Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-организация и тактика оперативно-розыск­ного мероприятия в соответствии с законом о ОРД составляет государственную тайну. Это означает, что приемы, методы, способы прове­дения оперативно-розыскного мероприятия, составляющие тактику, а также порядок, орга­низация такого мероприятия, не подлежат оглашению.

-цель оперативно-розыскного мероприятия должна отвечать требованиям морали и нрав­ственности. Это вытекает из духа Закона о ОРД, из сущности такой деятельности. Оперативно-­розыскное мероприятие проводится в целях обеспечения безопасности общества и государ­ства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных пося­гательств.

Таким образом, только в этих, без сомнения, моральных и нравственных целях проводится мероприятие. Мы специально подчеркиваем, что имеем в виду именно цель оперативно-розыскного мероприятия. Мораль и нравственность - категории философские.

И в научном мире дискуссионные вопросы о том, насколько морально или нравственно прослуши­вание телефонных переговоров, чтение чужих писем, интерес к личной жизни даже из благих намерений. Вместе с тем, с учетом важности целей оперативно-розыскного мероприятия, такие действия иногда необходимы. Моральность и нравственность оперативно-розыскного меро­приятия отличают его от схожих действий иных лиц (например, частных сыщиков), проводящих, опрос не в целях борьбы с преступностью, а в личных интересах.

1.3 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

В соответствии со статьей 7 Закона о ОРД основаниями для проведения оперативно­-розыскных мероприятий являются: [4]

Наличие возбужденного уголовного дела.

Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

-признаках подготавливаемого, совершае­мого или совершенного противоправного деяния,

- о лицах, его подготавли­вающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- о действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информаци­онной или экологической безопасности Российской Федерации;

- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;


-о лицах, без вести пропавших, и об обнару­жении неопознанных трупов.

Поручения следователя, руководителя след­ственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основа­ниям, указанным в настоящей статье.

Постановление о применении мер безопас­ности в отношении защищаемых лиц, осущест­вляемых уполномоченными на то государствен­ными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Запросы международных правоохрани­тельных организаций и правоохранительных органов иностранных государств согласно международным договорам Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-­розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необ­ходимые для принятия решений:

- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

-о допуске к работам, связанным с эксплу­атацией объектов, представляющих повы­шенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

-о допуске к участию в оперативно-­розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

-об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

-по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

-о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детек­тивной или охранной деятельности, о пере­оформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удосто­верения частного охранника.

- о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористиче­ский акт. При этом необходимо наличие достаточных осно­ваний полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности.

Кроме того, в целях осуществления борьбы с коррупцией, органы, осуществляющие ОРД, при наличии соответству­ющего запроса в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

- достоверности и полноте сведений, пред­ставляемых гражданами, претендующими на замещение:


-государственных должностей Российской Федерации, если федеральными консти­туционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

-государственных должностей субъектов Российской Федерации;

-должностей глав муниципальных обра­зований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

-должностей федеральной государственной службы;

-должностей государственной гражданской службы субъектов российской Федерации;

-должностей муниципальной службы;

-должностей в государственной корпо­рации, Пенсионном фонде российской Федерации, Фонде социального страхо­вания российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского стра­хования, иных организациях, создаваемых российской Федерацией на основании федеральных законов;

-отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организа­циях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными госу­дарственными органами.

- достоверности и полноте сведений, пред­ставляемых лицами, замещающими указанные выше должности, если федеральными конститу­ционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достовер­ности сведений.

- соблюдении лицами, замещающими указанные должности, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом «о противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов российской Федерации. В случае если федеральными конституци­онными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблю­дения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об испол­нении обязанностей.

- достоверности и полноте сведений, пред­ставляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

Для проведения оперативно-розыскных меро­приятий достаточно любого из перечисленных оснований. то есть, возможности органов, осуществляющих орд, для начала проведения мероприятий достаточно широки. При этом, помимо указанных в Законе об орд юридиче­ских оснований, для мероприятий необходимы также и фактические основания - выработанная практикой совокупность сведений о собы­тиях или действиях, входящих в предмет орд. Фактические основания можно также опреде­лить, как достаточность данных для проведения соответствующего оперативно-розыскного меро­приятия. [11, С. 35]


Из содержания статьи 7 Закона о ОРД видно, что она не описывает подробным образом указанные в ней основания, а требует использо­вать их с учетом других законов и подзаконных актов российской Федерации, а также между­народных договоров. Например, Закон о ОРД предусматривает как минимум три основания, применение которых возможно с учетом требо­ваний УПК РФ. К таким основаниям отно­сятся: наличие возбужденного уголовного дела; получение сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или укло­няющихся от уголовного наказания; поручение следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Уголовно-процессуальная проверка сооб­щений о совершенном или готовящемся престу­плении, предусмотренная статьей 144 УПК РФ (или доследственная проверка), основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий не является. однако не выдерживает критики высказываемое мнение о том, что по посту­пившим материалам по признакам преступления в ходе доследственной проверки запрещено проведение оперативно-розыскных меропри­ятий, в связи с чем статью 7 Закона об ОРД пред­лагается дополнить новым указанным основа­нием [3]. Ведь именно в ходе названной проверки поступают сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. А получение такой информации является самосто­ятельным основанием для осуществления ОРД, в том числе проведения мероприятий. иными словами, в ходе доследственной проверки в порядке статьи 144 УПК РФ указанные меропри­ятия могут проводиться по такому основанию как: «ставшие известными органам, осущест­вляющим оперативно-розыскную деятель­ность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправ­ного деяния, а также о лицах, его подготавлива­ющих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». [3]

Самостоятельным основанием для прове­дения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы органов, осуществляющих ОРД. Это связано с тем, что в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о ОРД, органы, осуществляющие оперативно-розыскные меро­приятия, призваны решать свои задачи исклю­чительно в пределах полномочий. Такое требо­вание закона автоматически порождает необ­ходимость взаимодействия указанных органов между собой. Запросы могут предусматривать перспективу совместных или согласованных действий органов, осуществляющих ОРД, либо обмен информацией, представляющей взаимный интерес для различных ведомств, например, каса­ющейся контрабанды, наркобизнеса, органи­зованной преступности и др. Запросы должны оформляться в письменном виде и содержать необходимые для проведения мероприятий осно­вания, указанные в статье 7 Закона о ОРД. [4]


В запросе должен содержаться объем инфор­мации, достаточный для получения разрешения судьи на проведение некоторых мероприятий. Это необходимо, если требуется проводить меро­приятия, ограничивающие конституционные права граждан, например, на тайну почтовых отправлений. Впрочем, судебное решение можно получить и по месту нахождения органа, ходатайствующего о проведении оперативно­-розыскных мероприятий. Тогда судебное решение направляется для исполнения вместе с запросом.

Запросы органов разной ведомственной принадлежности, осуществляющих ОРД, направ­ляются в порядке, предусмотренном совмест­ными приказами или межведомственными согла­шениями. Запросы отраслевых или территори­альных органов одного ведомства исполняются в соответствии с установленными в этом ведом­стве внутренними приказами. и если межведомственных приказов относительно немного, то количество внутренних приказов постоянно растет. [7, С. 53]

Другим видом запроса, выделенным законо­дателем в самостоятельное основание для прове­дения оперативно-розыскных мероприятий, является запрос международных правоохрани­тельных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Отметим содер­жательное исследование Я.М. Бельсона, посвя­щенное международному взаимодействию право­охранительных органов.

Обязательным условием для исполнения подобных запросов является соответствие их международным договорам Российской Федерации. В данном случае под междуна­родным договором понимаются межгосудар­ственные, межправительственные и межведом­ственные соглашения о борьбе с преступно­стью, а также договоры об оказании правовой помощи. Примером таких международных договоров может быть «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граждан­ским, семейным и уголовным делам», действу­ющая среди стран - участников Содружества Независимых Государств.

Одной из междуна­родных организаций, работающей на основе межведомственных международных соглашений, следует считать Интерпол, основной задачей которого является обеспечение широкого взаи­модействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с аналогичными органами государств - членов Интерпола в борьбе с преступностью. Солидное исследование названных вопросов провел В.М. Егоршин.

В самостоятельное основание для прове­дения оперативно-розыскных мероприятий зако­нодатель выделил ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготав­ливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совер­шивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела: