Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретико-методологические аспекты по теме исследования ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1. 1. Человеческие ресурсы: определение, управление, особенности
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами на примере коммерческого предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности коммерческого предприятия ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
2.2 Особенности системы менеджмента и управления человеческими ресурсами в ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
2.3 Пути улучшения системы менеджмента и управления человеческими ресурсами в ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Компания ООО «СЕРВИС ПЛЮС» была основана в 2005 году. Основные преимущества компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС»:
- разумные цены, сервис без переплат;
- работает круглосуточно, без выходных;
- прием заказа «день в день»;
- работа во всех районах Москвы и области;
- индивидуальный подход к каждому клиенту;
Сложившийся на сегодняшний день сплоченный коллектив практически без изменений существует уже более 5 лет. Каждый новый пришедший в компанию сотрудник приобщается к внедренной у нас корпоративной культуре. Наряду с преимуществами такого отношения к рабочим, они берут на себя обязательства качественно и профессионально выполнять свои обязанности.
Для обслуживания Москвы ООО «СЕРВИС ПЛЮС» был создано собственный автопарк спецтехники. Изначально он формировался преимущественно из отечественных грузовиков: КамАЗ, МаЗ, ЗиЛ, Газель. Шло время и по мере возможности ООО «СЕРВИС ПЛЮС» обзаводилось более современными машинами на базе шасси Volvo, MAN, SCANIA. Тенденцию обновления автопарка ООО «СЕРВИС ПЛЮС» не собирается менять, даже, несмотря на отличное техническое состояние существующих машин.
Ценовая политика ООО «СЕРВИС ПЛЮС» всегда была ориентирована на клиентов. Этот постулат позволил обзавестись постоянными клиентами, активно привлекать новых. ООО «СЕРВИС ПЛЮС» часто получает положительные отзывы клиентов, которые удивлены приятным соотношением цены и качества, в пользу последнего.
Организационная структура ООО «СЕРВИС ПЛЮС» показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Организационная структура ООО «СЕРВИС ПЛЮС» является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника. Права и обязанности руководства определяются, исходя из потребности удовлетворения желаний клиентов через имеющиеся возможности и ресурсы. Оперативные решения, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов, опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию. Ответственность за принятие управленческих решений лежит на высшем звене управления. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых использует свою специфическую технологию, но все вместе они имеют одну цель - удовлетворение потребностей клиентов.
Линейно-функциональная (комбинированная) структура ООО «СЕРВИС ПЛЮС» основана на тесном сочетании линейных и функциональных связей в аппарате управления. Она обеспечивает такое разделение труда, при котором линейные звенья принимают решения и управляют, а функциональные - консультируют, информируют, координируют и планируют хозяйственную деятельность.
В основу организации функциональных действий положен линейный принцип. Руководитель функционального отдела является одновременно линейным руководителем непосредственно подчиненных ему работников.
При анализе организационной структуры управления ООО «СЕРВИС ПЛЮС» выявлены недостатки в части распределения функций и установления процедур их выполнения. В организации функции, установленные в документах, не соответствуют фактически выполняемым. Отсутствует контроль за их выполнением. Функции управления складываются стихийно, не учитываются принципы рационализации и оптимизации процессов.
К этим недостаткам можно отнести: отсутствие регламентов проведения операций, отсутствие службы внутреннего контроля, наличие тенденции к концентрации рисков.
Медленная передача и переработка информации из-за множества согласований, а, следовательно, замедляются процессы принятия управленческих решений.
Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех уровней управления предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.
Одной из наиболее распространенных разновидностей такой организации является матричная структура при которой члены команды подчиняются не только руководителю, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно работают.
2.2 Особенности системы менеджмента и управления человеческими ресурсами в ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Проанализируем численность персонала и состав работающих за ряд лет.
Численность персонала ООО «СЕРВИС ПЛЮС» увеличилась в 2019 г. за счет увеличения предоставляемых услуг (Таблица 2).
Таблица 2 - Динамика изменения общей численности персонала и состава работающих (по категориям персонала) за 2017-2019 гг. ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Численность персонала, чел. |
Год |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
Общая численность |
30 |
34 |
34 |
В том числе, По полу |
|||
Мужчин |
75 |
26 |
25 |
Женщин |
7 |
8 |
9 |
По возрасту, |
|||
До 30 лет |
26 |
16 |
15 |
30-40 лет |
34 |
12 |
13 |
40-50 лет |
18 |
5 |
5 |
50 и старше |
4 |
1 |
1 |
По уровню образования, |
|||
Среднее |
3 |
2 |
2 |
Среднее профессиональное |
62 |
19 |
10 |
Высшее |
17 |
13 |
22 |
Если рассматривать категории персонала по уровню образования, то персонала с высшим образованием в компании больше всего и данная категория постоянно возрастает. Людей со средним и средне-специальным образованием в компании очень мало. За анализируемый промежуток времени их количество постоянно уменьшается.
В ООО «СЕРВИС ПЛЮС» преобладает численность мужчин, что обусловлено спецификой организации. В компании высока доля работников в возрасте до 30 лет и 30-40 лет. Это связано с тем, что работа в компании является привлекательной именно для данной категории персонала (Таблица 3).
Таблица 3- Динамика изменения профессионально-квалификационного состава и структуры персонала за 2017-2019 гг. ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Численность персонала |
Год |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Общая численность |
30 |
100 |
34 |
100 |
34 |
100 |
В том числе, руководители |
2 |
6,7 |
4 |
12 |
4 |
12 |
Специалисты |
10 |
30 |
12 |
34 |
12 |
34 |
Рабочие |
18 |
63,3 |
18 |
54 |
18 |
54 |
Как мы видим, структура персонала относительно стабильна, однако его численность увеличилась за рассматриваемый период на 4 человека в результате расширения услуг. Таким образом, мы видим, что за рассматриваемый период существенных изменений в изменении профессионально-квалификационного состава и структуры персонала ООО «СЕРВИС ПЛЮС» не произошло.
Линейные руководители несут прямую ответственность за достижение целей ООО «СЕРВИС ПЛЮС» и соответственно уполномочены принимать решения о том, как применять находящиеся в его распоряжении финансовые ресурсы, то есть, решения о производстве, продажах, закупках, персонале. Функциональные службы лишены таких полномочий, их роль заключается в том, чтобы поддерживать функционирование линейных подразделений и давать экспертные советы линейным руководителям с целью роста производительности принимаемых ими решений
Линейные руководители должны осуществляют управление персоналом функциональных подразделений. В процессе своей деятельности линейные начальники делегируют свои полномочия руководители функциональных подразделений для достижения определенных целей организации. В процессе делегирования полномочий улучшается оптимизация рабочей силы руководителя и возрастает производительность самого руководства.
Делегирование полномочий в ООО «СЕРВИС ПЛЮС» преследует следующие основные цели:
- освобождение времени владельца компании для решения наиболее значимых задач;
- повышение мотивации персонала;
- повышение доверия в рабочем коллективе;
- проверка работников на исполнительность.
Стиль управления на предприятии демократичный, то есть, все работники: линейные руководители, руководители функциональных подразделений, владелец компании принимают участие в решении задач на предприятии и разработки планов его становления. Использование данного похода помогает создать команду, повысить корпоративный дух компании, объединить всех для достижения основных целей предприятия.
При исследовании реализации владельческого управления в компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС» выявлены трудности в части разделения функций и установления процедур их выполнения. В организации функции, установленные в документах, не соответствуют реально исполняемым. Отсутствует контроль за их выполнением. Функции управления складываются стихийно, не учитываются положения рационализации и оптимизации процессов. При этом очень часто встречаются в деятельности коммерческих организаций трудности, свидетельствующие об отсутствии механизмов в управлении, дающих возможность исполнять функции по получению максимальной выручки, снижению рисков, возрастанию финансовой устойчивости и конкурентоспособности ООО «СЕРВИС ПЛЮС».
К этим недостаткам дозволено отнести: неимение регламентов проведения операций, проблема смены кадров на ключевых постах, неимение службы внутреннего контроля, присутствие склонности к концентрации рисков.
1. Отсутствие регламентов. В некоторых организациях выполнение функций и процедур не регламентировано внутренними эталонами компании, расположениями и инструкциями. Осуществление операций работниками при отсутствии закреплённых и утверждённых органами управления отдельных документов приводило к происхождению нарушений технологий процессов, а также к наличию ошибок, что отрицательно сказывается на деятельности организации в совокупности. Потребность в четкой регламентации всех действий подтверждается тем, что при соблюдении установленных технологий снижается вероятность ошибок.
2. Отсутствие службы внутреннего контроля. Созданию результативной службы внутреннего контроля не уделялось надлежащего внимания. Основной функцией служб внутреннего контроля является проверка соответствия деятельности компании требованиям законодательства РФ.
3. Медленная передача и переработка информации из-за множества согласований, а, значит, замедляются процессы принятия управленческих решений.
Схему принятия управленческих решений владельцем компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС» целесообразно детализировать на отдельные шаги, входящие в тот, либо другой этап процесса принятия решений.
Организация управления компанией должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное взаимодействие всех уровней управления предприятия, наилучшим образом применять трудовые и финансовые источники. Одной из особенно распространенных разновидностей такой организации является матричная структура, при которой члены команды подчиняются не только руководителю, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они непрерывно работают.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся нужные коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Осознание и установление симптомов затруднения
Сбор информации
Релевантная информация
Формулировка ограничений и критериев
Определение альтернатив
Оценка альтернатив
Выбор альтернативы
Диагностика проблемы
Обратная связь
Фильтр
Организация выполнения решения
Рисунок 2 - Схема принятия управленческих решений владельцем компании в ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Всякое управленческое решение имеет свой определенный итог, значит целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, способов, средств и инструментов, которые могли бы оказывать содействие достижению оптимального результата в определенных условиях и обстоятельствах.
Дальнейший этап - это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система выявления ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает результативно, тогда препятствия в выполнении решений могут быть предотвращены до того как они появятся.
Получение решения. Процедура получения решения является, как правило, чистой формальностью по сбору соответствующих подписей и санкций, от того что на предыдущих этапах механизма формирования решения отыскивался, по существу, самый лучший вариант и метод его осуществления. Впрочем, потребность выполнения этой работы обусловлена также и требованиями законности, указывающими, что решение достигло такого пункта, когда все члены коллектива, привлекаемого к решению преграды, взяли на себя определённую ответственность.