Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ
1.1. Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе
1.2. Трудности адаптации ребенка к школе
1.3. Условия успешной адаптации детей к первому классу школы
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1. Диагностика уровня адаптации детей к обучению в школе
2.2. Разработка занятий, направленных на успешную адаптацию первоклассников к школьному обучению
Исходя из Таблицы 14 следует отметить, что умение ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия на высоком уровне развиты у 6 (30%) детей, на хорошем уровне у 6 (30%) детей, на среднем уровне у 7 (35%) детей и на низком уровне у 1 (5%) ребенка (см. Рисунок 14).
Рис. 14. Результаты проведения методики «Домик»
Таким образом, исходя из полученных результатов на контрольном этапе эксперимента, показатели адаптации детей к обучению в школе значительно улучшились.
Наблюдение показывает: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать.
Благодаря положительному эмоциональному климату учителю удалось сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.
Вывод по Главе 2: В рамках данной главы была проведена диагностика уровня адаптации детей к обучению в школе. На констатирующем этапе были выявлены достаточно низкие показатели адаптации, в вязи с чем были разработаны занятия, направленные на успешную адаптацию к обучению первоклассников.
Таким образом, для успешной адаптации первоклассника к школе необходимо использовать занятия, при помощи которых дети смогут без особых проблем влиться в учебную деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.
Проблема адаптации ребенка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.
Адаптация ребенка к школе - это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.
Ребенок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, еще и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребенок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учебе.
В рамках Главы 2 была проведена опытно-экспериментальная работа по успешной адаптации первоклассников к обучению в школе. Экспериментальное исследование было проведено на базе….. В исследовании приняли участие 20 детей 1-а класса.
После констатирующего эксперимента было выявлено, что в классе есть школьники, которые испытывают проблемы в адаптации к школьному процессу, что подтверждает необходимость разработки и реализации занятий, направленных на успешную адаптации первоклассников к школьному обучению.
После формирующей работы была проведена повторная диагностика детей, в результате чего было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента, показатели адаптации детей к обучению в школе значительно улучшились.
Наблюдение показывает: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать.
Благодаря положительному эмоциональному климату учителю удалось сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2011. – 155 с.
- Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый, 2014. - №14. - С. 243-244.
- Архипов Б. Не пауза в развитии, а пауза для развития // Первое сентября. Газета Изд. дома «Первое сентября», 2010. - №10. - С.9
- Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.- 416с.
- Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе //Управление начальной школой, 2011. - №8. - С.24-31
- Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. Гродно, 2012. – 321 с.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2012. - 128с.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 2013. - 376 с.
- Григорьева М.В. Влияние когнитивных стилей деятельности педагогов на адаптацию учащихся к обучению в школе //Начальная школа, 2009.- №8.-С.37-40
- Егорова Э. Н. Психология развития. Харьков, 2013. - 421 с.
- Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе //Народное образование, 2014. №5.-С.157-165
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы: Справочник для практических психологов, педагогов и студентов психологических и педагогических специальностей / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд.3-е- Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 442с.
- Калашникова О.А. Особенности адаптации первоклассников //Начальная школа, 2014. - №8. - С.73-75.
- Каменский С. Доска большая, а я маленький… / //Первое сентября. Газета Изд. дома «Первое сентября», 2012. - №20. - С.18
- Котькова Г.Е. Адаптивная модель сопровождения развития детей //Начальная школа плюс до и после, 2014.-№7. - С.65-71
- Люленкова О. Ю. Факторы адаптации детей к школе // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. - С. 84-87.
- Мацько Е.Н. Умения и упражнения: Чтобы адаптационный период в школе приносил ребенку радости //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2010. - №1. - С.3-5
- Мультики + первоклашки: Программа занятий по ускорению адаптационных процессов у первоклассников //Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября», 2014. - №21.-С.26-30
- Поливанова К.И. Психология возрастных кризисов. М., 2011. – 345 с.
- Сабельникова С.И. Блоки – модули – форма организации деятельности детей в период адаптации к школе //Управление начальной школой, 2011. - №8. - С.24-31
- Сабодах Р.В. Проблема адаптации детей к обучению в школе //Начальная школа плюс до и после, 2015. - №2.-С.66-68
- Соловьева Д. Программа исследования адаптации первоклассников // Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября», 2014. - №19.-С.15-25
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Ведение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М., 2014. – 333 с.
- Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа, 2013. -№8.- С.15.
- Шкуричева Н.А. Методическая работа учителей по формированию позитивных межличностных отношений первоклассников //Начальная школа.- 2015. - №7. - С.12-15.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест - опросник на изучение особенностей формирования мотивационного компонента учебной деятельности
Первый комплекс.
Задание 1.1 В ходе индивидуальной беседы с ребенком задаются следующие вопросы: В каком классе (школе) ты учишься? Куда ты ходил раньше: в детский сад, другую школу или был дома? Тебе нравилось ходить в детский сад (другую школу, находиться дома)? Чем ты любил там заниматься?
Оценка: 2 балла – отвечает на вопросы, среди любимых занятий называет чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д.; 1 балл – отвечает на вопросы, среди любимых занятий называет прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д.; 0 баллов – ответить не может.
Второй комплекс.
Задание 2.1. Инструкция: рассмотри картинки:
Покажи, где бы хотел быть ты. Объясни, почему?
Оценка: 3 балла – хочет в школу, отождествляет себя с учеником; 2 балла – колеблется, выбирает то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями); 1 балл - не стремится быть учеником, предпочитает игры с детьми; 0 баллов – отказывается от выполнения задания.
Задание 2.2. В процессе беседы ребенку задаются следующие вопросы:
Нравится ли тебе учиться в школе? Чем ты любишь заниматься в школе? Есть ли у тебя любимый предмет? Какой? Чем он тебе нравится? Есть ли учебные предметы, которые тебе не нравятся? Почему они тебе не нравятся? Нравится ли тебе выполнять домашние задания? Почему? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Почему?
Оценка: 4 балла – хочет в школу, интересуется содержательной стороной обучения; 3 балла – хочет в школу; 2 балла - колеблется или хочет в школу, проявляя интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуется музыкой, рисованием, физкультурой и т.д.; 1 балл – в школу идти не хочет; 0 баллов - отказывается от участия в беседе.
Задание 2.3. Ребенку предлагается следующая ситуация и задается вопрос. Ситуация: Представь, что сегодня воскресенье. Вопрос: Что ты хочешь делать в понедельник?
Оценка: 3 балла – выраженное желание идти в школу; 2 балла – колебания, неуверенность; 1 балл – не хочет идти в школу; 0 баллов – отказывается участвовать в беседе.
Задание 2.4. Оборудование: карточка с перечнем возможных занятий, каждое из которых написано на отдельной строке (смотреть телевизор, делать домашние задания, читать книги, играть с ребятами на улице, решать разные задачи, заниматься в кружке, гулять, рисовать, играть в настольные игры).
Инструкция: Прочитай слова, написанные на карточке. Выбери из них пять таких, которыми ты больше всего любишь заниматься в свободное время.
Оценка: 3 балла – большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью; 2 балла – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью; 1 балл - среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью; 0 баллов - отказ от работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Анкета Н.Г. Лускановой
Учащимся предлагается ответить на вопросы, выбрав один из трех предложенных ответов по каждому вопросу. Ребенку дается инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трех вариантов ответов, который выражает твое мнение».
При обработке данных анкеты используется ключ, представленный в таблице.
Ключ к анкете Н.Г. Лускановой
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Набранные ребенком по всем вопросам баллы суммируются. В зависимости от суммарного балла определяется уровень мотивации.
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.