Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ
1.1. Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе
1.2. Трудности адаптации ребенка к школе
1.3. Условия успешной адаптации детей к первому классу школы
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1. Диагностика уровня адаптации детей к обучению в школе
2.2. Разработка занятий, направленных на успешную адаптацию первоклассников к школьному обучению
ТЕСТ
Инструкция: Выбери один из трех предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
1. Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
КЛЮЧ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика «Домик»
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно.
б) замена одного элемента другим.
в) отсутствие элемента.
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.
д) сильный перекос рисунка.
Оценка методики:
отличный уровень – 0 ошибок;
хороший уровень – 1 ошибка;
средний уровень – 2-3 ошибки;
низкий уровень – 4-5 ошибок.
Занятие 1
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство детей с учителем и друг с другом.
Игру начинает учитель. Он объясняет детям, что в называемых им словах встречается буква, с которой начинается его имя (количество букв в словах не должно превышать 3-4).
Задача ребят - отгадать, как зовут учителя. Тот из учеников, кто правильно назовет имя педагога, становится ведущим и продолжает игру, также вспоминая слова, в которых есть первая буква его имени. Игра проводится до тех пор, пока все дети не представятся.
Занятие 2
Игра «Школьные загадки»
Цель: ознакомление учеников со школьными принадлежностями, их происхождением, предназначением, правилами применения.
Учитель зачитывает загадки, дети называют отгадки и показывают (если есть возможность) соответствующие предметы в классе. Педагог перед началом игры обращает внимание ребят на правило поведения ученика — поднять руку для демонстрации готовности к ответу.
На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)
Знаки черные, кривые, От рожденья все немые. А как выстроятся в ряд - Сразу все заговорят. (Буквы)
Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. (Книга)
В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Разноцветные сестрицы заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? - (Мел)
Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль)
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)
Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта)
По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница. (Школьная доска)
Занятие 3
Игра «Мой класс»
Цель: развитие умения пространственной ориентации в классе методом моделирования, составление и усвоение схемы класса.
Педагог раздает ученикам листы формата А4 и просит нарисовать схему класса (работа организуется в парах или в группах). Затем проводится коллективное обсуждение выполненных работ, учитель обращает внимание ребят на допущенные ошибки и неточности в пропорциях рисунков, отображении местоположения предметов мебели и оборудования класса и т. д.
Занятие 4
Игра «Пантомима»
Цель: ознакомление с понятием «режим дня «.
Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание придумать пантомиму на тему «Режим дня». Участники групп показывают жестами умывание, застилание постели, утреннюю гимнастику, завтрак, действия в школе и т. д. Остальные игроки должны угадать, что им демонстрируется. После игры проводится коллективная беседа о важности соблюдения режима дня.
Занятие 5
Игра «Ежели вы вежливы»
Цель: изучение правил вежливости и развитие коммуникативных умений при организации групповой работы.
Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание: назвать как можно больше вежливых слов; вспомнить, какие слова говорят при встрече (прощании); нарисовать вежливого (невежливого) человека; разыграть сценку «Вежливый мальчик»; придумать историю про лягушонка, которого друзья научили правилам вежливости и т. д.
Занятие 6
Игра «Я и мы»
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков через ознакомление учеников с индивидуальной и коллективной формами ответа на поставленный вопрос.
Перед проведением игры учитель объясняет ребятам, что будет задавать вопросы, на которые они должны ответить или хором, или индивидуально.
Вопросы, требующие коллективного ответа:
- Вы учитесь в пятом классе?
- Наша страна называется Республика Беларусь (Россия?)?
- Сколько ног у человека?
- У вас сейчас второй урок?
- Вы сейчас спите?
- Кого в нашем классе больше — мальчиков или девочек?
- Сегодня выходной день?
- Мальчики носят юбки?
- Вы чистите зубы?
- Можно переходить дорогу на красный сигнал светофора?
Вопросы, требующие индивидуального ответа:
- Как тебя зовут?
- У тебя есть домашнее животное?
- Как называется улица, на которой находится твой дом?
- На каком этаже ты живешь?
- Кем работают твои родители?
- Ты любишь рисовать?
- Где ты отдыхал этим летом?
- У тебя есть братья или сестры?
- Сколько тебе лет?
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Занятие 7
Игра «Нарисуй словами»
Цель: развитие и совершенствование речевых умений и навыков учеников в процессе составления словесного портрета.
Учитель предлагает ребятам по желанию составить словесное описание кого-нибудь из одноклассников, не называя его имени. Задача остальных учеников - отгадать, чей это словесный портрет.
Занятие 8
Игра «Что на что похоже?»
Цель: развитие умения различать и определять геометрические фигуры при выполнении упражнений на соотнесение сенсорных эталонов с окружающими предметами.
Перед проведением игры учитель называет и показывает детям геометрические фигуры разных цветов и размеров, объясняет, чем они похожи и какие имеют отличия. Затем педагог обращает внимание учеников на изображения различных предметов, имеющих форму определенной геометрической фигуры. Задача учеников — назвать геометрическую фигуру и еще несколько предметов такой же формы.
- Тарелка, часы, колесо, бублик, пуговица, торт, мяч. (Круг)
- Плитка шоколада, книга, дверь, блокнот, кирпич. (Прямоугольник)
- Кусочек торта, линейка-угольник, крыша дома, пионерский галстук. (Треугольник)
- Подушка, печенье, стол, коробка для компьютерного диска. (Квадрат)
- Яйцо, мыло, зеркало, стадион, скрепка. (Овал)
Занятие 9
Игра «Похоже, да не то же»
Цепь: обучение нахождению различий и общих свойств предметов.
Учитель демонстрирует детям карточки с иллюстративным материалом, ученики должны определить, какой из рисунков лишний.
Карточка 1: вертолет, птица, воздушный шар, самолет.
Карточка 2: красный тюльпан, желтая роза, желтый нарцисс, желтый ирис.
Карточка 3: фломастер, карандаш, мелок, ручка.
Карточка 4: Буратино, Незнайка, Емеля, Дюймовочка.
Карточка 5: лиса, слон, кенгуру, гиппопотам.
Карточка 6: санки, велосипед, коньки, лыжи.
Карточка 7: дуб, клен, яблоня, каштан.
Карточка 8: петух, цыпленок, курица, индюк.
Карточка 9: зеленый помидор, зеленое яблоко, огурец, капуста.
Карточка 10: машина скорой помощи, автобус, милицейская машина, пожарная машина.
Карточка 11: клевер, мать-и-мачеха, астра, одуванчик.
Карточка 12: стакан, кружка, чашка, ваза.
Карточка 13: плюшевый медведь, бурый медведь, гризли, белый медведь.
Карточка 14: лужа, снеговик, река, озеро.
Карточка 15: ложка, нож, тарелка, вилка.
Занятие 10
Игра: »Покорчим рожи».
Педагог предлагает детям изобразить рожицы различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Дети ходят по кругу и изображают ежика. Таким образом, можно изобразить волка, лису, Бабу-ягу, бульдога, мартышку и т. д.