Файл: Пространство политических коммуникаций региона: взаимодействие региональной власти и СМИ.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности взаимодействия органов государственной власти и СМИ
1.1 Сущность взаимодействия органов государственной власти и СМИ
1.2 Положительные и отрицательные стороны взаимодействия власти и СМИ
2. Взаимодействие региональных органов власти и СМИ
2.1 Инструменты, используемые региональными властями в работе с СМИ
2.2 Единое информационное пространство в регионе и государственная информационная политика
Особое значение приобретает экономическая зависимость СМИ от учредителей, существенно влияющая на их политические ориентации; ограничение их доступа к информации, вызванное «закрытостью» органов власти; недостаточно разработанная правовая основа деятельности СМИ; отсутствие реакции органов власти на критику и др. В совокупности это приводит к тому, что значительная часть СМИ также приобретает «закрытый» от гражданского общества характер, превращается в корпоративное, монопольное, монологическое средство, используемое в растущем противоречии с интересами и потребностями как органов власти, так и институтов гражданского общества. И те, и другие могут предъявить свои претензии к СМИ по поводу отсутствия объективности при подаче информации, ангажированности, нарушении этических норм, профессиональной безответственности и т.д.
Существует несколько вариантов развития конфликта между властью и СМИ:
1. «власть-власть» (конфликт между разными уровнями власти, в этом случае в конфликт втянуты государственные СМИ);
2. «СМИ-СМИ» (конфликт между СМИ, представляющими разные уровни власти).
3. «власть-СМИ» (давление государства на СМИ с целью соблюдения законности и выражения собственных интересов, и, наоборот, давление СМИ на власть для максимальной объективности информации или исполнение политического заказа по снижению рейтингов той или иной властной структуры). Богомолова Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации// Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ, 2013. - №1. - С. 75-76.
В РФ осуществляется активное предоставление субсидий СМИ.
Государственные расходы только федерального бюджета на 2015-2018 гг. на средства массовой информации составляют 185,8 млрд. рублей. Государственное субсидирование СМИ может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.
Следует отметить, что на вопрос о субсидировании СМИ нельзя дать однозначного ответа, так как государство не только способно влиять на степень независимости СМИ, но и оказывать воздействие на само существование информационных агентств. Во времена кризиса, например, решение проблемы государственного финансирования стоит особенно остро, так как многие СМИ в этот период находятся в состоянии близкому к банкротству.
Рис. 1. Государственное субсидирование СМИ
Нуждаются также в субсидировании те масс-медиа, которые не привлекательны для рекламодателей при принятии решений о публикации объявления или ролика.
Как правило в этих изданиях или в эфирах телепрограмм сделан акцент на культуру, искусство, науку, спорт, другие социальные проекты. Пухова М.М., Свиридова Е.С. Особенности взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2013. - №10. - С. 64-65.
Таким образом, взаимоотношения власти и СМИ весьма многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия). Сегодня следует развивать и поддерживать позитивное взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации, потому что СМИ являются посредником между обществом и государством. Посредническая роль СМИ заключается, прежде всего, в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Для власти в данных отношениях приоритетным интересом является поддержка общества, благополучие государства и собственное благополучие, а для СМИ стремление максимально полезно для аудитории осуществлять свою деятельность и быть при этом контролером ипосредником между государством и обществом. Богомолова Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации// Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ, 2013. - №1. - С. 76-77.
2. Взаимодействие региональных органов власти и СМИ
2.1 Инструменты, используемые региональными властями в работе с СМИ
В современных условиях вопрос политизации региональной прессы активно обсуждается учеными разных отраслей общественной науки. На сегодняшний день проблема контроля над деятельностью органов государственной власти не только не теряет свою актуальность, но и приобретает особую значимость.
Естественное состояние печатных средств массовой информации, зафиксированное в российском законодательстве, - быть оппонентом власти, ее основным критиком - практически не имеет юридической силы. А ведь систематическое реагирование властных структур на критику в печати, контроль над принятыми объектом критики мерами - необходимые условия искоренения чиновнического произвола и воровства, борьбы с бюрократизмом и коррупцией, а также увеличения доверия населения прессе и роста читательской аудитории.
Очевидно, что именно местные СМИ, в особенности печатные, должны содействовать формированию культурных и идеологических ценностей региона, а также его экономическому развитию и процветанию. Захарова А.В. Взаимодействие печатных СМИ и органов государственной власти в постсоветский период (на примере Саратовской области)// Вестник Саратовского социально-экономического университета, 2010. - №4. - С. 126.
В современном обществе СМИ являются эффективными каналами коммуникации. Они, с одной стороны, позволяют миллионам людей одновременно получать информацию, а с другой стороны, - дают возможность «выхода» к специальной, узкой аудитории, значительно упрощая работу пиарщиков.
Если к информации, изложенной в буклете или презентации, люди относятся с недоверием, то к информации, опубликованной в прессе, - наоборот. Мнение журналистов, редакторов ценится в обществе достаточно высоко («в газетах пишут только правду»).
Эффективное взаимодействие СМИ и PR стоит обозначить не как использование СМИ пиарщиками, а как обоюдовыгодное сотрудничество, основанное на взаимной доброжелательности и уважении. Журналист и пиар-специалист - это взаимонеобходимые персонажи. Их взаимодействие строится на следующих принципах:
1) долгосрочность и обоснованность коммуникации, уважение и взаимопонимание, коммуникативный профессионализм;
2) открытость и откровенность, своевременность, ценность и значимость предоставляемой информации для общества, правдивость и объективность в изложении полученной информации.
Государственные структуры могут использовать несколько методов работы со СМИ в процессе распространения информации о своей деятельности. Комоликова С.С. Взаимодействие региональных органов власти и СМИ (на примере мэрии г. Новосибирска)// PR в изменяющемся мире: Коммуникационные технологии в деятельности органов власти: Сб. статей/ под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - Вып. 8. - С. 47.
Интересно исследование С.С. Комоликовой в этой сфере (на примере г. Новосибирска).
Можно выделить ключевые инструменты PR используемые для работы с прессой:
1. Ежедневная общая рассылка пресс-релизов всем изданиям города;
2. Еженедельная личная встреча руководителя пресс-центра мэрии с журналистами;
3. Ежедневно обновляющийся сайт;
4. Периодическая организация пресс-конференций, online-конференций с ключевыми фигурами по актуальным проблемам.
У используемых инструментов есть и плюсы и минусы.
Так, ежедневная рассылка пресс-релизов с определенным количеством новостных поводов - это наименее трудозатратный метод оповещения, который позволяет охватить максимальное количество журналистов. Однако проведенный С.С. Комоликовой опрос журналистов показал, все опрошенные журналисты (26 человек) различных изданий, сотрудничающих с мэрией, недовольны этим методом оповещения. Все опрошенные отметили большой объем лишней информации в пресс-релизах, которая затрудняет работу с важной и интересной информацией. Второй момент, на который обратили внимание все журналисты - это неудобная для работы журналистов компоновка материала в пресс-релизах, по мнению опрошенных сотрудники пресс-центра мэрии не учитывают специфики изданий, с которыми работают.
Большое внимание уделяется исследованиям и мониторингу. «Пресс-клипинг», мониторинг прессы или анализ печатного материала - важная функция пресс-центров.
«Существенным плюсом пресс-клиппинга является минимальное затрачивание денежных средств в совокупности с достаточно большим и разнообразным объемом информации, что и определяет его популярность среди государственных организаций. Анализ прессы позволяет оценить существующую ситуацию и выработать необходимые линии поведения в работе со СМИ». В мониторинге участвуют все печатные издания г. Новосибирска и Новосибирской области. На сайте мэрии есть раздел «Мониторинг СМИ», который ежедневно обновляется и предлагает читателям краткий список и резюме всех положительных упоминаний о мэрии в прессе за прошедший день. Комоликова С.С. Взаимодействие региональных органов власти и СМИ (на примере мэрии г. Новосибирска)// PR в изменяющемся мире: Коммуникационные технологии в деятельности органов власти: Сб. статей/ под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - Вып. 8. - С. 47-48.
Захарова А.В. в своем исследовании отмечает, что проводимые первыми лицами Саратовской области пресс-конференции и брифинги часто отражают не действительную информацию, а желаемую. Поэтому информация, которую чиновники преподносят журналистам, зачастую не отвечает запросам редакций и не кажется интересной их работникам. Получается, что вместо освещения важных событий, конфликтов, случающихся в области, читатель получает открытую пиар-информацию или сведения о процветании региона, о его текущей жизни. Захарова А.В. Взаимодействие печатных СМИ и органов государственной власти в постсоветский период (на примере Саратовской области)// Вестник Саратовского социально-экономического университета, 2010. - №4. - С. 126-128.
2.2 Единое информационное пространство в регионе и государственная информационная политика
Концепция формирования информационного общества в России предусматривает, что государство должно играть ведущую роль в обеспечении перехода к информационному обществу. Соответственно, формировать и координировать политику перехода к информационному обществу и создания регионального информационного пространства на региональном уровне должны власти региона. «Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределительные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами и пр.». Вместе с тем очевидны и опасения, связанные с возможностью власти воздействовать на информационное пространство. Эти опасения прежде всего связаны с контролем власти над распространением информации и доступом к ней. Существует «своеобразный парадокс региональных политических элит: стремясь к созданию собственного положительного образа, они, тем не менее, не пытаются сделать информацию о себе максимально доступной и прозрачной.
«Ученые выдвигают ряд объяснений этому феномену: в условиях перманентной конфликтогенности политического ландшафта любая информация рассматривается как аргумент в пользу оппонента; авторитарные тенденции, доминирующие в политической жизни многих регионов, продолжают воспроизводить атмосферу секретности и закрытости информации; наконец, существуют технологические и образовательные барьеры». Прохоров Е. анализирует один из сотен случаев давления местной власти на районную газету. Одним из основных инструментов влияния на прессу остается экономический фактор, а также возможность нужным власти образом трактовать законодательство: «Не от хорошей жизни пошла редакция на соучредительство с областной властью. Иначе под вопросом оказалось бы само существование газеты - других источников поддержки нет. Впрочем, редакция от этой бомбы может спрятаться в прочное убежище закона: ст. 19 Закона «О средствах массовой информации» утверждает, что «редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности», а ст. 18 предупреждает: «Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, уставом редакции, договором между учредителей и редакцией». Тем не менее, понятно, что при возникновении спора преимущество оказывается на стороне администрации. И все-таки, существование единого информационного пространства в регионе и даже сам факт его декларирования может побудить власть к изменению собственной позиции.