Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда ( Теоретические основы управления мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение...

В условиях динамичного развития бизнеса в современном мире остро возрастает необходимость изыскания повышения эффективности использования трудового потенциала организации. К решающим факторам повышения эффективности труда является их мотивация.

Предметом исследования данной работы является изучение теоретических вопросов, механизмов управления персоналом организации, методов и принципов мотивирования, а также теоретических основ социальной психологии.

Основной целью курсовой работы является разработка предложений по повышению эффективности управления мотивацией сотрудников центра.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть теоретические основы и современную практику мотивации персонала.

-рассмотреть и проанализировать различные методики мотивации, которые влияют на механизм управления персоналом.

-провести анализ работы руководящего персонала в детском развивающем центре «Монтесолнышко».

- разработать предложения по повышению эффективности управления мотивацией персонала детского центра «Монтесолнышко»

Объектом исследования являются детский центр «Монтесолнышко» "Modern Concept"

1. Теоретические основы управления мотивации

Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Разработка мотивационных мер занимается наука организационная психология.

Появлением организационной психологии как науке можно считать 1913 год, когда Г. Минцберг написал свою работу "психология и эффективность производства", где исследовал технику безопасности и методы отбора персонала на предприятии. Дальше психология развивалась благодаря трудам Л. Герцберга, В. Мура, Ф. Тейлора и других.

Организация (предприятие, фирма) представляет собой систему сознательно координируемой деятельности двух и более людей для достижения общей цели. Это именно система координируемых деятельностей, поскольку люди могут сменится, но институированная система ролей, организация сохранится. [№2 стр. 7]. Совместная деятельность для достижения общей цели осуществляется в различных формах взаимодействия (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.) [№1 стр. 6]. Организация как разновидность социальных систем основывается на группах людей. Чтобы считаться организацией по М.Мескону [№3 стр.20].


Необходимо:

А) Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группой.

Б) Наличие одной цели хотя бы которую принимают как общую все члены данной группы.

В) Наличие членов группы, которые хотят работать вместе, чтобы достичь одной для них цели.

Чтобы повысить производство труда в организации или на предприятии необходимо создать команду единомышленников. Чтобы эта команда отдавала себя компании на все 100%, необходимо создать максимально благоприятные условия, в которых каждый сотрудник будет стремиться работать эффективно.

Для этого существуют различные методы мотивации персонала. Проблемы мотивации и мотивов поведения являются ключевыми не только в организационной психологии, но также в психологии детской и подростковой. Проблема мотивации является ключевым вопросом в “ABA” терапии.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Что такое мотивация? Еще не существует единого мнения по этому вопросу. Многие авторы рассматривают этот вопрос и говорят по-разному:

- в одном случае определяют, как объединение факторов, которые определяют поведение.

-в другом случае как совокупность мотивов.

- в третьем как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет его направленность.

Вообще мотивация - это психический процесс регуляции конкретной деятельности, это мотив и механизм определяющий возникновение направления и способы осуществления конкретных форм деятельности.

Путь к увеличению эффективности производства труда человека лежит через понимание его конкретной мотивации. Зная, какие мотивы движут сотрудником, можно определить эффективную систему управления человеком. Для этого нужно знать механизм возникновения мотивов.

Термин "мотивация "первым употребил А. Шопенгауэр в статье "четыре принципа достаточной причины ". Мотивация-это совокупность сил внешних и внутренних, которые побуждают человека к деятельности, дают границы, формы и степень активной деятельности и придают этой деятельности направленность, которая ориентирована на достижение определенных целей.

Мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами.

Для определения мотивации необходимы следующие понятия:

-потребности,

-мотивы,

-цели.

В. Брюсов рассказывал о следующем комическом, но вместе с тем психологически поучительном случае, который ему довелось наблюдать. Маленькой девочке, большой любительнице сладостей, мама позволила в день ее рождения съесть за праздничным чаем столько конфет, сколько ей захочется. Через некоторое время девочка заплакала. «Почему ты плачешь?» — спросили у нее. «Я хочу еще конфету», — отвечала девочка. «Так возьми еще, ведь мама разрешила». — «Но я больше не могу», — ответила девочка, продолжая плакать.


Все это предполагает и вместе с тем имеет своим следствием изменение у человека его предметных потребностей и возникновение функциональных потребностей нового типа. В отличие от развития потребностей у животных, которое обусловливается расширением круга отвечающих им природных объектов, у «готового», ставшего человека развитие потребностей порождается развитием производства. Именно производство, доставляя теперь потребностям предметы, служащие для их удовлетворения, этим их изменяет и создает новые потребности. [№3]

Потребности - это состояние человека, который испытывает необходимость в объекте для его существования. Потребности делятся на первичные (удовлетворение биологических потребностей) и вторичные (обычно это только после удовлетворения первичных).

Мотивы - это то, что побуждает человека к действию то, что направленно на результат.

Цели-это желаемый объект, к обладанию которым стремится человек.

При работе с персоналом предприятия главное место в управлении занимает мотивация сотрудников, так как она является непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей предприятия является главной задачей руководства персоналом. Руководитель, изучив коллектив, может создать мотивационную структуру, с помощью которой он будет осуществлять воспитание коллектива. В современном мире в следствии изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации, а также информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом только возросло. Усложнилась содержание этого рода управленческой деятельности. Вызванное побуждением поведения, которое проявляется в форме конкретных действий, направлено на достижение цели.

С помощью анкетного опроса могут быть измерены индикаторы трудовой мотивации персонала:

1)индикатор счастья и удовлетворенности от работы

2) нацеленность на конечный результат;

3) преданность своей организации.На важность стадиального рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие психологи: В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, А. А. Файзуллаев.

Качественную модель поэтапного рассмотрение мотивационного процесса разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении этапов оценки:

-ситуации, приводящие к возникновению желание помочь другому человеку,


-своих возможностей,

-последствий для себя и для нуждающегося в помощи человека.

Возможный вариант возникновения мотива можно представить таким образом:

-"возникновение потребности”;

-“её осознание";

-“встреча потребности со стимулом'';

-“трансформирование потребности в мотив и его осознание."

А.А.Файзулаев выделяет четыре этапа мотивационного процесса (структурно психологический подход )

1) возникновение и осознание побуждения. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребности, лечение, склонности, образы, мысли и эмоции. Однако побуждение- это не мотив.

2) это “принятие мотива” . Насколько значима возникшая потребность.

3) это реализация мотива. Может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотивы приобретают новые функции, что приводит к переходу к следующему этапу мотивации.

4) актуализация потенциального побуждения. (Осознаваемая или неосознаваемое проявление соответствующие черты характера.)[№4].

1.1. Содержание понятия мотивация.

Психологи выделяют два типа мотивации:

1) внешняя мотивация

2) внутренняя мотивация.

Внешняя мотивация не связанна с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Общепринято, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.

Внутренняя мотивация связана не со стимулами и подкреплениями, не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение и помогает человеку самосовершенствоваться, развиваться и расти над собой.

Мотивация может быть отрицательной и положительной. Положительная мотивация-это стремление добиться успеха в своей работе или деятельности, она предполагает проявление сознательной активности и связана с проявлением положительных эмоций и чувств. Отрицательная мотивация-связана с применением осуждения, неодобрение, что влечёт за собой как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова.

Но необходимо различать мотивацию индивидуальную и групповую.

Так как потребности, актуальные для одного человека, не всегда совпадают с потребностями целого коллектива. То, что является стимулом для одного человека, не является стимулом для группы сотрудников. Поэтому для установления взаимосвязи между одним человеком и группой, необходимо решить проблему сочетания целей индивидуальных и групповых.


В психологии вопрос о внутренней и внешней обусловленности мотивации достижения также занимает главное место. Его изучением занимались психологи различных школ и направлений (Васильев И. А. Вилюнас В. К.) Магомед-Эминов М. Ш. и другие). Работы этих авторов не нашли ответа на этот вопрос, но подчеркнули глубину этой проблемы и определили ряд направлений по изучению природы мотивации.

Влияние внешней и внутренней мотивации на поведение

Психические процессы (внешние мотивационные): мотивированное поведение прекращается, как только исчезает внешнее подкрепление. А при внутренней мотивации в поведении может продолжаться достаточно долго при отсутствии всяких видимых наград. При внешней мотивации испытуемые просят более простые задания, они делают только то, что положено. А при внутренней мотивации предпочитают более трудные задания. Внешняя мотивация подавляет креативность, уменьшает спонтанность. Внутренняя мотивация наоборот способствует креативности. При внешней мотивации при взаимодействии с другими преобладают отрицательные эмоции. А при внутренней мотивации наоборот способствует получению удовольствия от работы, вызывают положительные эмоции. Внутренняя мотивация повышает самоуважение.

В современном мире существуют различные виды мотивации, начиная от стандартных экономических стимулов (деньги), заканчивая неординарными методами. Но что же является главным мотивом для работы сотрудника? Всегда ли деньги играют решающую роль?

Мотивационная политика направлена на результат и основываются на потребностях и желаниях работника. Она может осуществляться посредством разнообразных стимулов, которые являются средством, с помощью которого осуществляется мотивирование и побуждение их лучше трудиться.

Не денежные средства воздействия на мотивацию работников зачастую являются более эффективными:

1)организация работ (разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы.) Значимость и ответственность работы. Необходимость чувство свободы.

2)моральное стимулирование (похвала гораздо эффективнее порицания. самые любимые человеком слова-это произнесение его имени). Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительно. Должно быть минимальное время разрыва между результатом труда и его поощрением.

3)индивидуальный подход при выборе стимулов. (руководитель должен уметь выбирать методы воздействия на конкретного человека)

4)постановка целей (Руководитель должен уметь чётко поставить цели и задачи, которые должны быть решены за определённое время.)