Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что современная система средств массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округа несет на себе отпечаток двойной экспансии: коммунистической и постперестроечной политики государства. В данном случае рассматривается экспансию, как «политику, имеющую целью распространение своего влияния на другие страны (регионы) и осуществляемую дипломатическими, экономическими и другими методами». Целый ряд структурных особенностей ямальской системы СМИ советского периода сохраняется в ней и сегодня. Это практически полный контроль государственной власти над печатными и электронными СМИ, строгая вертикаль управления, объединение разрозненных информационных потоков и дозированное их распределение. В отличие от других регионов России, где превалируют горизонтальные управленческие связи (Екатеринбург, Самара) северная модель менее восприимчива к амплитудам рыночной экономики. Но и политика безмерной демократизации привнесла свои структурные элементы в систему ямальских СМИ.

Резкое увеличение числа периодических изданий, теле- и радиокомпаний, регионализация прессы, перераспределение информационного пространства - явления сегодняшнего дня. Эти процессы происходят на Ямале более сглаженно, в настоящий период уже не стихийно, а с солидной долей разумной организации.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел. Середина А.С. Взаимодействие органов государственной власти (региональной власти) со средствами массовой информации// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2011. - №3. - С. 62.

Заключение

В системе «государство-СМИ» отчетливо проявляется двойственная роль самих СМИ. С одной стороны, СМИ в силу своей природы, объективно в большей или меньшей степени включены в управленческий механизм государственных структур. С другой стороны, они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и всех социальных институтов гражданского общества.

Помимо этого характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства.


Взаимоотношения власти и СМИ осуществляются за счет пресс-служб, созданных в органах власти.

Существует несколько вариантов развития конфликта между властью и СМИ: «власть-власть»; «СМИ-СМИ»; «власть-СМИ».

Взаимоотношения власти и СМИ весьма многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия).

Очевидно, что именно местные СМИ, в особенности печатные, должны содействовать формированию культурных и идеологических ценностей региона, а также его экономическому развитию и процветанию.

В современном обществе СМИ являются эффективными каналами коммуникации.

Государственные структуры могут использовать несколько методов работы со СМИ в процессе распространения информации о своей деятельности.

На основании анализа экономических показателей редакций выделяют три наиболее распространенные стратегии существования СМИ в современной России:

- Редакция получает основные доходы от публикаций рекламы.

- Редакция работает на средства спонсоров и инвесторов.

- Редакция существует благодаря бюджетным дотациям.

Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления. Основной инструмент государственного управления информационной сферой - государственная информационная политика. СМИ являются важнейшим звеном в системе реализации государственной информационной политики, позволяющей регулировать процессы информационного воздействия в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность идей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.

Единое информационное пространство применительно к СМИ есть равнодоступное пространство, в котором коммуникации осуществляются в интересах всех пользователей, а не отдельных корпоративных клиентов, что позволяет создавать условия для функционирования информационного общества, развивать открытые социальные системы. Создание единого информационного пространства - это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать ее таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире (в том числе версией государственных органов, или официальной версией), с целью ориентации, отвечающей информационным потребностям граждан, в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям.


Список литературы

1. Автаева Н.О., Зудин Д.И. Государственная информационная политика в области СМИ// Вестник Нижегородского университета, 2010. - №3. - С. 13-19.

2. Башмаков В.И. Социология управления: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 360 с.

3. Богомолова Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации// Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ, 2013. - №1. - С. 73-77.

4. Захарова А.В. Взаимодействие печатных СМИ и органов государственной власти в постсоветский период (на примере Саратовской области)// Вестник Саратовского социально-экономического университета, 2010. - №4. - С. 126-128.

5. Зверинцев А.Б. СМИ как институт социального контроля// Научные труды Северо-западного института управления, 2012. - Т. 3. - №2. - С. 39-45.

6. Каменская Е.А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России// Общество: политика, экономика, право, 2011. - №2. - С. 18-24.

7. Комоликова С.С. Взаимодействие региональных органов власти и СМИ (на примере мэрии г. Новосибирска)// PR в изменяющемся мире: Коммуникационные технологии в деятельности органов власти: Сб. статей/ под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - Вып. 8. - С. 47-48.

8. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

9. Кузьмина А.М. Формирование публичной политики в Российской Федерации: региональный аспект// Личность. Культура. Общество, 2010. - Т. 12. - Вып. 4 (№59-60). - С. 315-322.

10. Максимов А.М. Факторы трансформации системы связей с общественностью органов региональной государственной власти в современной России// Политэкс, 2010. - Т. 6. - №4. - С. 106-115.

11. Пухова М.М., Свиридова Е.С. Особенности взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2013. - №10. - С. 64-68.

12. Розина В.А. Факторы коммерческого взаимодействия власти и СМИ в свете консьюмеризации политической жизни// Электронный журнал «Вестник МГОУ», 2013. - №1. Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru.

13. Середина А.С. Взаимодействие органов государственной власти (региональной власти) со средствами массовой информации// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2011. - №3. - С. 62-69.

14. Тощенко Ж.Т. Социология управления: Учебник. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.


15. Федеральный Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп.)