Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие функций государства ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов является естественным историческим процессом, который протекает по объективным законам. И функции государства являются одним из проявлений действия этих законов. Функции государства можно определить, как характерные особенности государства, которые отличают его от других структурных элементов общества.
Тема государства и его функций является одной из основополагающих в теории государства и права, поскольку сущность государства затрагивает интересы различных слоев общества. Функции государства принято считать основными направлениями его деятельности. Задачи, которые стоят перед государством на разных этапах его развития определяют появление и реализацию необходимых функций.
Все вышеперечисленные обстоятельства определили актуальность работы и обусловили выбор темы.
Предметом исследования являются функции государства как основные направления его деятельности на определенном историческом этапе.
Исходя из обозначенной темы, в данной работе ставится цель комплексного исследования функций государства.
Поставленной целью обусловлены задачи, которые ставятся в данной курсовой работе:
- раскрыть понятие функций государства;
- рассмотреть различные подходы к классификации функций государства;
- дать характеристику внутренним и внешним функциям государства.
Теоретической основой работы являются труды известных ученых: С.А. Комарова, А.В. Малько, В.М. Корельского и других, нормативные и законодательные акты Российской Федерации, литература справочного и учебного характера и электронные ресурсы.
1. Понятие функций государства
В юридической литературе можно насчитать порядка двух десятков определений понятия «функция государства», поскольку у правоведов нет единого мнения в этом вопросе. Разнообразие определений понятия функции государства в значительной мере объясняется расширением и углублением методологической базы теории государства на основе все большего использования частных методов исследования[1].
Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном - в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства[2]. Из данной формулировки следует, что деятельность государства разделяется на определенные направления. Анализируя задачи, стоящие перед любым государством, становится понятно, что для установления его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только те, которые являются необходимыми на данном историческом этапе либо на всем протяжении развития государства. Таким образом, можно сделать вывод, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства. В этих основных направлениях проявляется его социальное назначение. Морозова Л.А. в своей известной статье «Функции Российского государства на современном этапе» предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы[3].
Говоря проще, функции государства определяют, что должно делать государство для выполнения стоящих перед ним целей и задач в определенный период своего развития. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями, и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма[4].
Современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства как механизма государственного воздействия на общественные процессы, а не только как направлений его внутренней и внешней деятельности. Данную трактовку можно считать правильной, поскольку решая определенные задачи, посредством выполнения своих функций, проводя реформы и регулируя общественные отношения в различных сферах жизни общества, государство воздействует на состояние общественных процессов.
Есть и иные подходы к пониманию функции государства. И при одной из трактовок данного понятия «разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции - это хотя и основные (или главные) направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания»[5].
Л.И. Каск приходит к выводу, что более правильной представляется «позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности»[6].
Некоторые правоведы отождествляют понятия «функция государства» и «деятельность государства». А отдельные авторы сближают категорию «функция государства» с категорией «направления деятельности государства».
Под функциями государства «подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности, государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер»[7].
Так же я хочу рассмотреть мнение известного правоведа С.А. Комарова о вопросе определения функции государства: под функцией государства следует понимать лишь направление его деятельности или содержание его деятельности в рамках определенного направления. Однако здесь возможен и третий вариант. Функцией государства являются «рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении…»[8].
Итак, исходя из вышеперечисленных мнений, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое понятие сближается с понятием «деятельность государства», но не отождествляется с ним.
Только основное направление деятельности государства является его функцией. Соглашаясь с данным утверждением, придется признать, что существуют неосновные направления деятельности государства, которые не являются его функциями. Становится непонятно, что это за направления. Кроме этого, категория «основные» имеет слишком оценочный характер и делает определение функции государства недостаточно четким. Поэтому становится невозможно объективно выделить конкретные функции государства.
Признание определенного направления деятельности государства в качестве главного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства[9].
Нужно так же учитывать, что нельзя отождествлять функции государства с формами и методами их реализации. Правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность являются основными правовыми формами осуществления функций современного государства. Государство, исходя из стоящих перед ним задач на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения и их различные сочетания. Конкретная же функция государства должна включать в себя единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти.
Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять[10].
В задачи государства определяют его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в определенный исторический период.
Задачи государства можно рассматривать, как предпосылки к его функциям. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Взаимодействие государства и общества обуславливает функции государства, поэтому невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в жизни общества. Плодотворное функционирование государства возможно только в случае, когда его функции полностью соответствуют объективным потребностям общества.
На различных этапах существования государства перед ним встают разные задачи, это обусловлено развитием общества. Соответственно функции государства различны, как и порядок их возникновения и изменения. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. В ходе выполнения задач исчезают одни функции и появляются новые.
Необходимо отличать функции государства от функций его отдельного органа. В отличие от функций отдельных самостоятельных государственных органов функции государства выполняются всеми органами. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. Отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства[11].
Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы[12].
Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Насколько многообразно в юридической литературе представлены формулировки функций государства, настолько же многообразно авторы трактуют и их признаки. В целом авторы единодушны в определении признаков. Наиболее полными и отражающими все условия, вытекающие из понятия функций государства, я считаю трактовки Байтина М.И.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества[13].
Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно, и его различные функции[14].
Учитывая все вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение: функция государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним на определенном этапе существования.
2. Классификация функций государства
Государство выполняет большое количество разнообразных функций, поэтому возникает необходимость их классификации.
В настоящее время среди правоведов вопрос классификации функций государства остается открытым и рождает немало дискуссий. Основой классификации функций государства определенно должны быть существенные признаки, которые имеют объективный характер и содействуют упорядочению большого объема материала и правильности его изложения.
В юридической литературе существует множество классификаций функций государства. Это можно объяснить наличием большого количества оснований классификации, такие объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения и другие.
Можно, например, встретить классификацию функций государства по следующим основаниям:
по причинам возникновения:
а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).