Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие функций государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);

— целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);

— создание эффективного экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;

— постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;

— подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов»[27].

В Конституции РФ предусмотрены определенные экономические свободы и гарантии на её территории:

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».(статья 8 пункт 1 и 2)[28].

Россия входит в группу государств с развивающейся рыночной экономикой. С течением времени и в процессе реформ в России изменяется экономическая политика государства. Приходит понимание, что невозможно регулирование рынка только лишь наличием спроса и предложения. Из-за ограниченности ресурсов возникают экономические кризисы, в результате которых растет инфляция и безработица. Все это наводит на мысль, что необходима продуманная экономическая политика государства. Нужно понимать, что государственное регулирование экономики, прежде всего, выразится в налоговой политике. И вопрос налогообложения станет основной задачей для экономической сферы государства, а значит главнейшим элементом экономической функции государства.

Направление деятельности государства по регулированию налогов можно назвать функцией финансового контроля государства, которая соответственно выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону определённая часть этих доходов в виде налогов перечисляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд, а также на содержание самого аппарата управления государством.

На сегодняшний день упор Российского государства делается на фискальную функцию, что связано с его потребностью в больших объемах денежных средств для осуществления реформаторского курса и сохранения социальной стабильности. Но налоговая политика правительства может считаться эффективной только тогда, когда налогообложение несет в себе стимулирующее начало, способствует поступательному экономическому развитию[29].


Содержание фискальной функции составляет формирование бюджета —государственного и муниципального — за счет налогов, таможенных пошлин и иных финансовых сборов, предусмотренных законом[30].

Итак, с уверенностью можно сказать, что экономическая функция является одной из важнейших для государства, а в свою очередь важнейшей частью экономической функции является налоговая система как совокупность направлений, конкретных мер и действий, призванных пополнять доходную часть бюджета и внебюджетных фондов.

К внутренним функциям так же относится социальная. Содержание социальной функции отражено в нескольких статьях Конституции РФ, к примеру, в статье 7 обозначено: «1.Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2.В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[31].

Л.П. Рассказов дает достаточно обобщенное определение социальной функции государства. Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере[32].

Социальная функция государства находит свое выражение в распределении социальных благ независимо от трудового вклада для того, чтобы обеспечить тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться: больным, инвалидам, пожилым людям, студентам и детям. Социальные гарантии являются важным элементом и признаком правового государства. Любое правовое государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительства жилья, чёткую работу транспорта и связи. Таким образом должны реализовываться права граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, то есть те социальные права, которыми должны максимально пользоваться все граждане государства.

В Конституции РФ закреплено, что наша страна – это социальное государство, которое гарантирует и реализует все социальные права своего населения. Выполнение социальной функции государства является задачей, закрепленной в главном законе Российской Федерации. Сама же социальная функция состоит в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условиях жизни для каждого члена общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве каких-либо благ.


Природоохранительная (экологическая) функция государства занимает одно из ведущих мест во внутренней деятельности государства. Экологическая функция признана правоведами как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она иногда называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды). Представляется, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов[33].

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов[34].

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Государственная функция в области экологии заключается в разработке экологических программ страны, принятии и осуществлении национальных программ охраны окружающей среды, установлении правового режима природопользования, установлении экологических стандартов, контроле за соблюдением природоохранного законодательства[35].

Во многих странах существуют специально разработанные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, подчас устраняющие сами источники загрязнения или вредных отходов производства. В Англии, Казахстане, России, на Украине и многих других странах действуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды. В Российской конституции закреплена природоохранительная функция Российского государства: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9 пункт 1)[36].

К внутренним функциям государства относится, и функция охраны правопорядка, которая подразумевает под собой деятельность государства по обеспечению точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми гражданами определенного государства.

Правоохранительная функция включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:


1) охрана прав и свобод граждан;

2) охрана всех форм собственности;

3) охрана правопорядка[37].

По мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. охранная функция государства, касающаяся всех сторон правового бытия, является важной институциональной частью полифункционального по своей векторной природе государственного управления, в ценностном отношении определяется социальной сущностью государства, уровнем развития демократии, общественного правосознания. Вне этой функции государства как такового нет и не может быть[38].

Очень важное направление правоохранительной деятельности государства — борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом[39].

Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов: суд, прокуратура, нотариат, и т. д. Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, которые служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановлению нарушенного права, другими словами - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Надо сказать, что все более гармонично развиваются экономические, социальные и нравственные отношения граждан с государством, вследствие этого принудительная сторона государственной правоохранительной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

В последнее время в юридической литературе некоторые правоведы склонны выделять такие функции как миграционная и информационная.

Например, Леонидова Т.И. определяет миграционную сферу «…как лакмусовую бумажку, универсальное мерило, позволяющее дать довольно точную оценку социальной, демографической и экономической работе государства» и даёт общее понятие и признаки миграционной функции как направление деятельности государства, его органов по контролю за пребыванием на территории государства в целях восполнения и воспроизводства общества[40].

Одним из первых, кто обозначил и подробно проанализировал информационную функцию был Просвирнин Ю.Т. Речь идет о некоторой новой, информационной, стадии развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Существующие общественные отношения привели к новой эволюции функций государства, к повышенному интересу к этой сфере деятельности государства. Информационная функция обладает всеми существенными признаками основных функций государства, выделяемыми в науке. С точки зрения классификации её смело можно отнести к основным постоянным функциям, но является одновременно и внутренней, и внешней, т.к. государство регулирует информационные процессы как внутри страны, так и за ее пределами в отношениях с другими государствами[41].


2.2 Внешние функции государства

Внешние функции государства – это направления деятельности государства по выполнению внешнеполитических задач. За последнее время весь мир претерпевает сильные изменения во внешнеполитической сфере, и наша страна не исключение. Остаются в прошлом глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны. Этим изменениям соответствуют и изменения во внешних функциях Российского государства. Так же, как и в случае с внутренними функциями, отдельные внешние функции теряют свою актуальность (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие – получают дальнейшее новое развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи – возникают вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

В современный период основные задачи нашего государства: последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны от внешней агрессии и создание благоприятных условий для внутреннего развития.

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимозависимым[42].

Ниже я предлагаю более подробно рассмотреть некоторые внешние функции государства.

Функция обороны. В связи с развитием страны и укреплением авторитета военной сферы функция обороны наполнилась новым содержанием и обрела новую правовую базу. Оборона страны от внешних угроз, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований осуществляются в соответствии с Конституцией РФ и законами по военным вопросам. Приняты необходимые для вооруженных сил Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ и другие акты.

Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами[43].