Файл: Налоговые регистры по НДФЛ (Теоретические основы налогообложения НДФЛ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налогообложения НДФЛ
1.1. Сущность и основные функции НДФЛ
1.2. Налогоплательщики и объекты налогообложения
Глава 2. Экономический анализ исчисления и взимания НДФЛ
2.1. Ставки, порядок исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ
2.2. Порядок взимания НДФЛ в настоящее время
Глава 3 Налоговые регистры по НДФЛ на примере ООО «Пролит»
3.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
3.2. Особенности налогообложения по налогу на доходы физических лиц на предприятии
2.3. Оптимизация налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц
Содержание:
Введение
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином - физические лица.
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.
Несовершенство налоговой базы по подоходному налогу, наличие большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а также слабое администрирование сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку.
Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.
Таким образом, назрела острая необходимость определения в России оптимальной формы налога на доходы физических лиц в современных условиях с дальнейшим ее развитием, обеспечивая на каждом этапе развития реализацию возникающих возможностей.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Барулин С.В., Макрушин А.В., Владимирова М.П., Майбуров, И.А., Крохина Ю.А., Клочкова И.В. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – ООО «Пролит».
Предмет исследования – налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Актуальность данного исследования определила цель и задачи курсовой работы:
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, значение, перспективы налога на доходы физических лиц.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать теоретические основы налогообложения НДФЛ.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об особенностях экономического анализа исчисления и взимания НДФЛ.
3. Провести расчет НДФЛ на примере ООО «Пролит».
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Теоретические основы налогообложения НДФЛ
1.1. Сущность и основные функции НДФЛ
В условиях современных рыночных отношений, основным источником доходов всех уровней бюджетов России являются налоги. Так, по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджета внебюджетных фондов на 1 января 2015 г. доходы бюджета на 54% состояли из налоговых поступлений и на 46% - из неналоговых.[1] В связи с этим, вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.
Налоговое право, как одно из подотраслей финансового права, является его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития.
Для последнего времени характерно существенное изменение налогового законодательства. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Формирующееся налоговое право Российской Федерации призвано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.
Налоги как финансово-правовая категория — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.
Налоги в современном мире выполняют три основополагающие функции: фискальную, регулирующую и контрольную.[2]
Фискальная (от лат. fiscus — казна) роль предполагает использование налогов в качестве источника доходов государственной казны, предназначенных для удовлетворения интересов общества и государства. Они направляются на покрытие общественно необходимых потребностей: оборону государства, социальные и хозяйственные нужды, административно-управленческие и другие расходы.[3]
Кроме фискальной функции, налоги, обладая большими возможностями по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства, могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги используются для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. Кроме того, в налогах заложены возможности регулирования доходов населения.
Помимо рассмотренных функций - налогам свойственна функция контроля. В ходе налогообложения, со стороны государства проводится постоянный контроль финансово – хозяйственной деятельности предприятий, контроль доходов граждан, контроль источников этих доходов, контроль пользования имуществом.
Всесторонний учет функций налогов поможет обеспечить успешную налоговую политику и сделать налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны
Со стороны государства все более усиливается внимание к системе налогообложения, т.к. налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
В процессе сбора налогов должны быть соблюдены все принципы налогообложения. Основными принципами налогообложения являются:
- хозяйственная свобода и независимость;
- справедливость (единый подход государства к налогоплательщикам в отношении порядка изъятия налогов в бюджет);
- принцип соразмерности (предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государства, недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав);
- принцип учета интересов налогоплательщиков (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику, налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
- принцип экономичности (суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание).[4]
Любое развитое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Одним из экономических рычагов отечественного государства, с помощью которого решаются вопросы фискального и регулирующего характера, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). При помощи этого налога:
- обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней;
- регулируется уровень доходов населения и, соответственно, структура собственного потребления и сбережения граждан;
- стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов;
- уменьшается неравенство прибыли;
- реализуется действие режима «автоматических стабилизаторов».[5]
НДФЛ - это главный вид прямых налогов, учитываемый на основе общего заработка физических лиц и изымаемый в денежном виде за отчетный год.
Целью НДФЛ считается пополнение бюджета страны и равномерное распределение жизненно актуальных средств между населением, что достигается с помощью реализации функций приведенного налога.
В настоящее время НДФЛ представляет наибольшую роль в обеспечении бюджетов разных уровней доходами, а также в регулировании экономических процессов. В связи с этим, особенное значение имеет анализ поступлений данного налога в бюджетную систему РФ, и определение путей повышения эффективности его налогообложения.
Удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов федерации довольно значителен. Так, доля НДФЛ в общей структуре консолидированных доходов бюджета составляет 10%, занимая третье место после налога на добавленную стоимость (15 %) и налогов и сборов за пользование природными ресурсами (рис.1)[6].
Налог на доходы физических лиц является прямым налогом на их личные доходы и существует практически во всех странах. Главный документ, которым регулируется порядок взимания рассматриваемого налога в России – Налоговый кодекс РФ.
Особенность налога на доходы физических лиц состоит в том, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, ответственность за его исчисление, удержание и перечисление в бюджет несут организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход работнику, выступая при этом в качестве налоговых агентов государства.
Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2018 г.
Важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления является анализ поступления налогов в бюджет страны.Проанализируем величину налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ за 2016 – 2018гг. в разрезе видов налогов (таблица 1)[7].
Изучив структуру таблицы, можно сделать следующие выводы: наибольший удельный вес в общей структуре налоговых доходов за 2016, 2017, 2018 гг. занимает НДС (соответственно: 28,3 %, 27,4 % и 27,6 %). На втором месте по объему налоговых платежей имеют налоги и сборы за пользование природными ресурсами – 19,8 %, 20,1 % и 20,5 %. На третьем месте НДФЛ – 18,0 %, 19,3 %, 18,9 %. Немногим отстает налог на прибыль - 18,8 %, 16,0 % и 16,6 %. Наименьший удельный вес в общей структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ занимают акцизы, налог на имущество организаций и прочие виды налогов.
Таблица 1 - Удельный вес налогов и сборов в общей структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Наименование показателя |
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (млрд. руб.) |
Структура консолидированного бюджета РФ и бюджета внебюджетных фондов (%). |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Налоговые доходы - всего |
12541,9 |
12917,7 |
14293,7 |
100 |
100 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
2355,7 |
2071,9 |
2374,7 |
18,8 |
16,0 |
16,6 |
Налог на доходы физических лиц |
2261,5 |
2499,1 |
2700,7 |
18,0 |
19,3 |
18,9 |
НДС |
3546,1 |
3539,4 |
3939,7 |
28,3 |
27,4 |
27,6 |
Акцизы |
837 |
1015,8 |
1071,6 |
6,7 |
7,9 |
7,5 |
Налог на имущество организаций |
536,4 |
615,3 |
634,7 |
4,3 |
4,8 |
4,4 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2484,5 |
2598 |
2934,6 |
19,8 |
20,1 |
20,5 |
Прочие налоги |
520,7 |
578,2 |
637,7 |
4,2 |
4,5 |
4,5 |