Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
1.1 Характеристика понятия «оперативно-розыскное мероприятие»
1.2 Признаки оперативно-розыскного мероприятия
1.3 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Общая характеристика и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Общая характеристика видов оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.3 Проблемные аспекты проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий
2.3 Проблемные аспекты проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий
По данным Генеральной прокуратуры и МВД России, начиная с 2007 года, отмечается устойчивая тенденция роста преступлений экстремистской направленности. Более 90% членов экстремистских организаций составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Они же составляют 80% всех совершивших преступления экстремистской направленности, в том числе, убийства по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти. При этом, более половины из них - несовершеннолетние.
Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде предполагает использование оперативно-розыскного мероприятия - прослушивание телефонных переговоров (далее - ПТП), как эффективной меры выявления и противодействия идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Под прослушиванием телефонных переговоров понимают совокупность мер по конспиративному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений, и, как правило, их фиксацию с целью обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач ОРД. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. [9, С. 36]
Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ установлены особые условия проведения оперативно розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну, в том числе и телефонных переговоров (ст.8). [4]
Считаем, что в настоящее время возникла необходимость более четкого правового регулирования отношений, связанных с проведением прослушивания телефонных переговоров как негласного оперативно-розыскного мероприятия.
Основным из таких условий является обязательное получение судебной санкции на проведения данного мероприятия. Судебная практика так и не пришла к единообразному пониманию проблемы санкционирования проведения ПТП. Существуют определенные трудности во взаимодействии оперативных сотрудников с судьями относительно предоставляемой информации, служащей основанием для проведения этого ОРМ. Судьей не выносится мотивированное постановление об отказе в осуществлении ПТП, а лишь подписывается соответствующее постановление. Получается, что оперативный сотрудник не может обжаловать данное решение, а, согласно закону «Об ОРД», лишь может обратиться в вышестоящий суд.
В настоящее время возникла необходимость более четкого правового регулирования отношений, связанных с проведением прослушивания телефонных переговоров как оперативно-розыскного мероприятия.
Практическая значимость данного оперативно-розыскного мероприятия заключается в том, что оно позволяет решить не одну, а целый комплекс задач, стоящих перед оперативными подразделениями, в том числе:
-обнаруживать разыскиваемых лиц;
-выявлять участников преступной группы и определять их роль в совершении преступления;
-предупреждать или пресекать подготавливаемые преступления;
-раскрывать ранее совершенные преступления, используя результаты прослушивания телефонных переговоров в качестве как ориентирующей информации для органов предварительного следствия так и доказательств, сформированных на основе данных прослушивания телефонных переговоров и другие.
Специфика раскрытия и расследования отдельных видов преступлений вызывает необходимость оперативного получения уполномоченными на это органами (следственными и оперативно-розыскными) информации о телефонных переговорах. Несовершенство нормативной базы ограничивает эффективность деятельности по пресечению и расследования преступлений. Вопрос о процессуальном регулировании ПТП имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, так как это используется на практике.
Общее правило использования данных ОРД, в соответствии со ст. 89 УПК РФ, можно перефразировать следующим образом: для обоснования выводов об обстоятельствах, которые составляют предмет доказывания, вы можете использовать данные, полученные в ходе ОРМ, если они были получены, и записаны с помощью методов, указанных в УПК РФ. При этом доказательством будет являться не «продукт» ОРД, а результаты уголовного процесса, в результате производства действий суда и следственного комитета.
При рассмотрении европейских законодательных норм, регулирующих право государства на перехват телефонных сообщений, а также обстоятельств, при которых государство имеет на это право, оказалось, что конституционные гарантии неприкосновенности частной жизни (Германия и Россия) или их отсутствие (Франция) слабо связано с качеством законов. Мы можем с уверенностью сказать, что Европейский Суд признал приемлемым немецкое законодательство. Судя по всему, Суд утвердит французскую процедуру. Российское же законодательство не удовлетворяет указанным критериям Суда.
Рассмотрение практики прослушивания телефонных переговоров в различных странах приводит к двум выводам.
Во-первых, в тех странах, где данные о перехватах публикуются, суды, как правило, не отказывают разведывательным службам в выдаче санкций на прослушивание и их продлении. С большей долей вероятности можно ожидать, что суды редко отказывают в санкции и в странах, где закрыта информация о количестве перехватов. Поэтому, несмотря на важность получения санкции судебных органов, о которых неоднократно призывал Суд, это не менее важно, чем прозрачность процедуры для осуществления прослушивания. Это может быть достигнуто путем введения норм об обязательном информировании лица о том, что его телефон прослушивался, уже после окончания мероприятия.
Во-вторых, во всех странах без исключения разведывательные службы хотели бы получить такое законодательство о прослушивании, которое облегчало бы их работу, и это им удается ровно в той степени, в какой позволяет это сделать гражданское общество. Чем более оно инертно, тем хуже работают процедуры контроля и тем выше вероятность злоупотребления.
Другим оперативно розыскным мероприятием рассматриваемым нами более подробно будет контрольная закупка
В ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплен перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Важным из которых являются «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». При этом под «ставшими известными» необходимо понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц. А также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке [14].
В состав сведений о признаках противоправной деятельности помимо данных, полученных гласным путем, также входит информация из конфиденциальных источников. Подобная информация может выступать в качестве основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» (далее - проверочная закупка). При этом ФЗ об ОРД не содержит в себе каких-либо требований относительно объема и необходимости проверки первичной оперативной информации перед инициированием проверочной закупки.
В то же время в ст. 8 ФЗ об ОРД сказано, что проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно розыскную деятельность. Таким образом, законность и полнота оснований для проведения проверочной закупки в данном случае будет оцениваться соответствующим руководителем.
Практика применения проверочной закупки получила наибольшее распространение в деятельности оперативных подразделений, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. До определенного времени законность результатов проверочной закупки не ставилась под сомнение отечественными судебными органами. Стоит отметить, что ранее действовавшее Постановление Пленума Верховного Суда РФ не содержало каких-либо критериев оценки законности проверочной закупки.
Во многом ситуация изменилась после вынесения Европейским судом по правам человека (далее - ЕСПЧ) решения по делу «Ваньян против Российской Федерации» Напомним, что действия сотрудников оперативного подразделения в ходе проведения проверочной закупки были признаны ЕСПЧ провокацией. При этом ЕСПЧ мотивировал свое решение следующими обстоятельствами:
У сотрудников оперативных подразделений отсутствовали основания подозревать фигуранта в распространении наркотиков.
Стоит подчеркнуть, что оперативные сотрудники при рассмотрении дела в отечественных судебных органах сослались на наличие оперативной информации, но сами носители информации суду предоставлены не были.
Сотрудники оперативного подразделения отказались от пассивного наблюдения за фигурантом.
В проверочной закупке участвовало лицо, оказывающее содействие оперативному подразделению. Данное лицо обратилось к фигуранту с просьбой сбыть наркотическое средство. При этом отсутствовали сведения о том, что преступление было бы совершено без вмешательства лица, содействующего оперативному подразделению.
Решение ЕСПЧ оказало существенное влияние на отечественную практику по делам о незаконном обороте наркотических средств. В частности, вопросы провокации были рассмотрены в новом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». [18]
В данном постановлении указывается, что результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств. ,
При этом они должны сформироваться независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.
В свою очередь, в ФЗ об ОРД были внесены изменения, запрещающие органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) [4].
Между тем каких-либо изменений в основания и условия проведения проверочной закупки в ФЗ об ОРД внесено не было. То есть при наличии первичной оперативной информации о противоправной деятельности оперативные сотрудники, как и раньше, имели право провести проверочную закупку в отношении предполагаемого сбытчика. Данное обстоятельство привело к противоречию отечественного оперативно-розыскного законодательства, а также правоприменительной практики с позицией ЕСПЧ. В итоге после дела «Ваньян против Российской Федерации» ЕСПЧ по схожим основаниям было вынесено несколько решений не в пользу российских правоохранительных органов [4].
Сложившаяся практика в свою очередь привела к росту жалоб в ЕСПЧ в отношении Российской Федерации. По данным старшего юриста Секретариата ЕСПЧ Н. Брэйди в производстве ЕСПЧ в 2013 г. (период написания статьи) находилось свыше 150 российских жалоб, тема которых условно обозначается как «полицейская провокация», из которых около 50 уже были направлены Правительству с вопросами о приемлемости и по существу [6].
При этом, если дело «Ваньян против Российской Федерации» можно было рассматривать как частный пример, то в решениях по делам «Веселов и другие против Российской Федерации» [18], «Лагутин и другие против Российской Федерации» ЕСПЧ ужесточил свою позицию, высказав претензии к отечественному оперативно-розыскному законодательству.
Рассматривая дело «Веселов и другие против Российской Федерации», ЕСПЧ отметил, что российская правовая база для получения санкции на проверочные закупки и контроля за ними ранее уже была признана недостаточной. Хотя провокация была прямо запрещена изменениями законодательства в 2007 г., никакие законодательные или регулятивные инструменты не дают определения или толкования данного термина или каких-либо практических указаний, как избегать ее (п. 103 решения по делу).