Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности адаптации детей в условиях первого класса школы, на что и будет направлено данное исследование. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет.

Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Л.М. Костина. Была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путем коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе.

Маркович Д.Н. в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребенка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Ускова М.В. провела анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большей степени гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций и их сочетание между собой.


Объект исследования – адаптация детей к школе.

Предмет исследования – процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении адаптации детей в условиях первого класса школы.

Задачи:

  1. Изучить понятие, сущность и виды адаптации детей к школе.
  2. Рассмотреть трудности адаптации ребенка к школе.
  3. Изучить условия успешной адаптации детей к первому классу школы.
  4. Провести диагностику уровня адаптации детей к обучению в школе.
  5. Разработать занятия, направленные на успешную адаптацию первоклассников к школьному обучению .
  6. Провести анализ результатов исследования и их обсуждение.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование.

Теоретические аспекты данного исследования были рассмотрены такими авторами, как: Апетян М.К., Архипов Б., Безруких М.М., Волков Б.С., Гессен С. И., Григорьева М.В., Ермакова И., Калашникова О.А., Котькова Г.Е., Люленкова О. Ю., Сабодах Р.В. и т.д.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ

1.1. Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе

Под адаптацией в психологии понимают способность усваивать новую информацию и новый опыт. Познание в данном контексте - это как раз и есть своего рода процесс адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Именно в процессе адаптации мы перенимаем новые модели поведения, которые помогают нам справляться с трудностями [11, c.157].

Согласно теории Ж. Пиаже, адаптация - один из основных процессов, обусловливающих когнитивное развитие человека. Сам процесс адаптации может происходить через ассимиляцию и аккомодацию [4, c.62].

Ассимиляция. В случае ассимиляции человек, получая информацию извне, обрабатывает и встраивает ее в уже существующую систему знаний о мире.


Для упорядочивания этой системы люди пользуются различными категориями и схемами. Появляется новая информация - и ей находится место в этой структуре. Получается что-то вроде базы данных. Если данные легко встраиваются в существующую схему, они усваиваются без труда.

Однако не всегда этот процесс работает так, как нужно - особенно, в раннем детстве. Классический пример: представьте маленького ребенка, который в первый раз видит собаку. Он, допустим, знает о существовании кошек, так что, увидев собаку, он автоматически принимает ее за кошку. Это вписывается в его систему знаний - и кошка, и собака небольшого размера, пушисты и передвигаются на четырех конечностях.

Исправляются такого рода ошибки в ходе уже другого процесса - аккомодации.

Аккомодация. В случае аккомодации люди усваивают новую информацию, подстраивая под нее уже имеющуюся схему.

Когда человек сталкивается с абсолютно новым для него явлением либо получает знания, которые входят в противоречие с существующей в его сознании картиной мира, он вынужден перекраивать имеющиеся схемы или даже образовывать их заново.

Это все равно что добавлять в компьютерную базу новые данные и обнаружить, что в ней не предусмотрены отдельные категории для какой-либо информации. Чтобы сохранить ее в этой базе, нам приходится создавать новые разделы или изменять старые [13, c.73].

Неудивительно, что процесс аккомодации считается более сложным; люди зачатую с трудом перестраивают существующие схемы, тем более, если это касается уже укоренившихся в сознании вещей - взглядов, убеждений и принципов.

Адаптация к школе - это перестройка организма ребенка, приспосабливание к совершенно новым условиям. Эта перестройка происходит как снаружи, так и внутри самого ребенка. Так же данный период совпадает с кризисом 7 лет. Поэтому ребенку требуется еще больше сил, чтобы привыкнуть к таким мощным изменениям в его жизни [19, c.82].

Ребенок попадает в совершенно новую для него среду. Здесь появляются новые правила, новый порядки, новые взрослые. Нужно оглядеться вокруг. Освоить правила поведения в школе. Ребенок осваивает для себя новую социальную роль – «ученик».

Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников – класс. В которой нужно научиться общаться и взаимодействовать.

Адаптация, как уже было сказано,  очень важный аспект когнитивного развития человека. Именно в процессе ассимиляции и аккомодации люди усваивают новую для них информацию, формируют новые представления об окружающем их мире или корректируют старые, перенимают новые модели поведения - все это позволяет им лучше подготовиться к вызовам и трудностям, с которыми им придется столкнуться в жизни.


Адаптация представляет собой перестройку всего организма в изменившихся условиях. Процесс адаптации к школе имеет две стороны физиологическую и психологическую. Организм должен привыкнуть к работе в новых условиях – в этом суть физиологической адаптации.

Физиологическая адаптация к школе проходит в несколько этапов [6, c.55]:

1. Физиологическая буря» или «острая адаптация» - для ребенка самый тяжелый период. Этот период протекает в первые 2-3 недели. Все новые воздействия в организме ребенка отражаются значительным напряжением всех систем. Именно поэтому многие первоклассники в сентябре болеют.

2. Неустойчивое приспособление – следующий этап адаптации. В этот период организм ребенка находит варианты реакции на новые условия, которые наиболее близки к оптимальным.

3. Относительно устойчивое приспособление. Организм с меньшим напряжением реагирует на нагрузки.

Весь период адаптации длится в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка от двух до шести месяцев. Трудно ли дается организму ребенка перестройка на школьную жизнь? Очень трудно. Как следует из результатов проведенных исследований, к концу первой четверти около 60% детей худеют. У многих детей было отмечено снижение артериального давления, что является признаком утомления.

У других детей давление значительно повышается - это признак настоящего переутомления. У многих первоклассников родители отмечают усталость, головные боли, снижение аппетита, нарушение сна. Врачи отмечают нарушения нервно-психического здоровья, появление шумов в сердце и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти примерно на 14-16% увеличивается число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, а к концу учебного года на 20% увеличивается число таких детей.

Соблюдение режима дня – обязательно. С непривычки детский организм будет уставать, поэтому после школы первокласснику желательно спать днем. Вечером перед сном не следует делать домашние задания, которые по закону не должны задавать в первом классе. Под конец дня ребенок уже устает, поэтому уроки лучше делать в середине дня. Мозговая активность в течение дня имеет два пика: с 9 до 12 часов и с 16 до18 часов. Именно в это время желательно делать уроки.

Спать ребенка важно уложить не позднее 9 часов вечера. Семилетние дети должны спать не менее 11 часов в сутки. Если ребенок выспался, то он успеет сделать зарядку, позавтракать и окончательно проснуться перед уроками. А не проснувшийся ребенок первые два урока будет благополучно спать в школе.


Социально-психологическая адаптация первоклассника

К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально.

Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. Все это необходимо учитывать взрослым, чтобы помочь своему ребенку в адаптации.

Обращаясь к возрастной психологии, можно сказать, что в жизнь ребенка приходит новый вид деятельности – учебная. В общем виде ведущими видами деятельности ребенка являются [4, c.71]:

  • с 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная игра;
  • с 3 до 7 лет – ролевая игра;
  • с 7 до 11 лет – учебная деятельность, операционно-техническая деятельность.

На базе этой новой для ребенка деятельности в центр сознания выдвигается мышление. Оно становится главной психической функцией и постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи. Все эти функции тоже становятся произвольными и интеллектуализируются.

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку дитя берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют - «ты плохой» - у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, - игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано [7, c.56].

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.