Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В деле «Лагутин и другие против Российской Федерации» ЕСПЧ отметил, что уклонение от эффективной судебной проверки довода о подстрекательстве, ко­торое повлекло установление нарушения в настоящем деле, по существу связано со структурным уклонением российской пра­вовой системы от обеспечения гарантий против злоупотреблений в ходе проведения проверочных закупок. Европейский суд уже выявлял структурный характер про­блемы, указывая, что в отсутствие ясной и предсказуемой процедуры санкционирова­ния проверочных закупок и оперативных экспериментов система была в принципе неадекватной и располагающей к злоупо­треблениям. В заключение сделан вывод, что ситуа-ция в принципе требует приня­тия мер общего характера государством- ответчиком (п. 106 решения по делу).

Стоит отметить, что в российском об­ществе нет единого мнения относительно справедливости решений ЕСПЧ, а часть общественности обвиняет ЕСПЧ в слишком большой политической составляющей. Так, согласно интернет­опросу, проведенному в 2014 г. на сайте «pravo.ru» по вопросу «Нужно ли России покинуть юрисдикцию ЕСПЧ», 28 % респондентов (3234 голосов) ответили «Да, Страсбургский суд стал выносить полити­зированные решения», 27 % респондентов (3052 голосов) ответили: «Возможно, но первую очередь нужно создать адекватный нацио­нальный механизм защиты прав» [8].

Между тем, пока Российская Феде­рация находится в юрисдикции ЕСПЧ, решения последнего должны подлежать исполнению. В то же время некоторые тре­бования ЕСПЧ уже нашли свое отражение в решениях отечественных судов. Так, ранее упоминались требования к оценке результа­тов проверочной закупки, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной прак­тике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотроп­ными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Данные требования должны найти свое отражение в законодательстве, регу­лирующем оперативно-розыскную дея­тельность. В первую очередь это должно коснуться регламентации оснований для проведения данного ОРМ. В ФЗ об ОРД мо­гут быть включены требования о достовер­ности имеющейся информации и необхо­димости проверки первичной информации перед проведением проверочной закупки.

Логичным будет вопрос о том, кто должен осуществлять проверку полноты имеющихся оснований и санкционировать проведение проверочных закупок.

В позициях ЕСПЧ по делу «Веселов и другие против Российской Федерации», «Лагуткин и другие против Российской Фе­дерации» содержится призыв перейти от ведомственного к судебному либо проку­рорскому санкционированию. В частности, согласно обзору ЕСПЧ, проведенному в ходе рассмотрения дела «Веселов и другие против Российской Федерации», в странах, находящихся в юрисдикции ЕСПЧ кроме России только в Ирландии и Великобрита­нии осуществляется ведомственное санк­ционирование проверочных закупок. В других странах данную функцию выполня­ют судебные органы (Болгария, Хорватия,


Эстония, Лихтенштейн, Польша, Словения, Турция), а также прокуратура (Австрия, Бельгия). В некоторых странах (Румыния, Чехия, Германия, Франция, Литва, Македо­ния, Португалия, Испания, Италия) санк­ционирование носит смешанный характер - осуществляется либо судом, либо проку­рором в зависимости от стадии проверки, участников проверочной закупки и других обстоятельств.

При этом орган, принявший решение о проведении проверочной закупки зача­стую проверяет не только ее основание, но и ход ведения, осуществляет периодиче­скую оценку полученных результатов.

Полагаем, что в случае заимствова­ния европейского опыта для России наибо­лее приемлемым будет система судебного санкционирования проверочных закупок. Наше мнение основывается на том, что судебные органы уже располагают опы­том санкционирования ряда ОРМ (обсле­дование помещений, зданий, сооруже­ний, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослу­шивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи). В то же время полномочия прокуратуры по санкционированию ОРМ были исключены в связи с отменой Закона РФ от 13.03.1992 № 2506-1 «Об оперативно - розыскной дея­тельности в Российской Федерации».

В то же время мы считаем, что про­стое введение системы судебного санкцио­нирования может не привести к желаемым результатам. Так, в частности, Петрухи­ным И. уже отмечалась неэффективность судебного контроля за ОРД, в том числе при санционировании ОРМ. В качестве ар­гумента в пользу своего мнения данный ав­тор приводит излишне завышенные пока­затели удовлетворенных судом ходатайств о проведении ОРМ (в некоторых случаях доля таких ходатайств приближалась к 100 %) [20]. Данное обстоятельство может свидетельствовать о неполном рассмотре­нии судом представленных ходатайств.

Таким образом, мы полагаем, что эф­фективная система противодействия про­вокациям при проведении проверочных закупок может существовать и при ныне действующем ведомственном санкциони­ровании с некоторым его совершенство­ванием. На наш взгляд, для этого необхо­димо более детальное регламентирование оснований для проведения ОРМ в отече­ственном оперативно-розыскном законода­тельстве, а также разработка процедуры су­дебной оценки оснований для проведения ОРМ на стадии рассмотрения уголовного дела, возбужденного по результатам про­веденного ОРМ.

Заключение


Под оперативно-розыскным мероприятием следует понимать одну из составных частей оперативно­-розыскной деятельности.

Для формулирования определения оперативно-­розыскного мероприятия на основе анализа имеющегося научного материала и собранного практического опыта нами выделены отличи­тельные признаки мероприятия, а именно:

- оперативно-розыскное мероприятие явля­ется одной из составных частей оперативно­-розыскной деятельности.

-оперативно-розыскное мероприятие подраз­умевает деятельность государственных органов.

-оперативно-розыскное мероприятие могут проводить государственные органы и их долж­ностные лица, прямо указанные в Законе об ОРД.

-оперативно-розыскное мероприятие прямо, непосредственно направлено на решение целей и задач ОРД.

-оперативно-розыскное мероприятие прово­дится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в Законе об ОРД.

-организация и тактика оперативно-розыск­ного мероприятия в соответствии с законом об ОРД составляет государственную тайну.

-цель оперативно-розыскного мероприятия должна отвечать требованиям морали и нрав­ственности.

В соответствии со статьей 7 Закона об ОРД основаниями для проведения оперативно­-розыскных мероприятий являются:

Наличие возбужденного уголовного дела.

Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

-о признаках подготавливаемого, совершае­мого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли­вающих, совершающих или совершивших;

-о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информаци­онной или экологической безопасности Российской Федерации;

-о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

-о лицах, без вести пропавших, и об обнару­жении неопознанных трупов.

Поручения следователя, руководителя след­ственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основа­ниям, указанным в настоящей статье.

Постановление о применении мер безопас­ности в отношении защищаемых лиц, осущест­вляемых уполномоченными на то государствен­ными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Запросы международных правоохрани­тельных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Характеристика самих оперативно-розыскных мероприятий дана в главе 2 курсовой работы.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 29.05.2019г.)//Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) //Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера¬ции в связи с совершенствованием государственного управления в области противодей¬ствия экстремизму: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ // Собрание законодатель¬ства РФ. 2007. № 31. Ст. 4008
  6. Брэйди Н. Использование результатов оперативно-розыскных меро-приятий в уголовном процессе в свете решений ЕСПЧ по жалобам в отношении Российской Феде¬рации // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 5. С.30
  7. Воронцов С.А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи. Власть. 2016. № 9. С. 52-55
  8. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. 3-е изд. - М.: Зерцало, 2017.-211с.
  9. Захарцев С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий: Дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2014.-201с.
  10. Кваша Ю. Ф., Матвеев С. Е., Сурков К. В. Оперативно­розыскная деятельность органов внутренних дел. Словарь-справочник. - Новгород - Москва, 2015-255.с.
  11. Нагиленко Б.Я., Вандышев А.С. Теория оперативного поиска: В кн. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ре. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М.: ИНФРА-М,- 2015.—446с.
  12. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. - СПб, Изд-во Лань, 2017.-172с. .
  13. Петрухин И. Об эффективности судебного контроля за следствием и оперативно-розыскной деятельностью // Уголовное право. 2017. № 2 .-С. 10-18
  14. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - М.: Зерцало, 2014.-301с.
  15. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М., 2018.- 448 с.
  16. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»:научно-практический комментарий / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты; Дальневосточ¬ный юрид. ин-т МВД РФ. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД РФ, 2018.-108с.
  17. Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. - М.:Норма, 2017.-145с.

Судебная практика

  1. Дело «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» : Постановление ЕСПЧ от15.12.2005 (жалоба № 53203/99) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека№ 7
  2. Дело «Худобин (Khudobin) против Российской Федерации» : Постан. ЕСПЧ от 26.10.2006(жалоба № 59696/00) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека№ 11
  3. Дело «Банникова (Bannikova) против Российской Федерации» : Постан. ЕСПЧ от04.11.2010 (жалоба № 18757/06) // Российская хроника Европейского Суда. 2011. № 4
  4. Дело «Веселов и другие (Veselov and Others) против Российской Федерации» : Постан ЕСПЧ от 02.10.2012 (жалобы № 23200/10, 24009/07 и 556/10) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2013. № 4