Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретико-методологические аспекты по теме исследования ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1. 1. Человеческие ресурсы: определение, управление, особенности
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами на примере коммерческого предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности коммерческого предприятия ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
2.2 Особенности системы менеджмента и управления человеческими ресурсами в ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
2.3 Пути улучшения системы менеджмента и управления человеческими ресурсами в ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
При определённом варианте решения владельцу компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС» иногда нужно посоветоваться с профсоюзными организациями, либо с коллективом работников. Впрочем, в завершающем итоге высказывает решение сам владелец, от того, что он несёт персональную ответственность за результативность деятельности вверенного ему коллектива, исполняя возложенные на него функции в соответствии с принципом единоначалия.
Выполнение решения - это устранение породившей его преграды, по отношению к которой было принято решение. Организация выполнения решения предусматривает координацию многих людей. Владелец компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС» должен стремиться разрешать внутренние конфликты, заинтересовать и мотивировать людей на реализацию решения, расставить их таким образом, чтобы максимально применялись их способности.
От того что владелец компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС» имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией.
Организация развивается в нескольких направлениях:
осуществление цельной технической политики;
насыщенность финансовых и других источников;
улучшение качества внедрения за счет взаимного контроля за выполнением работ;
уменьшение убыточных затрат за счет совмещения одноименных отделов и централизации управления.
Число подчиненных/количество руководителей. В совокупности по компании диапазон контроля равен 97/38=2.55. Компания характеризуется высокой структурой управления с касательно низким диапазоном контроля, при этом при этом на ключевых должностных позициях диапазон контроля гораздо отличается от среднего по организации, что говорит об относительной разбалансированности владельческого управления.
Было установлено, что основными условиями удовлетворенности и факторами появления конфликтных ситуаций в коллективе являются:
- борьба за внимание, противоборство;
- гибкость, умение выкручиваться;
- стремление манипулировать;
- значимость личных симпатий и антипатий в работе;
- стремление контролировать, отслеживать, приглядываться;
- большая подверженность «звездной болезни»;
- эффект огруппления мышления.
Для поиска причин подобного положения было проведено исследование особенностей трудовой деятельности в коллективе на основе беседы. Беседа проводилась в течение одного рабочего дня и носила ненавязчивый характер. Из особенностей трудовой деятельности в ООО «СЕРВИС ПЛЮС», можно отметить, что важность работы, как важнейшей сферы деятельности, для большинства работников не является самоцелью.
Устойчивость собственного положения в организации и дружелюбные отношения в коллективе наиболее важны для большинства работников, чем высокая оплата труда. Помимо того, достойная заработная плата при умеренной интенсивности труда выше ценится большинством членов коллектива, чем высокая заработная плата при высокой интенсивности труда. К сверхинтенсивному труду готовы лишь те коллеги, которые по каким-нибудь причинам находятся в трудной финансовой обстановке. Без крайней нужды большинство работников сверхинтенсивно трудиться не готовы.
Далее была проведена оценка конфликтности и мотивации работников (Приложение 1). Обобщенные итоги результатов работников ООО «СЕРВИС ПЛЮС» отражены в приложении 2.
Таким образом, данные отображенные в приложении 2, дают возможность сделать следующие итоги:
1. Атмосферу в коллективе 40% работников оценивает как конфликтную. 50% считают, что атмосфера слабоконфликтная. Остальные 10% опрошенных ответили, что в коллективе неконфликтная атмосфера.
2. Ответ на дальнейший вопрос показал, что 30% работников считает, что конфликты неизменно мешают работе. 20% предполагает, что конфликт мешает, если это конфликт между двумя коллегами. 30% работников ответили, что конфликт мешает работе, если это конфликт начальника и подчиненного и остальные 20% работников считает, что конфликты не мешают работе.
3. Для более полной характеристике конфликтов, работники отдела продаж выражали свое мнение касательно затяжного конфликты. Присутствие затяжного конфликта отметили 70% работников ООО «СЕРВИС ПЛЮС», остальные 30% наблюдали отсутствие затяжного конфликта в организации.
4. Следующий вопрос анкеты был открытым вопросом, и выявляет среди работников человека, тот, что провоцирует конфликтные ситуации. Только 10% работников сказали, что таким человеком является начальник отдела, остальные 90% сказали, что такого человека нет.
5. Далее анализируя итоги анкетирования, выяснилось, что 60% работников зачастую конфликтуют с коллегами, а остальные 40% работников конфликтуют с руководителем. Таким образом, множество конфликтов работников ООО «СЕРВИС ПЛЮС» можно структурировать по двум основным формам: сотрудник-сотрудник и сотрудник-начальник.
Таковы результаты исследования конфликтных ситуаций в ООО «СЕРВИС ПЛЮС». Исходя из данных результатов, можно подвести итоги:
1. Конфликты в компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС» появляются достаточно часто. Их наличие отмечаеи 40% работников.
2. В компании имеют место быть затяжные конфликты - по итогам анкетирования их отмечают 70% опрошенных.
3. В своем большинстве причинами происхождения конфликтных обстановок являются расхождение в суждении по работе с клиентскими заявками, противоположность характеров, личная неприязнь работников.
4. Большинство конфликтов появляется между коллегами (60%) и между руководителем и подчиненными (30%).
5. Наличие конфликтных ситуаций на рабочем месте приводят к возникновению желания у работников сменить рабочее место.
Исследование течения конфликтов в ООО «СЕРВИС ПЛЮС», показал, что управление в организации реально не проводится. Руководство не вмешивается в конфликты среди подчиненных, если подчиненные сами не просят о помощи, а такие случае весьма редки.
В тех случаях, когда требуется вовлечение начальства в конфликтную обстановку, в виду авторитарного характера управления, решением конфликтной обстановки становится решение принятое начальником.
С целью оценки эффективности управления конфликтами и динамики конфликтных ситуаций на текучесть кадров был проведен опрос уволившихся в 2019 г. работников на предмет оценки причин увольнения, итоги опроса отражены в таблице 4.
Таблица 4 - Причины высокой текучести кадров
Причина увольнения |
Количество ответов |
% от выбывших |
Раздор с руководством |
10 |
31,25 |
Раздор с коллегами |
22 |
68,75 |
Недоброжелательность коллег |
25 |
78,125 |
Низкая заработная плата |
8 |
45 |
другое |
10 |
31,25 |
Анализ данных, отраженных в таблице 4, показывает, что отсутствие результативного управления ссорами в организации - одна из основных причин высокой текучести кадров в ООО «СЕРВИС ПЛЮС».
Таким образом, ссоры оказывают отрицательное действие на функционирование ООО «СЕРВИС ПЛЮС».
Следующим поводом, оказывающей отрицательное влияние на деятельность трудового коллектива, является низкая степень удовлетворенности системой оплаты труда и недоброжелательность коллег (неблагополучный общественно-психологический микроклимат, недостаточная корпоративной культуры).
В совокупности можно выделить следующие факторы внешней среды, которые повлияли систему владельческого управления в компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
1) Смена отношений собственности открывает новые возможности для становления бизнеса (открытие дочерних компаний, образование холдинга и т. д.)
2) При плановой экономике работа ведется в стабильных условиях производства, государство устанавливало объемы работ, которые нужно было исполнить, в текущее время объёмы работ нестабильны. При их снижении возрастает доля убытков в себестоимости продукции.
За высокопрофессиональное выполнение трудовых обязанностей, возрастание продуктивности труда, продолжительную и безукоризненную работу и другие успехи в труде используются следующие меры вознаграждения работников коллектива: объявление благодарности; награждение ценным презентом. Вознаграждение объявляются приказом, проводится при всем коллективе коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.
Премии напрямую зависят от личного вклада работника в общие результаты труда предприятия, а так же от выполнения работником индивидуального плана становления, своевременного и добротного выполнения работы. Премии рассчитываются и выплачиваются в соответствии с Положениями о премировании. Премии, выплачиваемые по данному Положению, включаются в среднюю заработную плату работников.
Таким образом, основные отрицательные стороны в организации владельческого управления ООО «СЕРВИС ПЛЮС» это неимение долгосрочных целей в деятельности по управлению персоналом и отсутствие определенного перечня требований к работнику. Планирования персонала, как такового на предприятии не осуществляется, потребность в персонале возникает при увольнении работника, кадровый резерв отсутствует, таким образом сроки заполнения вакансий возрастают. Преимущества в организации владельческого управления ООО «СЕРВИС ПЛЮС» это отлаженная стажировка нового работника, поручительства занятости и компенсация труда. Действие по комплектованию кадров связано с их набором, расстановкой и замещением. Квалификация и образовательный уровень работников оказывает значительное воздействие на эффективность всех трудовых процессов и на реализацию поставленных целей и задач.
В системе управления ООО «СЕРВИС ПЛЮС» существуют преимущества:
1. Отчетливое разделение ответственности в границах подразделений.
2. Высокий уровень координации взаимодействий функциональных подразделений.
Проблемы управления ООО «СЕРВИС ПЛЮС»:
1. Замедленная реакция на изменения рыночной конъюнктуры ввиду низкой развитости экономического блока и отсутствии состояния информации о состоянии рынка организации.
2. Низкая формализация бизнес-процессов, высокая степень дублирования операций.
3. Разбалансированность организационной структуры, то есть ООО «СЕРВИС ПЛЮС» характеризуется высокой структурой управления с касательно низким диапазоном контроля, при этом на ключевых должностях диапазон контроля гораздо отличается от среднего по организации.
2.3 Пути улучшения системы менеджмента и управления человеческими ресурсами в ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
При подробном анализе системы управления был выявлен комплекс недостатков. Следует предложить следующие пути улучшения организации владельческого управления ООО «СЕРВИС ПЛЮС»:
- Пересмотр устаревших должностных инструкций и утверждение их в соответствии с изменениями, произошедшими в организационной структуре ООО «СЕРВИС ПЛЮС» за последние десять лет.
- Создание отдела кадров.
- Внедрение программы автоматизации бизнес-процессов.
В настоящее время генеральный директор, он же владелец компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС» крайне загружен, в связи, с чем многие элементы кадровой работы не выполняются в полной мере. Предлагается внедрение полноценного отдела кадров. Планируемая штатная численность сотрудников отдела кадров– 3 человека.
Организационная структура отдела кадров отражена на рис. 3.
Начальник отдела кадров
Менеджер 1
Менеджер 2
Психолог
Рисунок 3 - Предлагаемая организационная структура отдела кадров ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Отдел кадров останется в подчинении директора компании ООО «СЕРВИС ПЛЮС». Анализ данных, отраженных на рис.4 демонстрирует, что штатная численность сотрудников отдела кадров составит 3 человека.
Рисунок 4 - Новая организационная структура ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Функциональные обязанности менеджеров отдела кадров распределены в соответствии с основными этапами процесса управления персоналом, реализуемом на предприятии, что отражено в таблице 5
Таблица 5 - Этапы управления персоналом на предприятии ООО «СЕРВИС ПЛЮС»
Этап |
Ответственное лицо |
Необходимые для реализации данного этапа ресурсы |
Выявление потребности, подбор и найм персонала |
Менеджер 1 |
Информационные: информация о необходимости найма сотрудников, о требованиях к новому сотруднику. Временные: на поиск сотрудника требуется 2-4 недели |
Оценка исполнения работы и мотивация сотрудников |
Менеджер 2 |
Информационные: отчеты отделов о выполнении сотрудниками работы, информация о предпочитаемых мотивах трудовой деятельности. |
Мониторинг кадровых проблем, учет специфики коллектива |
Психолог |
Информационные: отчеты отделов о выполнении сотрудниками работы, информация о предпочитаемых мотивах трудовой деятельности. |
Организация обучения персонала и диагностика условий труда |
Начальник отдела кадров |
Финансовые: размер финансовых ресурсов зависит от запланированной программы обучения. Информационные: информация о имеющихся курсах повышения квалификации и необходимости организации для предприятия, а так же информация об условиях труда Временные: программа обучения рассчитывается на 1 год |