Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие, сущность и виды адаптации детей к школе ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая адаптация ребенка к школе, главным образом, определяет его ощущение своего социального статуса на ближайшие несколько лет, будет ли он лидером, уверенным в себе отличником, обаятельным хорошистом или тихоней, или хулиганом с задней парты. Стоит обращать внимание на все тревожные сигналы, словесные или невербальные, разговаривать с ребенком, и период адаптации пройдет для Вас максимально эффективно.

Таким образом, можно выделить условия успешной адаптации детей 6-7 лет к школьному обучению [15, c.68]:

1. Посещение детьми детских садов.

2. Использование спортивных упражнений на уроках.

3. Активный отдых на свежем воздухе во время перемен.

4. Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения.

5. Сокращение времени урока.

6. Чередование уроков по их сложности.

7. Организация активного досуга первоклассника.

8. Правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций.

9. Руководство учителем всех школьных процессов и его компетентность в отношении с учениками.

10. Положительное отношение семьи к новому статусу ученика.

В этом возрасте родителям самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового [17, c.5]:

1. Ни при каких обстоятельствах нельзя упрекать ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

2. Не нужно сравнивать его школьные успехи с успехами других детей.

3. Не нужно пугать его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.

4. Нужно внушать первокласснику оптимизм. Уверенным голосом говорить, что все получится, хотя сейчас ему бывает трудновато.

5. Нужно с интересом относится к тому, чему ребенок научился, с радостью отмечать, если что-то ему удалось хорошо сделать. Нужно спрашивать, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене. Если ребенок поделился с родителями чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, нужно развить тему, например, рассказать еще что-нибудь интересное об этом.

Вывод по Главе 1: Таким образом, адаптация первоклассника к школе – процесс сложный и трудоемкий, он требует от родителя максимум внимания и терпения.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

2.1. Диагностика уровня адаптации детей к обучению в школе

Цель экспериментального исследования – диагностика адаптации детей к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Провести диагностику адаптации детей к обучению в школе.

3. Разработать занятия, направленные на успешную адаптации первоклассников к школьному обучению.

4. Проанализировать результаты исследования.

Экспериментальное исследование было проведено на базе….. В исследовании приняли участие 20 детей 1-а класса.

Методики исследования:

1. Методика С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование» (см. Приложение А).

Задания предлагались детям в процессе индивидуальных встреч. Детям давалась инструкция и время для выполнения работы. В ходе индивидуальной беседы детям задавались вопросы, на которые им нужно было ответить.

2. Анкета Н.Г. Лускановой (см. Приложение Б).

Цель: определение уровня школьной мотивации учащихся.

Методика проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

3. Методика «Домик» (см. Приложение В).

Цель: выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

В соответствии с поставленными задачами, было спланировано исследование, которое включало в себя следующие этапы:

1 этап – констатирующий. На данном этапе проведена диагностика адаптации детей к обучению в школе. Перед началом диагностики испытуемые были ознакомлены со стимульным материалом настоящего исследования, им были разъяснены инструкции к диагностическим инструментам.


2 этап - формирующий. На данном этапе была разработана и проведена программу создания психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

3 этап – контрольный. На данном этапе была проведена повторная диагностика адаптации детей к обучению в школе и приведен анализ результатов исследования.

Далее необходимо предоставить результаты исследования на констатирующем этапе по методике С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование».

В результате проведенного исследования были получены следующие данные по методике С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование». Наглядно анализ полученных данных представлен в Таблицах 1, 2, 3, 4, 5.

Таблица 1 - Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, %

Баллы

Количество учеников

%

0

4

20

1

10

50

2

6

30

3

-

0

4

-

0

Таким образом, анализируя полученные данные по первому заданию, были получены следующие результаты: 10 (50%) учеников среди любимых занятий называли прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д., 6 (30%) учеников – среди любимых занятий выделяли чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д.; 4 (20%) ученика – не смогли дать развернутый ответ на поставленные вопросы (см. Рисунок 1).

Рис. 1. Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, %

Исходя из Рисунка 1 можно сделать вывод, что не все дети способны вступать в контакт с педагогом и отвечать на заданные вопросы.

Таблица 2 - Оценка отношения ребенка к школе

Баллы

Количество учеников

%

0

3

15

1

2

10

2

7

35

3

8

40

4

-

0

Ответы учеников на поставленное задание распределились следующим образом: 8 (40%) учащихся любят ходить в школу и отождествляют себя с учеником; 7 (35%) учеников – колеблются, выбирают то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями); 2 (10%) ученика – не стремятся быть учениками, предпочитают игры с детьми; 3 (15%) ученика – отказались от выполнения задания (см. Рисунок 2).


Рис. 2. Оценка отношения ребенка к школе

Таблица 3 - Оценка интереса ребенка к школе

Баллы

Количество учеников

%

0

1

5

1

1

5

2

6

30

3

9

45

4

3

15

Таким образом, из опроса видно, что 3 (15%) ученика хотят в школу, интересуются содержательной стороной обучения; 9 (45%) учеников – интересуются операционной стороной обучения и его внешней атрибутикой; 6 (30%) учеников – колеблются или хотят в школу, проявляют интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуются музыкой, рисованием, физкультурой и т.д.; 1 (5%) ученик – в школу идти не хочет; 1 (5%) ученик – отказался от участия в беседе (см. Рисунок 3).

Рис. 3. Оценка интереса ребенка к школе

Таблица 4 - Желание учеников посещать школу

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

3

15

2

6

30

3

11

55

4

-

0

Анализируя данные таблицы, следует отметить, что 11 (55%) учащихся выразили желание идти в школу; 6 (30%) учеников – проявили колебания, неуверенность; 3 (15%) ученика – вообще не хотят идти в школу; отказавшихся участвовать в беседе нет (см. Рисунок 4).

Рис. 4. Желание учеников посещать школу

Таблица 5 - Интерес детей к учебной деятельности

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

5

25

2

9

45

3

6

30

4

-

0

У 6 (30%) учеников большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью; у 9 (45%) учеников – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью; у 5 (25%) учеников – среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью; отказавшихся участвовать в работе, нет (см. Рисунок 5).


Рис. 5. Интерес детей к учебной деятельности

В основу качественного анализа полученных данных традиционного закладывается описание эмпирически выявленных уровней сформированности изучаемых процессов. Для более детального анализа состояния учебной деятельности целесообразно предварительно определить ступени сформированности мотивационного компонента.

Рассмотрим данные анкеты Н.Г. Лускановой, которые приводятся в в Таблице 6.

Таблица 6 - Данные частотного анализа по анкете Н.Г. Лускановой

Уровень

Название

Кол-во учащихся

%

I

высокий

2

10

II

нормальный

10

50

III

школа привлекает внеучебными сторонами

3

15

IV

низкий

4

20

V

негативное отношение к школе

1

5

Обращает на себя внимание то, что в данной выборке преобладает нормальный уровень школьной мотивации. Однако есть учащиеся, которых школа привлекает только внеучебной деятельностью (3 ребенка – 15%), дети с низкой учебной мотивацией (4 человека – 20%) и отрицательным отношением к школе (1 ребенок – 5 %) (см. Рисунок 6).

Рис. 6. Уровни учебной мотивации первоклассников

Результаты исследования умения ориентироваться на образец, точно скопировать его; степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия по методике «Домик» представлены в Таблице 7.

Таблица 7 – Результаты проведения методики «Домик»

п/п

Ф.И. ребенка

Уровни

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

1

Кирилл Т.

+

2

Коля Т.

+

3

Маша Т.

+

4

Даша Н.

+

5

Аня Б.

+

6

Никита Р.

+

7

Вася С.

+

8

Артем И.

+

9

Марта Р.

+

10

Дима П.

+

11

Игорь Б.

+

12

Настя Ф.

+

13

Лиза К.

+

14

Вова Д.

+

15

Ира С.

+

16

Вадим Б.

+

17

Света П.

+

18

Оля Ш.

+

19

Валя П.

+

20

Толя В.

+