Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы игрового метода
1.1. Особенности игрового метода
1.2. Применение игрового метода в процессе физического воспитания
1.3. Процесс физического воспитания и происхождение игрового метода
1.4 Понятие соревновательного метода
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода
2.2. Тестирование уровня развития физических качеств
2.3. Практические рекомендации
Созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии способствует также использование движений, близких изучаемому по технике выполнения и встречавшихся ранее в двигательном опыте детей. Например, игры в снежки помогают освоить метание мяча на дальность и в цель.
На этапе разучивания двигательных действий (II этап) большое значение имеет формирование у детей представления о месте данного упражнения в практической деятельности человека.
При обучении того же метания следует предложить учащимся роль солдат в ситуации, когда надо поразить «вражеский танк», а обучая прыжку в длину, моделировать ряд препятствий.
Так, в игры включаются элементы техники разучиваемого двигательного действия. В такой ситуации дети становятся более внимательными и старательными.
Применяя соревновательный метод на данном этапе, объектом соревнования должен быть показатель качества выполнения движений («Кто правильнее?», «Кто точнее?»).
Использование эстафет с включением разучиваемых упражнений или их частей допустимо только при условии их выполнения в знакомых учащимся условиях.
При этом в условия игр и соревнований могут включаться взаимные оценки играющими качества выполнения изучаемого упражнения, включенного в эстафету [21].
Если на II этапе обучения оценивалась способность учащихся выполнять упражнения в постоянных условиях, то на этапе совершенствования и закрепления двигательного действия (III этап) ставится задача довести его до уровня навыка, т. е. упражнение должно выполняться всегда свободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно.
Изучаемое упражнение выполняется в разных условиях в сочетании с другими действиями.
Здесь способы выполнения изучаемого действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и, что очень важно, подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание играющих сосредоточено на результате деятельности, а не на технике.
Проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции детей.
Соревновательный метод помогает сформировать у детей способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения.
Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиям жизненных ситуаций.
Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, а ловлю и передачу мяча — во время передвижения по кругу.
Эти и подобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усваивать учебный материал.
Правила – это обязательные требования для участников игры. Они:
- обуславливают расположение и передвижение игроков,
- уточняют характер поведения игры,
- права и обязанности игроков,
- определяют способы ведения игры,
- приемы и условия учета ее результатов.
При этом не исключается проявление творческой активности, и инициативы игроков в рамках правил игры.
Обязательным его условием является подготовленность занимающихся к выполнению упражнений, в которых они должны состязаться при определенном виде физических упражнений или спорта.
Игры-эстафеты с бегом следует рассматривать как одну из разновидностей подвижных и спортивных игр командного характера с правилами.
В играх-эстафетах с бегом команды подростков состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.
Подобные эстафеты и игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды.
Эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.
Для координации действий и общего руководства эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды [22].
По сравнению с другими методами физического воспитания, соревновательный метод позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наиболее эффективному их развитию.
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода
Практическое исследование курсовой работы проводилось на базе МБОУ СОШ НАЗВАНИЕ в городе НАЗВАНИЕ.
Урок №1.
Данное исследование проводилось среди учеников 1 «В» класса.
Содержание основной части урока физической культуры на основе игрового метода по типу круговой тренировки.
Задачей урока является: обеспечить воздействие на воспитание ловкостно-координационных и координационных способностей.
Дозированная нагрузка: интенсивность и количество упражнений лимитируются согласно величине пульса 140-150 ударов в минуту.
Ориентировочное время во время непрерывной работы: 140-150 ударов в минуту – 4 сс, темп – индивидуальный, время – 15-30 секунд, время отдыха – 15-30 секунд.
Игра «Космонавты» является сюжетом урока. Учитель рассказывает о том, что нужно подготовиться к полету в космос, а также о том, что важно быть готовым к физическим перегрузкам во время полета, а, следовательно, ученикам необходимо повысить свои физические качества.
Рассмотрим более подробно схему построения станций, через которые нужно ученикам пройти последовательно.
Первая станция – процесс подготовки для прохождения всех имеющихся станций. Передача мяча, прыжки через скакалку.
Вторая станция – «Перешагивание через треугольник».
Один ученик из пары держит гимнастическую палку (гимнастическая палка и руки должны образовывать треугольник), другой ученик перешагивает, при этом старается как можно меньше коснуться гимнастической палки.
Третья станция – «Преодоление ручья».
Укладываются «ручьи» при помощи гимнастических палок. Требуется перепрыгивать так, чтобы не попасть в ручей.
Четвертая станция – «Все наоборот».
Первый ученик выполняет упражнения, второй ученик делает все эти упражнения наоборот (к примеру: 1 ученик стоит руки вперед, 2 ученик присел, руки назад).
Пятая станция – «Попасть в цель»
Необходимо попасть в корзинку резиновыми мячами (3-5 штук) и кто больше.
Шестая станция – «Капельки воды».
Один из учеников совместной пары держит теннисные мячики и 1 внезапно отпускает, затем другой. Второй ученик пары должен поймать все падающие капли воды.
Седьмая станция – «Хвостики».
Ученики находятся в парах. Каждый их учеников пытается поймать «хвостик» партнера, который закреплен сзади.
Восьмая станция – «Посчитай и передай».
Все ученики стоят друг напротив друга, бросают мяч и при этом стараются как можно быстрее передать и посчитать, сколько раз они передали друг другу мяч.
В данном игровом методе прохождение через станции обеспечивает воздействие на:
- ориентирование в пространстве;
- воспитание ловкости (координация движений);
- точность движений по силовым и временным характеристикам.
Прыжки с приземлением через определенную отметку и по заданию, метание мяча, жонглирование мячами – это все подобранные средства воспитания ловкости в игровой форме.
Во время прохождения через все станции использовались разнообразные исходные положения (вторая и третья станции), зеркальный показ (четвертая станция), пространственные границы движения (пятая и шестая станции), изменение темпа и скорости (третья и восьмая станции).
Возможно усложнение игровой ситуации для старших классов. К примеру:
- на третьей станции можно увеличить ширину ручья;
- на пятой станции можно увеличить расстояние до цели;
- на шестой станции возможно применение мячиков меньшего размера или же увеличить их количество до трех штук и более;
- на восьмой станции мячи можно передавать усложненными способами (из-за головы, одной рукой).
В подготовительной части урока применяются общеразвивающие упражнения (ОРУ) с разными предметами, игровые упражнения и игры, которые подготавливают учеников к нагрузкам и движениям основной части урока.
В заключительной части применяются игровые упражнения и игры успокоительного характера.
Урок №2.
Данный урок проводился с учащимися 2 «В» класса.
Содержание основной части урока физического воспитания в форме сюжетной полосы препятствий с применением игрового метода.
Задача урока: воспитание быстроты, ловкости, выносливости, силы.
Сюжетом данного урока является игра «Альпинист».
Для данной игры «Альпинист» комплексная полоса препятствий состоит из:
- вис на руках (на брусьях);
- завис на ногах и руках (канат);
- бег;
- переход через бревно;
- кувырок вперед;
- переход по скамье, держа при этом набивной мяч, с дальнейшей передачей следующему участнику;
- ползание по матам в туннеле;
- лазание по канату;
- прыжок через имеющееся препятствие;
- соскок в намеченное место;
- подтягивание на руках в положении лежа;
- проход через обручи;
- переход по скамейке на четвереньках;
- выполнение прыжков через препятствие;
- перекаты боком в положении лежа.
Такая полоса препятствий с применением игрового метода способствует комплексному развитию физических качеств школьников.
Урок №3.
Данный урок проводился с учащимися 3 «В» класса.
Содержание основной части урока физической культуры с применением игрового метода.
Задача урока: учить занимающихся прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на расстоянии 2-3 метров.
Сюжетом данного урока является игра «Прыгуны».
На асфальте рисуют круг. Один из занимающихся становится в круг (его середину) – он является пятнашкой. По сигналу руководителя дети перепрыгивают через нарисованную черту круга и, если им не грозит быть осаленным, то какое-то время остаются внутри самого круга. Далее дети продолжают осуществлять прыжки на двух ногах на одном месте или же с продвижением вперед к центру круга. Участники данной игры пытаются увернуться от пятнашек и успеть выпрыгнуть из круга. Кого успевают осалить, тот становится новой пятнашкой.
Правила игры «Прыгуны»:
- участникам игры разрешается только выпрыгивать из круга (тот, кто выбегает из круга, выходит из игры);
- пятнашка преследует играющих, при этом прыгает на двух ногах.
Указания к проведению игры.
Размер круга полностью зависит от количества участников игры. Перед началом игры необходимо договориться о том, как дети будут перепрыгивать через намеченную черту круга: боком или прямо на двух ногах, на одной ноге (левой или правой).
Другой вариант игры.
Игра может начинаться также, но осаленный игрок уже не выходит из круга, а становится помощником пятнашки. Когда число пятнашек достигнет 5, то 4 выходят из круга, а последний осаленный игрок становится новой пятнашкой. Игра повторяется снова.
2.2. Тестирование уровня развития физических качеств
Данный эксперимент проводился при помощи следующих тестов:
- наклон туловища вперед из положения, стоя на скамейке;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- прыжок в длину с места;
- бег 30 метров.
Таблица 1. Тестирование уровня развития физических качеств у учащихся 2 «В» класса
№ |
ФИО |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) |
Наклон туловища вперед из положения, стоя на скамейке |
Бег 30 м (сек) |
Прыжок в длину с места (см) |
1 |
Атаманова М.А. |
5 |
Касание пола пальцами рук |
5,9 |
151 |
2 |
Афанасьева О.Ю. |
6 |
Касание пола пальцами рук |
6,0 |
160 |
3 |
Богданов И.Т. |
9 |
Касание пола пальцами рук |
5,8 |
154 |
4 |
Бокарев И.С. |
8 |
Касание пола ладонями рук |
6,3 |
159 |
5 |
Гамов В.И. |
9 |
Касание пола пальцами рук |
6,1 |
153 |
6 |
Дякин Т.О. |
7 |
Касание пола пальцами рук |
5,8 |
160 |
7 |
Егорова М.С. |
6 |
Касание пола ладонями рук |
6,2 |
158 |
8 |
Зрюкина В.Е. |
5 |
Касание пола пальцами рук |
6,3 |
157 |
9 |
Иванова Т.А. |
4 |
Касание пола ладонями рук |
5,7 |
153 |
10 |
Копаева М.А. |
8 |
Касание пола пальцами рук |
6,0 |
159 |
11 |
Коршунов С.И. |
9 |
Касание пола ладонями рук |
6,2 |
151 |
12 |
Лаухин А.Р. |
9 |
Касание пола пальцами рук |
5,8 |
160 |
13 |
Левищев А.С. |
8 |
Касание пола пальцами рук |
6,0 |
155 |
14 |
Лупарева В.Э. |
5 |
Касание пола ладонями рук |
5,8 |
159 |
15 |
Мишина Н.В. |
4 |
Касание пола пальцами рук |
6,3 |
156 |
16 |
Носова П.И. |
5 |
Касание пола пальцами рук |
6,2 |
151 |
17 |
Орехова А.А. |
3 |
Касание пола ладонями рук |
5,8 |
153 |
18 |
Пяткин Е.К. |
6 |
Касание пола пальцами рук |
6,0 |
158 |
19 |
Рассказов Р.В. |
6 |
Касание пола пальцами рук |
6,0 |
160 |
20 |
Яковлева С.О. |
5 |
Касание пола пальцами рук |
6,2 |
152 |