Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности. (Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности.»
2.1 Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования.
2.2 Этапы эмпирического исследования.
2.3 Методы эмпирического исследования.
2.4 Характеристика выборки исследования.
Диагностика состояния стресса ( А.О. Прохоров)
3.2 Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности.
Совладение со стрессом с помощью аутогенной тренировки и метода Ретри.
В данной модели описание поэтапной трансформации субъективного «видения» ситуации дополнено указанием на то, как преобразовывается этот процесс в зависимости от использования разных типов стратегий преодоления стресса: эмоционального («смягчение» ситуации, аффективный отказ и пр.), когнитивного (переоценка ситуации) и деятельностного (целенаправленное воздействие на объективную ситуацию).
В прикладном аспекте эта линия исследований получила развитие в трансактной модели профессионального стресса Т.Кокса. Наряду с процессуальными компонентами стрессовых реакций она включает описательные конструкты, взятые из парадигмы соответствия «личность-среда». Однако анализ источников стресса на «входе» системы ведется с позиций их интерактивного взаимодействия с личностными установками работающего. В связи с этим исходно нерасчлененное понятие соответствия требований труда наличным ресурсам человека трактуется в терминах когнитивной оценки. Результаты когнитивной оценки, которые далеко не всегда сознательно рефлексируются субъектом, интерпретируются как психологические категории - например, как конфликт доминирующих потребностей, фрустрация мотивов деятельности, диффузная генерализация тревоги и пр. Наличие таких противоречий дает основание говорить о «рассогласовании» или дисбалансе, однако только в тех случаях, когда субъект не находит (или не имеет) адекватных средств для разрешения проблемы. В этом ракурсе последствия переживания стресса рассматриваются как специфичные формы нарушений психической и психофизиологической адаптации, обусловленные индивидуально - личностными особенностями человека.
В эмпирических разработках трансактного подхода прослеживается роль индивидуально - психологических факторов в процессах формирования определенных синдромов профессионального стресса.
Детализированный анализ регуляторных механизмов, обеспечивающих ту или иную степень успешности поведения человека в сложившихся обстоятельствах, составляет содержание третьего самостоятельного подхода к изучению профессионального стресса (Леонова,2000),
Регуляторный подход. Разработка «парадигмы регуляции состояний» продолжила линию исследований, связанную с анализом разного рода состояний работающего человека (утомления, монотонии, пресыщения, стресса и пр.), влияющих на эффективность его деятельности.
Основным предметом исследований в рамках регуляторного подхода стали детализация представлений о смене механизмов регуляции деятельности под влиянием разных факторов, а так оценка их «цены» с точки зрения внутренних затрат. К экспериментально - прикладным работам этого типа относится цикл исследований, посвященных анализу взаимодействия когнитивных и энергетических компонентов в процессе решения трудовых задач. Так, в двухуровневой модели «управления ресурсами» Г.Р. Хокки описывается механизм изменений функциональной структуры когнитивных задач, типичных для операторских профессий (идентификация, классификация, опознание), в зависимости от сдвигов в целевой структуре деятельности и от субъективного восприятия степени тяжести нагрузок. Центральным моментом таких изменений является переход с более низкого (автоматического) уровня контроля за протеканием отдельных операций на уровень сознательного контроля за исполнением целостных действий. Это происходит в тех случаях, когда рабочая ситуация субъективно воспринимается как более сложная.
Действия, выполняемые на уровне сознательной регуляции, практически всегда имеют более высокую «цену» за счет привлечения дополнительных ресурсов внимания и эмоциональной мобилизации. Описания типичных способов действий легли в основу классификаций компенсаторных механизмов и сбоев в работе, отражающих особенности реагирования на стрессогенные ситуации в зависимости от того, как происходит «утилизация» внутренних ресурсов индивида. На них же основаны попытки проследить развитие негативных последствий стресса - от возникновения актуального («острого») стрессового состояния через аккумуляцию хронических эффектов к формированию устойчивых патологических сдвигов (рис.3).
Рис.3. Схема развития негативных последствий профессионального стресса в рамках регуляторного подхода.
Рассмотренные подходы к изучению профессионального стресса чаще всего обсуждаются как независимые и в определенном смысле конкурирующие друг с другом. Однако общее, что связывает эти подходы состоит в том, что каждый из обозначенных подходов может быть соотнесен с разными уровнями анализа механизмов развития стресса.
Экологический подход соответствует уровню макроанализа профессионального стресса и дает целостное описание факторов риска в терминах причинно-следственных отношений.
Трансактный подход направлен на анализ уровня промежуточного опосредованные стресса индивидуально-психологическими особенностями человека и личностным опытом преодоления стрессовых ситуаций.
Регуляторный подход - это уровень микроанализа выполнения конкретных трудовых задач и поведенческих актов, отражающий психологические механизмы адаптации к стресс генным условиям.
«Стресс» - неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях; профессиональный стресс употребляется для характеристики комплекса явлений, связанных с повышенными требованиями к адаптационным ресурсам человека, их деструктивными последствиями под воздействием факторов, присущих как конкретной трудовой ситуации, так и профессиональной жизни человека в целом.
Рассмотрены основные подходы к анализу профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный.
Факторы стресса: физические, физиологические, социально – психологические и структурно – организационные.
ГЛАВА II Организация и планирование эмпирического исследования профессионального стресса в управленческой
Организация ГБУЗ СО СГБ, в которой проводилось эмпирическое исследование профессионального стресса в управленческой деятельности. Исследование проводилось среди старших медицинских сестер отделений.
В данном учреждении 15 старших медицинский сестер с различных отделений, каждая из старших медицинских сестер подвергаются сильному стрессу, за счет большой загруженности, быстрому темпу работы, имея в подчинении сестер отделения, обучение персонала. Тестирование проходило индивидуально с каждым испытуемым, чтобы исключить попытки влияния на результат испытуемых. Исследования проходили в комфортных условиях для испытуемых.
2.1 Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования.
Цель исследования является в том, чтобы выявить уровень стресса у лиц занимаемых руководящую должность.
Объектом для исследования является «стресс».
Предмет исследования: старшие медицинские сестры отделений. Постоянно подвергаются стрессу на во время работы. Из-за частых стрессов проявляется гнев, обида, бессонница, проблемы с самооценкой.
Задачи исследования будет выступать тестирование испытуемых с целью выявления на каком уровне находится самооценка и уровень стресса. При прохождении и решении испытуемым будут выданы рекомендации.
2.2 Этапы эмпирического исследования.
Первый этап – это собственно исследование, второй этап – представление полученных результатов в виде научного текста. В данной работе буду отвечать на вопрос: «Влияет ли стресс на самооценку в управленческой деятельности?». Для ответа на этот вопрос будет использоваться методики:
1Диагностика состояния стресса (А.О.Прохоров),
2Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В.Секач, В.Ф.Перевалов, Л.Г.Лаптев),
3Тест «Самооценка» (Н.М. Пейсахов).
2.3 Методы эмпирического исследования.
На эмпирическом уровне применяются такие методы как наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент.
Наблюдение: в данной организации работают 15 старших медицинских сестер, рабочий день начинается с 8:00, пятидневная рабочая неделя. Каждый день несут ответственность за отделение, медицинских сестер, пациентов. На учете ведется лекарства и приборы медицинского назначения. Постоянные учеты и проверки, что ведут к стрессу и негативу на работе.
Описание: в начале дня все отделения собираются на плановое собрание, чтобы оповестить о прошедших сутках и подвести итоги, поставить цели на текущий день. Если в отделении произошло экстренная ситуация происходит разбор инцидента делают выводы. После всего собирается собрание всех старших медицинских сестер этот инцидент поднимают при всех, происходит разбор и отчет сестер, при этом психологическое состояние ухудшается, человек себя чувствует уставшим и не входит в контакт с коллегами. Выходить из такого состояния не могут, ссылаясь на постоянную загруженность.
Сравнение: если отталкиваться от наблюдения, старшие медицинские сестры находятся каждый день, а медицинские сестры по сменам и несут ответственность только в день смены.
Измерение, эксперимент: каждой старшей медицинской сестре будет выдана методика в виде теста. Проходить исследование будет индивидуально. После прохождения выборки будет сделана интерпретация результатов.
2.4 Характеристика выборки исследования.
Диагностика состояния стресса ( А.О. Прохоров)
Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Обработка результатов подсчитываете количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0—4 балла— означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях;5-7 баллов—умеренный уровень;8-9баллов — слабый уровень.
Интерпретация результатов Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки само регуляции в стрессе.
Тест «Самооценки» (Н.М Пейсахов)
Вариант методики, разработанный Н.М. Пейсаховым на основе работ С.А. Будасси, Н.А. Викторова, О.С. Чугуновой. В предложенном варианте содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к поведению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом - признаки субъективных переживаний.
Самооценка, по мнению авторов, может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, постарается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное "отталкивание" всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ "Я". Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда - как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.