Файл: Налоговые регистры по НДФЛ (Теоретические основы налогообложения НДФЛ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Произведемрасчет налоговой нагрузки предприятия за 2016, 2017 и 2018гг. Данные для расчета представим в таблице 10.

Таблица 10 – Показатели для расчета налоговой нагрузки ООО «Пролит» за 2016 – 2018гг.

Показатель

2016

2017

2018

Темп прироста, %

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), тыс. руб.

23457489

20109261

20467805

86

102

Налоговые платежи (без НДФЛ и страховых взносов), тыс. руб.

251239,0

322179,3

225884,5

128

70

Налоговая нагрузка, %

1,1

1,6

1,1

150

69

Средняя норма налоговой нагрузки, установленная Приложением к Приказу № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007г.

6

4,5

4,5

75

100

Так, налоговая нагрузка ООО «Пролит» в 2016г. составила 1,1%, в 2017г. – 1,6%, в 2018г. – 1,1%. Значения показателя налоговой нагрузки во всех отчетных периодах меньше средней налоговой нагрузки, установленной Приказом № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007г. Это неблагоприятный фактор, так как может повлечь усиленное внимание со стороны налоговых органов, особенно с одновременным наличием убытков в течение 2-х отчетных периодов подряд.

Бухгалтерский учет в ООО «Пролит» осуществляется бухгалтерской службой. Налоговый учет на предприятии регламентирован учетной политикой по налоговому учету. Синтетический учет НДФЛ ведется на сч.68.1.

По итогам каждого месяца согласно документа «Распределение заработной платы по счетам затрат за месяц» формируются следующие бухгалтерские записи (табл. 11).[26]

Таблица 11 – Бухгалтерские записи по расчетам заработной платы в ООО «Пролит

Наименование факта хозяйственной жизни

Дебет

Кредит

Начислена заработная плата работникам основного производства

20

70

Начислена заработная плата работникам вспомогательных отделов

23

70

Начислена заработная плата работникам обслуживающего автомобильного отдела

25

70

Начислена заработная плата работникам административно-управленческого аппарата

26

70

Отражено начисление материальной помощи работнику

91.2

70

Отражено списание резерва по отпускам

96

70


Одновременно с вышеуказанными записями, на основании справки бухгалтера формируется следующие бухгалтерские проводки (табл. 12).

Таблица 12 – Бухгалтерские проводки ООО «Пролит

Наименование факта хозяйственной жизни

Дебет

Кредит

Произведено удержание НДФЛ из заработной платы работников

70

68.1

Следует учесть, что НДФЛ с материальной помощи (так же, как и со стоимости подарков), удерживается только с суммы дохода, превышающей 4 000 руб.

В день выплаты заработной платы (не аванса, не отпускных, а именно, окончательного расчета по заработной плате) подлежит перечислению в бюджет и НДФЛ (табл. 13).

Таблица 13 – Бухгалтерские проводки ООО «Пролит

Наименование факта хозяйственной жизни

Дебет

Кредит

Перечислена заработная плата на расчетные счета сотрудников ООО «Пролит»

70

51

Перечислен НДФЛ в бюджет

68.1

51

Начисленные и уплаченные суммы налога находят свое отражение в оборотно-сальдовых ведомостях, журналах ордерах, главной книге.

На основании данных главной книги и внутренних данных управленческого учета формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия (Приложения Б и В), в которой находит отражение и НДФЛ. Кроме того, в целях исчисления данного налога применяется разработанный предприятием регистр учета доходов и НДФЛ (Приложение А).

Как налоговый агент, ООО «Пролит» осуществляет расчет НДФЛ и предоставляет в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным, сведения об удержанном и перечисленном в бюджет НДФЛ в форме 2-НДФЛ (Приложение Г и Д).

Граждане, получившие дополнительный доход, подлежащий налогообложению (например: от продажи машины, недвижимости; доходы от сдачи в аренду жилья и т.д.) обязаны до 30 апреля предоставить декларацию по форме 3-НДФЛ (Приложение Е).

2.3. Оптимизация налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц

Налогообложение доходов физических лиц это один из важнейших элементов налоговой системы любого государства. Данная статья налогообложения является одной из основных статей доходов региональных бюджетов субъектов РФ. Доля НДФЛ в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в миро­вой практике налогов, уплачиваемый из личных доходов населения. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. При грамотном использовании налог на доходы физических лиц может стать основным антиинфляционным средством. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является дос­тижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.


В настоящее время, только в России существует практика существования единого для всех подоходного налога. В других развитых или развивающихся странах мира существует три или четыре ставки: от 5% до 66% в зависимости от суммы заработной платы и дохода[27]. За счет этого налог на деятельность физических лиц в этих странах дает до 40% всех доходов бюджета (при наших 10 - 11%).

На сегодняшний день имеется несколько наиболее распространенных схем оптимизации налогов, в частности налога на доходы физических лиц. Различные варианты предусматривают свои подходы к подобному налоговому планированию и разную степень минимизации налогового бремени. Схемы оптимизации позволяют экономить налоги с разной эффективностью, вплоть до полной экономии с отнесением выплат на затраты и отсутствием дополнительных расходов.

Последние изменения в законодательстве по подоходному налогу в России не обеспечили реализацию принципа справедливости в налогообложении, а игнорировали базовый его принцип — определение величины налога в зависимости от дохода. И если справедливость в «горизонтальном» разрезе просматривается в установлении повышенных обязательств к ряду фундированных доходов, то принцип «вертикальной» справедливости не соблюдается. В настоящее время единая ставка НДФЛ в совокупности с установлением размера необлагаемого минимума в несколько раз ниже реальных расходов налогоплательщика на поддержание нормальных условий жизни, что создает ситуацию, при которой налоговые обязательства распределены между плательщиками крайне неравномерно, без учета их реальной платежеспособности. «Плоская шкала» НДФЛ не обеспечивают справедливости, не позволяет производить повышенные налоговые изъятия с высоких личных доходов. В настоящее время в России немало сторонников возврата к прогрессивному налогообложению граждан. Об этом ученые экономисты и налоговеды говорят уже более 10 лет, но ситуация и по сей день не изменяется[28].

Справедливо распределить налоговые обязательства можно, только применяя прогрессивную шкалу налогообложения, как это принято во всем цивилизованном мире. Справедливость налогообложения предполагает взимание налога в точном соответствии с материальными возможностями плательщика, и повышение дохода должно сопровождаться ростом ставки налога. Разработка оптимальной шкалы предполагает установление таких важных параметров, характеризующих прогрессию в налогообложении доходов населения как: нижняя граница обложения, с какого уровня доходов начинается прогрессивное налогообложение, максимальная ставка налога, количество разрядов в шкале. Указанные параметры зависят от политики, проводимой государством по отношению к различным группам населения, роли подоходного налогообложения в регулировании доходов и формировании поступлений в бюджет.


Заключение

В настоящее время перед руководителями Российской Федерации стоит задача преобразовать экономику, перевести ее на новые рельсы и продвинуться на пути экономического развития в направлении достижения благосостояния каждого гражданина. Здесь основной предпосылкой является рациональное подоходное налогообложение физических лиц, которое наиболее приближается к социально-ориентированной товарно-денежной экономике.

Налог на доходы с физических лиц связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

Социальный потенциал налоговой системы в современной России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне - и малообеспеченным слоям населения практически не используется. Введенная с начала 2001 г. система налогообложения индивидуальных доходов граждан не оправдала себя и были внесены изменения.

Возврат прогрессивной шкалы налогообложения в России мог бы улучшить ситуацию в социальной сфере. Плоская 13%-ная шкала подоходного налога несправедлива по отношению к работникам бюджетной сферы с низкой заработной платой. Для решения социальных задач необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Плоская шкала налогообложения не привела к существенному увеличению поступления сумм в бюджет точно так же, как капиталы не стали выходить из тени и возвращаться из-за границы. Поступление средств в бюджет должно следовать не только из налогового законодательства, но и из усиления контроля за капиталом.

На наш взгляд, для устранения «конвертной» схемой зарплаты и совершенствования НДФЛ необходимо осуществить следующие изменения.


Во-первых, следует установить прогрессивную шкалу налогообложения по ставкам, при этом, изменить механизм налогообложения, установив объектом налогообложения совокупный доход налогоплательщиков.

Во-вторых, требуется принятие мер по установлению действенного контроля за доходами налогоплательщиков и за движением наличных денег в экономике. Так же следует предоставить налоговым органам право отслеживать прирост имущества и уровень потребления за определенный период, как это делается во всех развитых странах, где одного факта осуществления расхода достаточно, достаточно, чтобы предъявить лицу обвинение в неуплате налога.

Такой порядок вынуждает налогоплательщиков получающих крупные суммы незаконных (неучтенных) доходов искать возможность заплатить с них налоги. Одновременно необходимо ужесточить ответственность за злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц налоговых органов и за нарушение прав налогоплательщиков.

Эти меры принесут положительный результат только в случае последовательной их реализации.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 05 августа 2000г. № 117-ФЗ. // Собрание законодательства.-2000.-№32.-Ст.3340.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: www.consultant.ru
  3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М.Александров. - 7-ое изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017- 420 с.
  4. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебник / А.В.Аронов. - М.: Магистр, 2016. - 576с.
  5. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики //Финансы - 2018.- №2. – С. 61-62.
  6. Вайтман Е.В. Стандартные налоговые вычеты работникам // Российский Налоговый Курьер. – 2018. - №18. - С. 24-26.
  7. Владимирова М.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2017. – 375 с.
  8. Гаврилова Т. В. О налоге на доходы физических лиц// Налоговый вестник -2015. - №2. – С. 72-73.
  9. Изабакаров И. Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие / И.Г.Изабакаров (и др.). – М.: Вузовский учебник, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=350962.
  10. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах// Финансы - 2015. - №7. – С. 45.
  11. История налогов России. Под ред./ Паскачев А.Б., Кашин В.А.- М.: «Экзамен», 2016. – 385 с.
  12. Каклюгин, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Г. Каклюгин. - М.: Эксмо, 2016. - 405 с.
  13. Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2016. – 458 с.
  14. Кондраков Н. П.Бухгалтерскийучет: Учебник / Н.П. Кондраков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 681 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=489938.
  15. Крохина Ю.А.Налоговое право: учебник / Ю.А.Крохина. –М.: Юнити-Дана, 2016. – 317 с.
  16. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М: Издательство «Дело», 2017. – 615 с.
  17. Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение: учебник / И.А. Майбуров. М.: Юнити-Дана, 2016. – 591 с.
  18. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник / Н.В.Миляков - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 510 с.
  19. Налоги и налогообложение/Под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 312 с.
  20. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 285 с.
  21. Налогообложение физических лиц: учеб. Пособие /М.Е. Косов, И.В. Осокина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 487 с.
  22. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов / В.Г. Пансков 5-е изд., доп. И перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2016. – 544 с.
  23. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://info.minfin.ru
  24. Официальный сайт Казначейства России . - [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.roskazna.ru
  25. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://www.nalog.ru