Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

После проведения ряда реформ, в том числе и реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации, следует отметить не только изменения административно-организационного характера, но и тенденцию к необходимости привлечения и обучения высококвалифицированных специалистов. В этих целях большое внимание уделяется, например, служебной подготовке, в рамках которой рассматриваются вопросы правого регулирования различных направлений деятельности органов внутренних дел (изучение правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных приказов, указаний и т.д.). [11, С. 5]

Постоянное совершенствование не только профессионального мастерства, но и уровня правовой (наряду с иными видами) подготовки требуется и от оперативных сотрудников органов внутренних дел. Учитывая специфику работы оперативно-розыскных органов (далее - ОРО) возможно представить проблематичность (особенно связанную с нехваткой времени) и в то же время необходимость повышения не только правовых, но и научных знаний оперативных сотрудников.

Учитывая тот факт, что оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) осуществляется в основном посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), вопросы, связанные с основаниями и условиями проведения ОРМ остаются крайне актуальными как с теоретической позиции, так и с точки зрения практического применения.

У оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, для принятия решения о производстве ОРМ должны быть соответствующие основания. Также при проведении ОРМ должны быть выполнены соответствующие условия, которые установлены как Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД), так и иными нормативными правовыми актами (в том числе и ведомственными).

По нашему мнению, особого внимания в теории ОРД заслуживают положения, связанные с классификацией условий проведения ОРМ.

Следует отметить, что при классификации рассматриваемых условий, на наш взгляд, существует два варианта развития событий, к которым, как следует из анализа литературных источников, и прибегают ученые и исследователи:

классифицировать условия проведения ОРМ в соответствии с уже наличествующими в Законе об ОРД (ст. 8);


классифицировать условия, невзирая на «ограниченность» соответствующей нормы закона (ст. 8).

Например, С.И. Захарцев [10] условия проведения ОРМ подразделяет на общие и специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения ОРМ. Специально предусмотренными являются условия, определяющие особые правила проведения мероприятий. Условия проведения ОРМ зависят, в первую очередь, от ограничения при их проведении конституционных прав человека.

Статья 8 Закона о ОРД провозглашает принцип равенства перед законом. Она указывает на то, что для проведения ОРМ в отношении отдельных лиц на территории Российской Федерации не является препятствием гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Уместным здесь будет упоминание об исключениях из указанного правила в отношении отдельных категорий должностных лиц, которые содержатся в соответствующих федеральных законах.

Например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 91) Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (а равно и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи).

Из можно сделать вывод: указанное в ч. 1 ст. 8 Закона о ОРД условие является общим условием проведения ОРМ, при этом исключения, относятся к специальным условиям проведения ОРМ.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. На основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Если судом (судьей) отказано в дальнейшем проведении соответствующего ОРМ, то возобновление его проведения возможно только по решению вышестоящего суда.

Учитывая тот факт, что подобное условие содержит некоторые «исключения из правил», многие ученые относят его к особому виду (в нашем случае - к специальным) условий проведения ОРМ. Однако мы позволим себе отнести это условие к общим условиям. Поясним свою точку зрения. Несмотря на то, что проведение ОРМ с такими условиями возможно только в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, необходимо указать на то, что подобное условие будет выполнимо всегда, не взирая на субъекта ОРД и не исключая никаких ОРМ.


Законодатель также указывает на то, что оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с Законом об ОРД и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Из такой формулировки следует сделать вывод о том, что не существует каких-то специальных условий проведения ОРМ в отношении сотрудников оперативно-розыскных органов, ОРМ в отношении этих сотрудников проводятся на общих условиях. При этом проведение ОРМ должно быть не только обоснованным и соответствовать условиям их проведения, но и в целом отвечать как Закону об ОРД, так и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Такое условие вполне можно отнести к общим условиям проведения ОРМ.

Часть вторая ст. 8 Закона об ОРД указывает на то, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи допускается только на основании судебного решения и при наличии информации:

-О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

-О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

-О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Следует отметить, что прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Указанные выше условия также, на наш взгляд, являются специальными.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно­-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.


Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Также к специальным условиям полагаем возможным отнести запрещение проведения таких ОРМ:

- как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств:

-контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

-прослушивание телефонных переговоров;

-снятие информации с технических каналов связи, в целях сбора данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей.

Данная норма также направлена на охрану конституционных прав человека и гражданина и свидетельствует о том, что для выяснения указанных обстоятельств нарушение таковых прав граждан неправомерно. В противном случае, в данной ситуации можно будет говорить о преувеличении должностных полномочий, а учитывая закрепление данных положений в нормах целого рядя нормативных правовых актов, еще и об ответственности за нарушение данных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее мы упоминали об исключении из общих условий проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц. Уместным здесь будет также указание на то, что существуют особенности проведения ОРМ в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Глава 52 УПК РФ предусматривает особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, к которым относятся: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты. А также члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления им правосудия, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, а также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуроры и т.д. [3]


Существуют также особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, что, по- нашему мнению, относится к специальным условиям проведения ОРМ. Правовую основу в отношении рассматриваемых категорий лиц и соответствующих условий проведения ОРМ составляют Закон о ОРД, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Объектами ОРМ в местах содержания под стражей являются подозреваемые и обвиняемые. Учитывая, что подозреваемые и обвиняемые являются фигурантами конкретных уголовных дел, проведение ОРМ осуществляется именно на этом основании. ОРМ могут также проводиться с целью выявления иных преступлений в рамках одной из задач ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также по выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Также существуют особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, содержащихся в специальных приемниках для содержания арестованных в административном порядке.

В теории и практике борьбы с преступностью уже давно установлена закономерность, в соответствии с которой преступная деятельность одних и тех же лиц чередуется с совершением административных правонарушений. В основном рост административных проступков наблюдается у лиц, неоднократно судимых за кражи, грабежи, разбои и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Из выше представленных рассуждений, мы приходим к выводу, что специальные условия проведения оперативно-розыскных мероприятий можно, в свою очередь, поделить на следующие группы:

Условия проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц:

В отношении отдельных должностных лиц (Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, адвокатов, прокуроров).

В отношении отдельных лиц в целях сбора данных, необходимых для принятия решений о допуске этих лиц к определенным сведениям и некоторым видам деятельности.