перспективу и добивается на этом пути немалых успехов.
Переходя к рассмотрению телевизионного сегмента медиапространства северных регионов, следует сказать, что предпочтения аудиторий, проявляемые при выборе центральных телеканалов, достаточно близки к общероссийским. Тройку лидеров среди центральных телеканалов по суточному охвату аудитории составляют Первый канал, Россия 24 и НТВ. Особенностью регионального телевещания является наличие окружного телеканала. В ЯНАО это ОГТРК «Ямал-регион». Его суточный охват весьма высок - 23,2%, четвертое место в регионе. Высокие показатели демонстрируют и местные телеканалы. В большинстве случаев это муниципальные студии либо телевидение, принадлежащее работающим в регионах крупным предприятиям нефтегазовой отрасли, однако могут быть приведены и отдельные примеры коммерческих вещателей. Охват аудитории местным вещанием в ЯНАО - 30,8%. Результаты, продемонстрированные окружными и местными телевещателями, следует рассматривать как весьма высокие. Это позволяет сделать вывод не только о востребованности локального телеконтента телевидения населением округа, но и о способностях творческого коллектива телекомпании в подавляющем большинстве случаев удовлетворить запросы зрителей. Структура региональных сегментов печатной периодики в ЯНАО также состоит из двух основных элементов: окружного и местного.
Единственное окружное издание Ямало-Ненецкого автономного округа - выходящая дважды в неделю газета «Красный Север». Ее постоянно читают 4,1% взрослых жителей округа, а ее общая аудитория равна 22,1 %. Соответственно, вообще не обращаются к изданию 77,9 % населения.