Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из Таблицы 7 следует отметить, что умение ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия на высоком уровне развиты лишь у 2 (10%) детей, на хорошем уровне у 6 (30%) детей, на среднем уровне у 4 (20%) детей и на низком уровне у 8 (40%) детей, так для детей с низким уровнем необходима коррекция и развитие данных умений (см. Рисунок 7).

Рис. 7. Результаты проведения методики «Домик»

Таким образом, необходимо отметить, что в классе есть школьники, которые испытывают проблемы в адаптации к школьному процессу, что подтверждает необходимость разработки и реализации занятий, направленных на успешную адаптации первоклассников к школьному обучению.

2.2. Разработка занятий, направленных на успешную адаптацию первоклассников к школьному обучению

Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой.

При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. В связи с этим необходимо разработать занятия, направленные на адаптацию к школьной жизни первоклассников.

Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность.

Разумное сочетание игровой деятельности и учебных заданий поможет первокласснику легче освоить роль ученика, оставаясь при этом любознательным и активным, способным использовать знания об окружающем мире для достижения основной, главной задачи обучения – познание ребенком самого себя.

Цель занятий: помочь детям в адаптации к школьному обучению, создать социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

  • развитие у детей когнитивных умений и способностей;
  • формирование учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
  • развитие у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
  • оказание помощи учащимся в усвоение школьных правил.

Для оценки эффективности занятий психологического развития можно использовать следующие показатели:  

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников, а, следовательно, развивающий эффект занятий выше;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, эмоциональная заинтересованность школьников, уровень их волевой регуляции;
  • результаты выполнения контрольных психологических заданий, и степень самостоятельности выполнения учеником подобных заданий;
  • косвенным показателем эффективности можно считать повышение успеваемости по школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащегося на уроках (повышение активности, работоспособности, усидчивости, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Общие рекомендации по проведению занятий:

1. На занятиях не ставятся отметки (только устное оценивание), за счет этого обучающиеся избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся ошибиться, так как никаких неудовлетворительных отметок за этим не последует, все ответы принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению.

Таким образом, постепенно формируется отношение к урокам как средству развития своей личности. Главным вопросом для учеников становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на уроке?», а не «Какую отметку я получу (получил)?».

2. Общая атмосфера на занятиях психологического развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

Далее необходимо представить занятия, направленные на развитие социальной и психологической адаптации детей к обучению в школе (см. Приложение Г).

Потребность в игре и желание играть у первоклассников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание на поведение в целом.


2.3. Анализ результатов исследования и их обсуждение

После проеденной формирующей работы была проведена повторная диагностика адаптации детей к обучению в школе. Во время повторной диагностики были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Необходимо предоставить результаты исследования на контрольном этапе по методике С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование».

В результате проведенного исследования были получены следующие данные по методике С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование». Наглядно анализ полученных данных на контрольном этапе представлен в Таблицах 8, 9, 10, 11, 12.

Таблица 8 - Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, %

Баллы

Количество учеников

%

0

0

0

1

8

40

2

12

60

3

-

0

4

-

0

Таким образом, анализируя полученные данные по первому заданию, были получены следующие результаты: 8 (40%) учеников среди любимых занятий называли прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д., 12 (60%) учеников – среди любимых занятий выделяли чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д. (см. Рисунок 1).

Рис. 8. Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, %

Исходя из Рисунка 8 можно сделать вывод, что все дети способны вступать в контакт с педагогом и отвечать на заданные вопросы.

Таблица 9 - Оценка отношения ребенка к школе

Баллы

Количество учеников

%

0

0

0

1

1

5

2

9

45

3

10

50

4

-

0

Ответы учеников на поставленное задание распределились следующим образом: 10 (50%) учащихся любят ходить в школу и отождествляют себя с учеником; 9 (45%) учеников – колеблются, выбирают то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями); один (5%) ребенок – не стремится быть учеником, предпочитает игры с детьми (см. Рисунок 9).


Рис. 9. Оценка отношения ребенка к школе

Таблица 10 - Оценка интереса ребенка к школе

Баллы

Количество учеников

%

0

0

0

1

0

0

2

6

30

3

6

30

4

8

40

Таким образом, из опроса видно, что 8 (40%) ученика хотят в школу, интересуются содержательной стороной обучения; 6 (30%) учеников – интересуются операционной стороной обучения и его внешней атрибутикой; 6 (30%) учеников – колеблются или хотят в школу, проявляют интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуются музыкой, рисованием, физкультурой и т.д. (см. Рисунок 10).

Рис. 10. Оценка интереса ребенка к школе

Таблица 11 - Желание учеников посещать школу

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

0

0

2

6

30

3

14

70

4

-

0

Анализируя данные таблицы, следует отметить, что 14 (70%) учащихся выразили желание идти в школу; 6 (30%) учеников – проявили колебания, неуверенность; отказавшихся участвовать в беседе нет (см. Рисунок 11).

Рис. 11. Желание учеников посещать школу

Таблица 12 - Интерес детей к учебной деятельности

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

2

10

2

8

40

3

10

50

4

-

0

У 10 (50%) учеников большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью; у 8 (40%) учеников – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью; у 2 (10%) учеников – среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью; отказавшихся участвовать в работе, нет (см. Рисунок 12).


Рис. 12. Интерес детей к учебной деятельности

В основу качественного анализа полученных данных традиционного закладывается описание эмпирически выявленных уровней сформированности изучаемых процессов. Для более детального анализа состояния учебной деятельности целесообразно предварительно определить ступени сформированности мотивационного компонента.

Рассмотрим данные анкеты Н.Г. Лускановой на контрольном этапе, которые приведены в Таблице 13.

Таблица 13 - Данные частотного анализа по анкете Н.Г. Лускановой

Уровень

Название

Кол-во учащихся

%

I

высокий

5

25

II

нормальный

12

60

III

школа привлекает внеучебными сторонами

2

10

IV

низкий

1

5

V

негативное отношение к школе

0

0

Обращает на себя внимание то, что в данной выборке преобладает нормальный уровень школьной мотивации. Однако есть учащиеся, которых школа привлекает только внеучебной деятельностью (2 ребенка – 10%), дети с низкой учебной мотивацией (1 ребенок – 5%) детей с отрицательным отношением к школе не было выявлено (см. Рисунок 13).

Рис. 13. Уровни учебной мотивации первоклассников

Результаты исследования умения ориентироваться на образец, точно скопировать его; степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия по методике «Домик» на контрольном этапе представлены в Таблице 14.

Таблица 14 – Результаты проведения методики «Домик»

п/п

Ф.И. ребенка

Уровни

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

1

Кирилл Т.

+

2

Коля Т.

+

3

Маша Т.

+

4

Даша Н.

+

5

Аня Б.

+

6

Никита Р.

+

7

Вася С.

+

8

Артем И.

+

9

Марта Р.

+

10

Дима П.

+

11

Игорь Б.

+

12

Настя Ф.

+

13

Лиза К.

+

14

Вова Д.

+

15

Ира С.

+

16

Вадим Б.

+

17

Света П.

+

18

Оля Ш.

+

19

Валя П.

+

20

Толя В.

+