Файл: Государственная социальная помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 476

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Государственная социальная помощь, как основной критерий снижения уровня социального неравенства

1.1. Значение и социальная сущность государственной социальной помощи

В ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ, определяется только порядок расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, но самого определения понятия «малоимущий гражданин» не содержит.

1.2. Понятие, признаки и цели государственной социальной помощи

1.3. Законодательство, регулирующее предоставление государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, ФЗ  "О прожиточном минимуме в РФ", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ[22].

14.12.2005г. Правительством РФ было принято Постановление от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в которых в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ были разработаны Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ[29].

Глава 2. Практические аспекты предоставления государственной социальной помощи

2.1. Основания (критерии) предоставления государственной социальной помощи

2.2. Виды государственной социальной помощи и субъектный состав её получателей

2.3. Проблемы реализации права граждан на получение государственной социальной помощи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188 –ФЗ

3. ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

4. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178ФЗ

5. ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ" от 03.12.2012 N 227ФЗ

8. ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ

9. ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ

10. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ

11. ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи от 05.04.2003 № 44-ФЗ

12. Постановление Правительства РФ от 17.02.1999г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ»

13. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"

Тем же законом, раскрываются основные понятия, имеющиеся в определении государственной социальной помощи:

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим ФЗ;

социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим ФЗ, иными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пенсионера, в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;

социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий;

трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

К числу отличительных признаков государственной социальной помощи необходимо отнести следующее[15]:

1) Источниками финансирования помощи являются средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов[16].

Это значит, что в случае недостаточности средств бюджетов субъектов РФ на оказание такой помощи, эти средства выделяются их вышестоящего бюджета.


2) Предоставление помощи осуществляется в виде денежных выплат (доплат к пенсиям) и натуральных выдач.

3) Безвозмездный характер предоставления. Оказание государственной социальной помощи не связано с обязанностью получателя осуществлять какие-либо выплаты как в прошлом, так и в будущем[17].

ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях[18]:

1) Создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.

По справедливому замечанию В.П. Галаганова, такая цель относится в большей степени к сфере социального обслуживания[19].

2) Поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

3) Усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

4) Снижения уровня социального неравенства;

Однако, в связи с сохранением значительной дифференциации в трудовых доходах работающих лиц, эта цель представляется декларативной[20]

6) Повышения доходов населения.

По мнению, В.Ш. Шайхатдинова, все эти цели носят общий характер и подходят как для социального обеспечения в целом, так и для отдельных его блоков (социальная поддержка, социальное обслуживание и др.). Основная цель государственной социальной помощи – до­вести доходы малообеспеченных граждан до прожиточного минимума и обеспе­чить удовлетворение их основных потребностей.[21]

1.3. Законодательство, регулирующее предоставление государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, ФЗ  "О прожиточном минимуме в РФ", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ[22].


В Конституции РФ отражен принцип гарантии государством социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитании детей и в иных случаях, установленных законом[23] (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).

Согласно ст. 7 Конституции, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества. Конституция является главным гарантом законодательной основы государственной социальной помощи. Хотя она непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, однако устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам является ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Закон определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. Кроме того, Закон устанавливает и разграничивает полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ[24].

Следует отметить, что 14 декабря 2012г. принят ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной социальной помощи», где устанавливаются правовые основания для оказания нового вида государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Определено, что социальный контракт – это соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства, в соответствие с которым орган социальной защиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации[25].


Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является ФЗ от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Он устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ. В законе получили свое закрепление вопросы определения потребительской корзины, величина, периодичность ее исчисления и порядок установления, а также учет величины прожиточного минимума при оказании социальной помощи гражданам в субъектах РФ[26]. Согласно данному закону Правительство РФ обязано ежеквартально утверждать величину прожиточного минимума в целом по стране в расчете на душу населения и отдельно: для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Во исполнение этого закона принят ФЗ от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В нем установлено: какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода; как он должен рассчитываться; за какой период учитываются доходы и т. д.[27]

ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» от 31.03.2006 г. устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Она определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в соответствующих составах и объемах (в натуральных показателях)[28].

14.12.2005г. Правительством РФ было принято Постановление от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в которых в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ были разработаны Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ[29].

Вопросы предоставления государственной социальной помощи регулируются и законодательством субъектов РФ.

Согласно ФЗ от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддерж­ки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от на­личия в федеральных законах положений, фиксирующих указанное право.[30]


В ряде регионов были приняты свои законы о прожиточном минимуме и потребительской корзине. Региональные акты разрабатываются на основе Постановления Правительства РФ от 17.02.1999г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ».

Кроме того, правовую основу деятельности по предоставлению социальной помощи гражданам составляют и документы организаций, регламентирующие порядок и условия предоставления социальной помощи сотрудникам этих организаций и гражданам, которым необходима помощь. Субъектами предоставления социальной помощи являются государственные органы исполнительной власти и учреждения, муниципалитеты и муниципальные учреждения, организации.

Глава 2. Практические аспекты предоставления государственной социальной помощи

2.1. Основания (критерии) предоставления государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь, как указано в законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства[31].

Исходя из данной формулировки, можно выделить следующие основания предоставления государственной социальной помощи:

1) Главным критерием, определяющим право на социальную помощь, является нуждаемость. Нуждаемость – это такое материальное положение, при котором индивидуальный или среднедушевой доход физического лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, по независящим от них причинам[32].

Однако, с данным суждением, не согласен Шайхатдинов В.Ш.[33], который верно заметил, что в ст. 1 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одино­ко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан. К иным категориям граждан относятся инвали­ды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвали­ды, дети-инвалиды и др. При этом предоставление им мер социаль­ной поддержки не ставится в зависимость от их материального положения[34]. Вопросам социальной поддержки этих лиц, посвящены ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие.