Файл: Государственная социальная помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 478

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Государственная социальная помощь, как основной критерий снижения уровня социального неравенства

1.1. Значение и социальная сущность государственной социальной помощи

В ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ, определяется только порядок расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, но самого определения понятия «малоимущий гражданин» не содержит.

1.2. Понятие, признаки и цели государственной социальной помощи

1.3. Законодательство, регулирующее предоставление государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, ФЗ  "О прожиточном минимуме в РФ", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ[22].

14.12.2005г. Правительством РФ было принято Постановление от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в которых в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ были разработаны Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ[29].

Глава 2. Практические аспекты предоставления государственной социальной помощи

2.1. Основания (критерии) предоставления государственной социальной помощи

2.2. Виды государственной социальной помощи и субъектный состав её получателей

2.3. Проблемы реализации права граждан на получение государственной социальной помощи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188 –ФЗ

3. ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

4. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178ФЗ

5. ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ" от 03.12.2012 N 227ФЗ

8. ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ

9. ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ

10. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ

11. ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи от 05.04.2003 № 44-ФЗ

12. Постановление Правительства РФ от 17.02.1999г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ»

13. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"

2) В качестве другого критерия получения помощи выделяются «не зависящие от получателя причины».

Данная формулировка является неопределенной, так как ни в самом законе, ни в подзаконных актах, принятых в его исполнение, не указано, какие причины могут считаться независящими[35]. Это приводит к существенному расширению или сужению круга получателей данной помощи. Кроме того, наличие подобной неопределенности может нарушить право лица на ее получение.

Как полагает Галаганов В.П., в основу критериев, с помощью которых причины считаются не зависящими от граждан, могут быть положены: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с престарелым возрастом и болезнью, сиротство, многодетность, безработица, отсутствие определенного места жительства, отсутствие родственников, обязанных по закону оказывать материальную и социальную поддержку, вынужденное переселение, экстремальная ситуация, чрезвычайные и иные обстоятельства, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно. При этом не имеет значения, живет он отдельно или с семьей[36].

И.В. Кручек приводит следующие случаи «независящих причин»: наличие в составе семьи трудоспособных членов семьи, признанных безработными в течение трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением ГСП на основании соцконтракта; обучающихся в средних специальных и (или) высших учебных заведениях по очной форме обучения; не работающих в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, не достигшим возраста 18 лет, или гражданами, имеющими инвалидность I группы, либо гражданами, достигшими возраста 80 лет, и получающих ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с законодательством РФ; находящихся на длительном (более двух месяцев подряд) лечении; наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей или детей, обучающихся в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме обучения; наличие инвалидности I либо II группы. [37].

3) Размер среднедушевого дохода граждан, претендующих на государственную социальную помощь граждан, является еще одним критерием для её получения[38].

Рассчитывается среднедушевой доход в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Сам расчет среднедушевого дохода производится органом социальной защиты населения на основании предоставляемых гражданами сведений. По действующим правилам при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего.


Однако, по мнению И.В. Кручек, при решении вопроса о праве малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина государственную социальную помощь на основании соцконтракта необходимо обеспечить наиболее полный учет их фактических среднедушевых доходов.[39] Дело в том, что доходы, получение которых документально подтвердить не представляется возможным, могут остаться неучтенными, и степень нуждаемости семьи в помощи будет определена не объективно. Опыт работы органов социальной защиты показывает, что, как правило, так происходит, когда речь идет об алиментах на несовершеннолетнего ребенка, выплачиваемых отцом ребенка, не состоящим в зарегистрированном браке с матерью ребенка, в добровольном порядке и получаемых матерью «из рук в руки», доходах, полученных семьей от неофициальной сдачи жилья внаем в период курортного сезона, продажи сельскохозяйственной продукции вне рыночной или торговой сети и др.[40]

4) Большое значение для установления размера государственной социальной помощи гражданам имеет прожиточный минимум. Прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности[41].

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, различий половозрастных групп, демографических, социально-этнических и экологических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Ее состав разработан на основе норматива потребления (набора продуктов питания), который в целом соответствует физическим потребностям человека по калорийности и химическому составу и покрывает энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте.[42].

В состав потребительской корзины входит 11 наименований продуктов питания, а также минимальное количество непродовольственных товаров (одежда, обувь, постельное белье, школьно-письменные принадлежности и пр.) и услуг (квартплата и коммунальные услуги, городской транспорт, культура)[43].


Прожиточный минимум в целом по РФ предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования федерального минимума оплаты труда, определения размеров базовой части трудовых пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне, а также формирования федерального бюджета[44].

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально.

5) Трудная жизненная ситуация, также является условием получения государственной социальной помощи. Это обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно[45].

На основании перечисленных критериев, можно подвести итог, что главными условиями предоставления государственной социальной помощи лицам, нуждающимся в ней, являются:

во-первых, наличие российского гражданства или законное проживание лиц на территории России и соблюдение ими установленного режима пребывания;

во-вторых, наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

2.2. Виды государственной социальной помощи и субъектный состав её получателей

ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания государственной социальной помощи.

Проанализировав вышеуказанный закон, можно определить, что к ним относятся:

1) денежные выплаты: соци­альные пособия, субсидии (ст. 12),

2) социальные доплаты к пенсии (ст. 12.1.)

3) натуральная помощь: топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др. (ст. 12).

4) набор социальных услуг (ст. 6.2.);

5) государственная социальная помощь на основании социального контракта (ст. 8.1.)[46].


Рассмотрим более подробно, каждый вид государственной социальной помощи:

1) Денежные выплаты: соци­альные пособия, субсидии.

1.1. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов[47]

Социальные пособия назначаются гражданам ежемесячно, с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи и служат дополнением к основному источнику средств к существованию[48]. Получателями пособия могут быть дети, безработные граждане, вынужденные переселенцы.

1.2. Субсидии – это целевая полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Предусмотрены следующие виды субсидий: ежемесячная субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг[49], ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада[50], единовременная субсидия безработным гражданам для создания собственного бизнеса.[51]

Для многодетных семей устанавливаются скидки в размере не ниже 30 процентов по оплате за коммунальные услуги, бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам для детей до 6 лет, бесплатный проезд на внутригородском и пригородном транспорте для школьников. Учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием, школьной и спортивной формой. Предоставляется право на бесплатное посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок один раз в месяц[52].

Многодетным родителям оказывается помощь в организации крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий и других коммерческих структур, с предоставлением налоговых льгот, а также оказывается содействие в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья[53].

2) Социальные доплаты к пенсии

с 01.01.2010 г. введена такая мера их материальной поддержки, как социальная доплата к получаемой пенсии. В связи с чем, общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. На социальную доплату к пенсии имеют граждане, которым установлена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством РФ и не зависимо от вида пенсии от основания ее назначения.


При расчете общей суммы материального обеспечения учитываются денежные выплаты, которые назначены пенсионеру в соответствии с законодательством:

а) сумма пенсии (в том числе, если пенсионер получает два вида пенсии или ее часть)[54];

б) сумма дополнительного материального (социального) обеспечения[55];

в) ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг) и иные меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном выражении, предусмотренные в субъекте РФ по месту жительства гражданина (денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, ежемесячная денежная компенсация за пользование домашним телефоном, по оплате проезда на транспорте и т. д.)[56]

Существует 2 вида социальных доплат к пенсии: федеральная и региональная.

Федеральная доплата устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР, если общая сумма его материального обеспечения не достигает минимального прожиточного минимума пенсионера установленного субъектом РФ по месту жительства или по месту пребывания пенсионера.) Она назначается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом этой доплаты достигла величины ПМП в субъекте РФ, но не превысила прожиточный минимум пенсионера в целом по России.

Региональная доплата устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины минимального прожиточного минимума, принятого в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания. Региональная доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины, установленной в данном субъекте РФ. Следовательно, федеральная доплата равняется разнице между величиной прожиточного минимума пенсионера (МНП) по стране и общей суммой материального обеспечения пенсионера, региональная доплата - разнице между величиной МНП в конкретном регионе и величиной ПМП в целом по РФ.

3) Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды), а также осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и предоставление топлива)

Приоритет подобной помощи принадлежит социально-бытовой помощи на дому инвалидам и престарелым. По данным Министерства социальной защиты, в такой помощи нуждаются 952,2 тыс. человек, из которых 826,6 тыс. ее получают. В целом по России из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием обеспечены 229 человек.[57] Наряду с центрами социального обслуживания, в состав нестационарных учреждений и служб социальной помощи входят также центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальные приюты для детей и подростков. 1050 служб срочной социальной помощи призваны оказывать различные разовые услуги. При них создаются банки вещей и продуктов, работают телефоны доверия. Пропускная способность таких служб составляет примерно 2 млн. человек ежегодно. Другое направление социально бытовой помощи охватывает тех нуждающихся в ней, которые постоянно проживают в интернатах. В настоящее время в России действуют около 1 тыс. стационарных специализированных учреждений, в которых проживают более 300 тыс. престарелых, инвалидов. Третье направление связано с оказанием социально-бытовой помощи относительно малочисленной группе лиц без определенного места жительства.[58]