Файл: Государственная социальная помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 463

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Государственная социальная помощь, как основной критерий снижения уровня социального неравенства

1.1. Значение и социальная сущность государственной социальной помощи

В ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ, определяется только порядок расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, но самого определения понятия «малоимущий гражданин» не содержит.

1.2. Понятие, признаки и цели государственной социальной помощи

1.3. Законодательство, регулирующее предоставление государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, ФЗ  "О прожиточном минимуме в РФ", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ[22].

14.12.2005г. Правительством РФ было принято Постановление от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в которых в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ были разработаны Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ[29].

Глава 2. Практические аспекты предоставления государственной социальной помощи

2.1. Основания (критерии) предоставления государственной социальной помощи

2.2. Виды государственной социальной помощи и субъектный состав её получателей

2.3. Проблемы реализации права граждан на получение государственной социальной помощи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188 –ФЗ

3. ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

4. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178ФЗ

5. ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ" от 03.12.2012 N 227ФЗ

8. ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ

9. ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ

10. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ

11. ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи от 05.04.2003 № 44-ФЗ

12. Постановление Правительства РФ от 17.02.1999г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ»

13. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Бедность значительной части населения России, в т.ч. и работающих граждан, в условиях развития рыночных отношений, привела к необходимости возникновения нового вида социального обеспечения – государственной социальной помощи.

Президент РФ, Путин В.В., в своем Послании Федеральному собранию от 20.02.2019г., подчеркнул, что государство должно помочь людям выйти из сложной жизненной ситуации и главной задачей социальной политики РФ является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство.

Актуальность выбранной темы курсовой работы, обусловлена значимостью проблемы не только на государственном уровне, но и для каждого человека. За чертой бедности может оказаться любой человек, не только под влиянием трудной жизненной ситуации, н-р, в связи инвалидностью, неспособностью к самообслуживанию из-за преклонного возраста, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, одиночеством, но и в силу таких причин, как низкая заработная плата, недостаточная профессиональная квалификация, закредитованность, неуспеваемость в учебе, проблемы в личной жизни и т.д.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования такого вида социального обеспечения, как государственная социальная помощь.

Объектом исследования являются правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Предмет исследования - предоставление государственной социальной помощи в виде денежных выплат, натуральных выдач, и социального контракта.

Цель курсовой работы – проанализировать правоотношения, складывающиеся в сфере оказания государственной социальной помощи в РФ.

Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:

1) Раскрыть значение и социальную сущность государственной социальной помощи;

2) Определить цели, задачи и функции государственной социальной помощи;

3) Дать характеристику законодательства, регулирующего порядок её предоставления;

4) Выявить условия предоставления и субъектный состав получателей государственной социальной помощи;

5) Проанализировать основные виды государственной социальной помощи;


6) Выявить проблемы реализации прав граждан на получение помощи и разработать предложения по их преодолению.

Тема государственной социальной помощи в РФ, в настоящее время, недостаточно изучена. Специальных научных трудов, монографий по данной проблеме немного. Это можно объяснить тем, что законодательство о государственной социальной помощи находятся еще в стадии организационного становления. При написании курсовой работы использовались научные работы таких авторов, как доктор юридических наук, профессор В.Ш. Шайхутдинова и его статья «О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России» 2016г., посвященная анализу норм законодательства РФ и субъектов РФ по вопросу государственной социальной помощи; Кручек И.В. и её статья «Государственная социальная помощь на основе социального контракта в республике Крым, как мера социальной поддержки малообеспеченной семьи в свете концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года», опубликованные в периодических электронных журналах крупнейших юридических вузов страны.

Нормативно-правовой основой курсовой работы является Конституция РФ; ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; ФЗ от 05.04.2003г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и другие нормативно правовые акты, перечисленные в библиографии, а также учебные пособия по праву социального обеспечения, монографии и журнальные научные статьи ученых-юристов.

Настоящая курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными целями и задачами и включает введение, 2 главы, объединенные семью параграфами, заключением, библиографией и приложением.

Глава 1. Государственная социальная помощь, как основной критерий снижения уровня социального неравенства


1.1. Значение и социальная сущность государственной социальной помощи

По данным Федеральной службы государственной статистики[1], в первом квартале 2019 г. численность малоимущего населения составила 20,9 млн. человек, или 14,3% от всего населения. Во втором квартале 2019 г., численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) составила 18,6 млн. человек, или 12,7% от всего населения. Следовательно, во втором квартале показатель по отношению к первому снизился на 1,6 п.п., до 12,7%. По итогам первого полугодия 2019 г. за чертой бедности оказались 19,8 млн. россиян (13,5%). Это больше, чем по итогам первого полугодия 2018 года, когда численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 19,6 млн. человек (13,3%).
По справедливому высказыванию, Путина В.В., «причин для бедности на самом деле - не только в нашей стране, в мире вообще - очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив»[2]. Крайняя степень неравенства граждан, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, и даже гибели людей[3]. Поэтому, регулирование уровня жизни населения должно стать одним из основных направлений деятельности государства, и основной целью социальной помощи должна быть поддержка малоимущих групп населения, которые находятся за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи необходимым[4].

Впервые государство признало существование малоимущих граждан, приняв ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». До принятия этого закона в отечественном законодательстве существовало определение «малообеспеченные граждане», «малообеспеченные семьи». Для раскрытия сущности государственной социальной помощи необходимо определить, кто относится к малоимущим семьям и малоимущим гражданам.

Так, для целей получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату, согласно статьи 49 Жилищного Кодекса РФ[5],  малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.


В ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ, определяется только порядок расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, но самого определения понятия «малоимущий гражданин» не содержит.

Исходя из ст. 3 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», малоимущими семьями, а также малоимущими одиноко проживающими гражданами, являются те, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

По мнению В.П. Галаганова, в настоящее время, категории малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан определяются согласно критериям нуждаемости данных групп населения[6]. Е.Е. Мачульская, определяет понятие нуждаемости, как материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума[7]. В этом случае семья или одиноко проживающий гражданин признается соответственно малоимущей или малоимущим.

При оценке уровня жизни населения принято выделять четыре социальных слоя: бедные, малообеспеченные, относительно обеспеченные, состоятельные (богатые)[8].

К бедным относятся те граждане, доходы которых позволяют приобретать продукты питания в таком объеме, чтобы не умереть с голоду.

Малообеспеченные граждане на свои доходы (если они в два раза выше минимума) могут покупать достаточное количество продуктов или более качественные, а если сэкономить на питании, то можно купить что-то из одежды.

К относительно обеспеченным слоям населения причисляются те лица, которые помимо возможности покупать более дорогие и разнообразные продукты питания могут без проблем менять одежду, пользоваться услугами химчистки, прачечной, парикмахерской, приобретать предметы длительного пользования в быту (мебель, холодильник и пр.). Как правило, к таким относятся лица, у которых среднедушевой доход составляет три прожиточных минимума.

Состоятельными и богатыми признаются те граждане, доходы которых превышают бюджет высокого достатка: они имеют имущество и банковские счета не только в России, но и за рубежом.

В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут привести к утрате заработка и отразиться на здоровье. Это может произойти из-за болезни, наступлением старости, инвалидности по тем или иным причинам, потери кормильца, утраты работы и по многим другим причинам. Вышеперечисленные обстоятельства можно, определить как трудная жизненная ситуация, которую ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет, как обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно[9]. Преодолеть эти обстоятельства самостоятельно во многих случаях невозможно, т.к. они тесно связаны с производственной деятельностью и практически не зависят от воли отдельного человека[10]. Но при этом, они прямо влияют на социальную стабильность общества. В связи с чем, Президент РФ В.В. Путин, подчеркнул, что в решении проблемы бедности, и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в ее проблемах. Ни в коем случае нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека "немного" где-то и как-то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы.[11]


Поэтому, государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляя государственную социальную помощь.

Сущность государственной социальной помощи проявляется в ее функциях.

1) Экономическая функция заключается в полном или частичном замещении заработной платы, возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи.

2) Политическая функция государственной социальной помощи способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются различия в уровне жизни различных слоев населения.

3) Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

4) Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны[12].

На основании изложенного, можно подвести итог, что сущность и значение государственной социальной помощи населению заключается в нормативно-правовом регулировании, а также в реализации государственных программ, с помощью которых можно должным образом обеспечивать социальные гарантии всех слоев населения, а также поддерживать достойный уровень жизни, повышая благосостояние всех граждан страны. Тем не менее, необходимо отметить, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь.

1.2. Понятие, признаки и цели государственной социальной помощи

Впервые понятие государственной социальной помощи определено в ФЗ от 17.7.1999 г. «О государственной социальной помощи», согласно которому государственная со­циальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одино­ко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[13] В связи с чем, законодательное закрепление государственной социальной помощи, можно рассматривать как гарантию в деле реализации гражданами своих конституционных прав[14].