Файл: Цветопередача и сущность картины Альбера Марке «Неаполитанский залив».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы – цветопередача и сущность картины Альбера Марке «Неаполитанский залив».

Объект исследования – описание оригинала картины Альбера Марке «Неаполитанский залив».

Предмет исследования – анализ цветопередачи и сущности картины Альбера Марке «Неаполитанский залив».

Дата написания картины - 1909 год.

Цель работы: тщательно исследовать картину и научиться делать анализ живописных произведений.

При выборе темы для курсовой, мое внимание привлекла работа Альбера Марке «Неаполитанский залив». Анализ представленной картины и других работ данного художника даст мне определенный опыт в художественной области. Курсовая работа является ответственным заданием и знания, приобретенные в ходе работы, помогут в будущем, в профессии дизайнера.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА АВТОРА

1.1 Краткий анализ творчества Альбера Марке в контексте эпохи.

Альбер Марке, французский художник считается признанным мастером пейзажа, хотя за свою жизнь он создал множество произведений в других жанрах — портретном и «ню» – изображении обнаженной натуры. Несмотря на то, что эти произведения также отличаются высоким мастерством и качеством исполнения, именно пейзажи мастера вызывают различные чувства (радость, тоску и т. д.) своим поэтическим настроем и будничностью объектов. Картины художника достаточно просты, но и тем необычайно являются привлекательными для публики [8].

Альбер Марке отдавал предпочтение пейзажам, связанным с водой- изображения Сены, побережий, гаваней и портов. Картина «Неаполитанский залив» также относится к такого рода пейзажам. Также художник любил изображать городские улицы, площади и скверы.

Методы изображения Марке можно назвать скупыми, даже «бедными» и простыми, тем не менее, его картины производят сильное впечатление на зрителя. Чувствуется рука настоящего мастера, уверенная, умеющая воспроизводить окружающую его реальность [8].

Пейзажи данного художника обычно не изображают никаких огромных, величественных сооружений или объектов. Предметами его пейзажей всегда становятся самые обычные места, такие как городские улочки и кварталы, группы деревьев, улицы — это все окружает человека каждый день.


Картина «Неаполитанский залив» была написана художником в начале ХХ века (1908 год). Эта картина, как и все остальные работы данного художника, была написана в стиле постимпрессионизм. Постимпрессионизм представляет собой совокупность художников, которые, несмотря на разнообразие стилей и направлений, объединены единым взглядом на развитие живописи. На формирование этого стиля, в большей мере, повлиял символизм.

Отличительные черты символизма:

-Непринятие действительности

-Нужна во внутреннем покое и равновесии

-Погружение в нереальный, фантастический мир и т. д.

Постимпрессионизм отличается от других направлений особой тонкостью техники и колористики. Постимпрессионисты делают больший упор не столько на изображенные объекты и предметы, сколько на передачу эмоций, чувственное восприятие, которое способствует формированию связи со зрителем. Художники, рисующие в данном художественном направлении, отходят от реальности в обыденном ее понимании, отодвигая ее на второй план. Они передают свои чувства и настроения через искаженные формы и игру цвета. Благодаря этому в работах постимпрессионистов появляется абстракция. Абстракция отличает постимпрессионизм от обычного импрессионизма. Именно из-за появления абстрактного изображения постимпрессионизм стал самостоятельным направлением в искусстве [8].

Благодаря глубокому изучению природы импрессионисты пришли к совершенно новой системе передачи цвета. Изучение солнечного света, изменяющего естественные цвета предметов, а также света в атмосфере природного окружения обогатило художников-импрессионистов новыми научными знаниями [11].

1.2 Анализ оригинала картины. Техника работы, использование красок и кистей.

Исходя из принципов работы данного художника, можно выявить, какие материалы были использованы при написании этого живописного произведения. При оценке произведения можно обратить внимание на используемый материал, в качестве которого было выбрано масло, а в качестве инструмента для нанесения кисть щетина. При применении такой кисти мазки приобретают резкое начертание и исполнение, что характерно для работы в стиле импрессионизма. Для данного стиля свойственно выполнение некоторых линий, штрихов и мазков в слегка небрежной манере, что позволяет получить воздушность, легкость, глубину пространства.


За счет такой техники исполнения, описываемая картина не выглядит плоской, она имеет фактуру, что дает представление объемности.

Для написания данного живописного произведения автор использовал палитру, состоящую из ярких красок, цветовых решений и колорита.

Размер холста, на котором была написана картина- 61,5 х 79,5 см, формат- горизонтальный.

Опираясь на принципы работы автора, следует предположить, что для работы над данным произведением Альбер Марке использовал кисть небольшого размера.

Вывод по главе 1: Альбер Марке — художник, работающий в стиле постимпрессионизм. В пейзажной живописи этого автора особое место занимала тема воды, изображаемая им в разные промежутки времени.

Проводя анализ живописных работ, можно понять технику работы автора, материалы, использовавшиеся при написании. Художник имеет свой стиль, отличающий его от остальных мастеров.

Тщательно исследовав работы Альбера Марке, можно выявить определенную тенденцию в его произведениях.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРТИНЫ-ОРИГИНАЛА

2.1 Общий анализ картины.

Существует несколько способов исследования картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Исходя из цветовых решений, которые использовал Альбер Марке при написании своей работы, можно выявить, как автор относился к окружающей его обстановке, о переданных художником настроениях и чувствах изображённых героев. Цвет в картине играет одну из главных ролей. Каждый цвет обладает присущей ему духовно-выразительной ценностью, что позволяет передавать наивысшие эмоциональные переживания и чувства [11]. Цвет, излучаемая им сила и энергия, действует на человека положительно или отрицательно, независимо от того, осознает зритель это или нет [11].

Каждый человек рассматривает картину со своей особой точки зрения, методом восприятия и мышления, поэтому тот сюжет, что видит зритель на картине, может отличаться от первоначально заложенного автором замысла 

Любое художественное произведение необходимо рассматривать как целостный образ, дополняемый различными деталями. Детали являются необходимыми элементами, которые помогают раскрыть смысл картины.

При начале анализа стоит обратить внимание на жанр произведения, так как жанр дает понять основополагающую часть картины. Представленное произведение написано в живописном жанре пейзаж. Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является естественная или измененная человеком природа. Существует несколько разновидностей пейзажа, в зависимости от того, какое окружение на нем изображено, например:


-Морские;

-Природные;

-Городские и т.д.

Опираясь на представленное пейзажное произведение, можно сделать выводы об отношении и восприятии мира художником. Через свои картины автор передает свое уникальное видение окружающей реальности. В своих работах пейзажисты часто изображают элементы природы, которые обычный человеческий взгляд не замечает.

Анализ – это сложный мыслительный процесс. В ходе исследования нужно придерживаться определенной строгости, логичности и структурной правильности повествования. Анализ картины стоит начинать с ее композиции. Композиция – неотъемлемая составляющая любой картины, без которой не будет целостного изображения. Структурное устройство живописного произведения отвечает за то, как человек воспримет картину. В любом своем произведении художник стремится выстроить композицию так, чтобы изображенные объекты находились в наиболее выразительной форме. Все лишнее в картине отбрасывается, на холсте остается только лишь то, что действительно необходимо и является главным объектом в работе. 

В композиции одной из важнейших вещей является логическая взаимосвязь всех деталей, предметов и фигур. Основываясь на данной связи, живописное произведение приобретает единство, отсутствует раздробленность и бессвязное изображение объектов. Также композиция отвечает за расположение света и тени, объема на картине.

Для стиля импрессионизм характерно изображение ключевого предмета не в композиционном центре. В этом стиле основной предмет, на котором автор делает свой акцент, может находиться в любой части холста. Исходя из принципов изображения композиции в представленном стиле, можно понять, что главным объектом на данной картине художника является лодка, находящаяся на переднем плане. Смещение центра композиции происходит вследствие того, что художник пишет свою картину с натуры. Данный факт также является отличительной чертой импрессионизма. Такое перемещение композиционного центра придает изображению динамики. Также динамика проявляется в движении лодок, во взаимодействии лодочника с веслом (рис. 2.1). Этот вывод можно сделать, опираясь на то, в какой позе изображена данная фигура), в дыме на заднем плане.

При оценке композиции нужно обращать внимание на то, к какому типу она относится. Основные виды композиции:

-Открытая

-Закрытая

-Динамичная

-Статичная

-Симметричная

-Ассиметричная

Опираясь на то, как структурно устроена картина «Неаполитанский залив», можно понять, что в данном случае композиция является смешенной (динамичной и открытой).


Открытость характеризуется отсутствием четких рамок и границ. Любой человек может сам проанализировать картину и, основываясь на том, что изображено, предположить, как продолжается картина за пределами холста.

Рисунок 2.1. Фигура с веслом

Проводя анализ композиционного устройства, нельзя не затронуть тему пространства. На представленной исследуемой картине пространство является многоплановым. Многоплановое пространство при правильном размещении предметов на двух или более плоскостях. Одна из них — плоскость рисунка, другая — вторичность плоскости. Таким образом достигается эффект расположения одних предметов на изображении за другими. Для создания впечатления многоплановости работы используются различные приемы: наложение, контраст, ассоциации расстояния и т.д.

В пейзажах значимую часть играет такое понятие как линия горизонта. Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз [12]. На картине «Неаполитанский залив» линия горизонта находится выше середины холста. Выбор высокой или низкой линии горизонта в сюжете картины полностью зависит от художника [12]. Посредствам поднятия линии горизонта, большую часть картины занимает морское пространство.

В данной работе также присутствует такое понятие как ритм. Какой бы способ размещения фигур и предметов в искусстве не рассматривался, в композиции всегда появляются более четкие, ясные линии, массы и формы, а также более раздробленные и мелкие формы. Такая возникающая система линий, цвета и массы порождает определенный ритм и движение, являюеся важными частями композиции. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Исходя из этого, можно понять, что на представленной работе ритмичными элементами являются:

-Пятна на воде;

-Лодки;

-Частично облака на заднем плане.

Также стоит отметить, что ритмичность не обязательно должна проявляться в точной схожести предметов. Они могут немного различаться, но при этом все равно быть частями определенного ритма.

Следующим шагом в анализе живописного произведения будет исследование колорита и цветовых решений. Символика цвета, его субъективное восприятие и различное к нему отношение являются важными, ключевыми темами психологов, так же как и экспрессивное цветовое воздействие, обозначенное Гёте как его чувственно-нравственное проявление[11]. В распоряжении художника нет таких красок, которые могли бы в точности передать весь диапазон яркостей природы. Поэтому перед художниками стоит сложная задача – использовать взаимодействия цветов, опираясь на ряд особенностей зрительного восприятия. Живописец должен так передать каждый цвет, чтобы он воспринимался должным образом. Для того, чтобы наиболее точно передать цвет с натуры, нужно верно соотнести цвета между собой.