Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие функций государства ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
по времени действия:
а) постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования;
б) временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением[15].
К числу основных можно отнести классификацию, которая основывается на принципе разделения властей. В соответствии с этим функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Характерная особенность этой классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Разделение государственного аппарата на три ветви власти определяет то, что каждая функция осуществляется совокупностью органов, принадлежащих к законодательной, исполнительной и судебной власти. Разделение властей в нашей стране закреплено в Конституции Российской Федерации одним из основополагающих принципов конституционного строя, следовательно, указанная классификация является конституционно обоснованной.
Рассказов Л.П. одним из оснований для классификации предлагает следующий критерий: по характеру государственного воздействия на общественные отношения все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные[16].
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, защита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.)[17].
По мнению профессора Л.И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. Рассматривая это положение, можно придти к выводу, что подобное выделение недостаточно обосновано, так как неясно, что такое "функция реализуемая в функциях" или "функция функции"[18].
Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние. Данная классификация, по моему мнению, является научно-обоснованной и позволяет выявить связь указанных функций любого государства, а также проследить за тем, как они изменяются с появлением новых целей и задач государства. Подобная классификация является достаточно традиционной, и вместе с этим дает возможность научного анализа содержания деятельности государства внутри страны и на международной арене. Но даже правоведы, признающие данный подход, не имеют единого мнения о перечнях внутренних и внешних функций государства.
Указанная классификация отталкивается от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные функции государства, решению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических.
Разделение функций на внутренние и внешние является довольно условным. Объясняется это тем, что деятельность государства внутри страны нередко в значительной степени зависит от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейское Содружество. Содружество Независимых Государств, и т.п. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно[19].
Но классификация функций на внутренние и внешние не является конечной, поскольку принято различать еще основные и неосновные функции среди вышеуказанных. Эта классификация основывается на критерии значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также уровня вовлеченности аппарата государства в их осуществление.
Основные функции – это важнейшие направления деятельности государства по осуществлению главных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Основные функции государства имеют некоторые общие черты. Во-первых, в них сильнее проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства и его социальное назначение. Безусловно, обе указанные категории проявляются во всех функциях государства. Однако в различных функциях в разной степени. В одних функциях они выражаются непосредственно и со всей определенностью, а в других они не имеют столь прямого проявления и могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции.
Во-вторых, основные функции выполняются государственным аппаратом в целом, в отличие от множества функций, которые осуществляют отдельные государственные органы, специально предназначенные для решения конкретных задач (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля).
Что касается «неосновных функций», они являются структурными частями «основных функций» и представляют собой направления деятельности по решению задач в более узкой сфере жизни общества. Нельзя забывать, что термин «неосновные функции» условный. Его употреблением нельзя умалить значение данной разновидности функций и правомерно его использовать для того, чтобы выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.
Так же имеет место быть разделение функций на постоянные и временные. Такое деление довольно условно, поскольку функции, как и само государство, изменяются с течением времени. В качестве постоянных обычно рассматривают функции, которые вытекают из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Сегодня в качестве примера временной функции можно рассмотреть функцию борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.
В ходе исторического развития государства его функции изменяются: одни утрачивают свое значение и отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях все эти изменения обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства всегда должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.
Итак, рассмотрев и проанализировав несколько подходов и точек зрения на проблему классификации функций государства, можно выявить следующие основания для разделения функций на группы:
1. По сферам деятельности:
- внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);
- внешние – нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функция обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).
2. По продолжительности действия:
- постоянные – осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);
- временные – осуществляются на определенных этапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный период государства).
3. По социальной значимости:
- главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);
- производные – носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная от экономической, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной)[20].
Я считаю, данная классификация включает в себя все необходимые основания для разделения функций по группам и в будущем позволяет тщательно рассмотреть и охарактеризовать каждую из групп функций, а также в каждой группе выделить конкретные функции. В своей работе более подробно я рассмотрю внутренние и внешние функции государства, поскольку данную классификацию поддерживают многие ученые, например, Л.П. Рассказов. При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности), в соответствии с которым функции делятся на внешние и внутренние[21].
Данная классификация считается научно-обоснованной и позволяет выявить связь функций любого государства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значимость и количество с появлением новых целей и задач.
2.1. Внутренние функции государства
Внутренние функции определяют деятельность государства по решению им задач на его территории и в рамках его суверенитета. В юридической литературе рассматривают несколько типов внутренних функций государства, каждый из которых является характерным для определённой сферы деятельности государства или государственных органов в управлении внутренней жизнью общества. Ниже я более подробно охарактеризую несколько конкретных функций, выполнение которых является важнейшим элементом решения внутриполитических задач государства, то есть речь пойдет о внутренних функциях.
Со второй половины XX века и по настоящее время в развитых странах мира одной из основных внутренних функций стала экономическая. Государство стало все больше вмешиваться в экономику, регулировать темпы ее роста и устанавливать пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны[22].
Содержание экономической функции заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики — промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий[23].
За последние десятилетия в нашей стране уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой[24].
Экономическая функция государства находит свое отражение в Конституции РФ, например, статья 34 гласит: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»[25].
Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил, и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте[26].
Значение экономической функции состоит в разработке и координировании государством основных направлений развития экономики в наиболее оптимальном режиме. Данная функция осуществляется разнообразными методами, которые зависят от сущности самого государства и его политики. Если в основе государства лежит административная система управления, то экономика, как правило, будет регулироваться командными и административными методами. В свою очередь государства с рыночной экономикой предоставляют свободу и самостоятельность собственнику, что обеспечивает реальное равенство и независимость производителей и потребителей материальных и духовных благ. В этом случае закон спроса и предложения становится основным регулятором рыночных отношений.
В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:
— реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т.д.);