Файл: Цветопередача и сущность картины Альбера Марке «Неаполитанский залив».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека.

Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве живописи взаимосвязаны [11]. При выборе цветов, которые будут присутствовать в работе, нужно учитывать их эстетический аспект.

Для Альбера Марке, начиная с 1906 года, характерна яркая цветовая палитра. В исследуемой картине палитра является насыщенной, но при этом она не выглядит перегруженной.

Важную роль в колорите живописного произведения играет контрастность. Контрастность — это резкая противоположность в цветах. говорить о контрастах нужно тогда, когда, сравнивая между собой два цвета, между ними находятся четко выраженные различия. Посредством того, что анализируемое живописное произведение писалось художником солнечным днем, можно наблюдать четкий контраст между тенями и окружающим пространством. Больше всего выделяется зона тени под лодкой, расположенной на переднем плане. Она написана темным болотным цветом, который резко контрастирует с облегаемыми вокруг него светлыми мазками водяного пространства.

На любом живописном произведении идет преобладание каких-либо цветов. Данные цвета называются доминирующими. На исследуемой картине автор преимущественно использовал такие цвета, как белый (поверхность воды, облака) и голубой (небо, частично вода). Анализируя картину, можно прийти к выводу, что художник использовал различные оттенки и градации этих цветов.

Альбер Марке является настоящим гением и мастеров в своем деле. На представленном произведении художник продемонстрировал свой талант с помощью простых и резких мазков создавать эффект глубины и прозрачности воды. Автор сделал это с помощью органичного сочетания мазков разных, но при этом схожих по оттенку цветов.

При внимательном рассмотрении картины, можно заметить, что в водном пространстве присутствуют мазки синей, белой и голубой красок. По своей сущности вода является прозрачной, и, исходя из этого, можно понять, что с помощью добавления в море данных оттенков цвета, художник хотел передать отражающиеся в воде небо и облака.

Автор добился эффекта отражения не только при помощи комбинирования оттенков голубого, белого и синего, а также за счет особой техники написания самой воды. Мазки имеют волнообразную форму, которая свидетельствует о том, что на море в тот момент был небольшой ветер. Помимо всего вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что на поверхности моря прослеживается белый блеск, который является еще одним свидетельством того, что в тот момент ярко светило солнце.


Стоит отметить, что на данном произведении идет сочетание небесно-голубого и болотного зеленого цветов. Если рассматривать их в цветовом круге, то можно понять, что по отношению друг к другу они являются родственными. На представленной картине данные цвета имеют теплый оттенок.

У каждого цвета есть свое психологическое и эстетическое свойство, которое в определенном смысле воздействует на зрителя. Также любому цвету присуща своя символика, которая, в зависимости от сюжета картины, трактуется по-разному. На анализируемой картине можно выделить основные цвета: белый и голубой в различных оттенках. Если исследовать их символику, то можно понять, что белый цвет говорит о свободе, тишине, воздушности, стабильности и легкости. Голубой символизирует чистоту, ясность, свободу.

Анализируя общий колорит картины, можно выявить, что в данном живописном произведении присутствует такое понятие, как контраст холодных/теплых оттенков. Красно-оранжевый — самый теплейший, а сине-зеленый — самый холодный цвет.

Чаще всего желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными, но подобная классификация цветов с легкостью может ввести в заблуждение. Точно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости от того, контрастируют ли они с более темными или светлыми тонами, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости оттого, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами[11].

Характер холодных и теплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

-холодный — теплый;

-теневой — солнечный;

-прозрачный — непрозрачный;

-успокаивающий — возбуждающий;

-воздушный — земной;

-далекий — близкий;

Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности произведения. В природе более удаленные предметы, в силу отделяющего их от нас воздушного слоя, всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и теплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений[11].


Большинство цветов, представленных на картине, имеют различную градацию по признаку тепла/холодности (кроме ахроматических). На представленной картине небесно-голубой оттенок является теплым, а в контраст к нему идет голубо-сиреневый цвет гор, который на фоне небесно-голубого выглядит холодным. Происходит это за счет того, что горный массив находится дальше всего от зрителя и «прячется» за воздушным слоем.

Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными и приглушенными.

.Спектральные цвета, полученные путем преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты. Среди пигментных цветов также имеются цвета максимальной насыщенности. В данном случаем контраст по насыщенности проявляется в горах и окружающих их облаках. Облака выглядят намного более блеклыми, чем яркие лавандовые горы[11] (см. рис. 2.2).

Также стоит отметить, что на представленной картине наиболее интенсивным и насыщенным по своему колориту является голубой. В противовес к нему идет черный цвет, который является ахроматическим. На фоне остальных цветов он выглядит самым темным.

В исследуемом живописном произведении присутствуют четкая контрастная разница между горами и окружающими их объектами. Посредством этого горные массивы видятся зрителем более легкими и воздушными, на фоне других объектов (см. рис. 2.2).

Рисунок 2.2. Горы.

Анализируя то, как на представленной картине устроен свет, можно прийти к выводу, что солнечное освещение изменяло природные цвета вещей.

Также, исследуя освещение на работе, нельзя не сказать то, что, в данном произведении оно естественное, то есть источником света является солнце. Такое написание освещения придает произведению яркости и насыщенности. Посредством пребывания на картине большого количества солнечного света, люди на анализируемой картине превращаются в простые очертания, силуэты и формы .Присущее данной картине нечеткое написание фигур говорит о единстве человека и окружающей его природы.

Светотень служили художнику важнейшим средством выражения формы, объема и пространственной глубины. Живописец осознанно избегал прямонаправленного света, поскольку изображение портретных черт и деталей помещения не были его целью. Марке достигал "атмосферности" среды, выстраивая перспективу не по законам геометрии, а интригуя разницей освещения планов, эффектом зеркальных отражений на поверхности воды.


В представленной работе Альбер Марке избегал смешивания красок на палитре и писал чистыми красками, короткими движениями кисти. За счет этого получился удивительный, живой, колеблющийся свет.

Тени на своей работе художник передавал с помощью цвета, а не черноты. Ощущение воздушности и легкости — контрастом холодных/теплых цветов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что свет на картине, и в особенности на пейзажном произведении, играет важную роль. В зависимости от степени освещенности, написанные на картине объекты, и в принципе все окружение, могут восприниматься по-разному.

Следующим шагом будет анализ деталей. Как уже говорилось ранее, в самом начале главы, детали — это необходимые элементы, помогающие лучше раскрыть сюжет и замысел картины. Отсутствие подробностей в живописном произведении делает его неживым и монотонным. Детали и элементы придают картине живости и реальности, так как весь окружающий мир наполнен огромным количеством предметов и целью некоторых художников является передача всего, что наполняет мир.

Анализируемую работу художник наполнил большим количеством деталей, и благодаря этому картина выглядит в глазах зрителей содержательной и интересной. Человек будет внимательно вглядываться во все части произведения, чтобы найти еще больше скрытых моментов.

На представленной картине есть как основные детали, которые выделяются фоне остальных, так и более второстепенные, которые служат дополнением. Главными объектами на данной работе являются лодка и фигура человека на переднем плане.

Они выделяются посредством того, что написаны с использованием черной краски, которая контрастно выделяется на фоне светлой воды.

Как было сказано раньше, в картине, помимо основных элементов, присутствует множество мелких деталей, например:

-Силуэты людей в лодке на заднем плане

-Дым от трубы

-Паруса

-Трубы и т.д.

Также стоит отметить, что на представленной для анализа картине присутствуют детали, которые выделяются на фоне общего колорита картины. Как пример можно указать красную полосу на барже на заднем плане (также стоит сказать, что это единственный фрагмент, на котором присутствует красный цвет). Помимо данного элемента, можно также выделить парус цвета охры на заднем плане (см. рис. 2.3).

Рисунок 2.3. Мелкие элементы с контрастными деталями


Возвращаясь к колориту картины, стоит проанализировать палитру основных цветов, использовавшихся в работе. На рисунке 2.4 представлена палитра главных цветов произведения, с помощью которых художник писал свою картину. Но также, помимо этих цветов, автор использовал и различные другие оттенки. Представленное цветовое сочетание не пестрит разнообразием цветов, но это не мешает анализируемому произведению выглядеть живо и привлекать к себе внимание зрителя. Представленные на рисунке 2.4 цвета гармонично сочетаются между собой. Также стоит сказать, что тут представлено 2 цвета, имеющие холодный колорит (небесно-голубой, светло-серый), и 2 цвета, имеющие теплый (болотно-зеленый и бежевый). Между ними находится полоска черного, ахроматического, цвета.

Рисунок 2.4. Палитра основных цветов.

Важным элементов картины является такая вещь, как цветовые пятна и контраст по площади расположения цветовых пятен. Цветовое пятно — это обобщенная область одного цвета. На рисунке 2.5 представленная графическая обобщенная копия исследуемой картины. Такое упрощение дает зрителю понять, какие основные цветовые пятна использовал художник в своей работе.

Исходя из анализа данной копии, стоит сделать вывод, что главными цветовыми пятнами на исследуемой картине являются:

-Ярко голубое небо

-Черные лодки

-Болотная тень под лодкой

-Сиреневые горы

-Поверхность моря.

-Облака

Переходя к анализу контраста по площади цветовых пятен, стоит сказать, что он характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность-противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький». На представленной копии можно увидеть, что примером данного контраста служит поверхность моря и тень от лодки. Если сравнивать соотношения представленных цветовых пятен, можно прийти к выводу, что по отношению к морю болотистая тень лодки будет маленькой и темной.

Рисунок 2.5. Графическая копия картины и основные цветовые пятна

Далее стоит обратить внимание на такую вещь, как перспектива. Перспектива — это принцип перенесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве. Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция. В случае, если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.