Файл: Понятие и границы суверенитета государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституция РФ провозглашает суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию, в качестве одной из основ конституционного строя, а носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ.

Таким образом, суверенитет государства РФ производен от суверенитета народа и тесно связан с национальным суверенитетом[13].

Необходимо также отметить, что современная действительность выделяет различные характеристики сущности государственного суверенитета. Так, большинство ученых-юристов отмечают, что государственный суверенитет следует расценивать как неотъемлемый признак государства.

С данным заключением нельзя не согласиться, так как основой данного умозаключения является исторический опыт, а также практика функционирования государственных институтов[14].

По мнению профессора А.Б. Венгерова, государственный суверенитет является одной из важнейших черт государства и заключается в верховенстве и независимости от какой-либо иной власти, в обладании права и возможности осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества внутри и вне страны[15].

Еще одной распространенной точкой зрения является восприятие государственного суверенитета как особого свойства государственной власти, в связи с чем, суверенитет находит отражение в верховенстве власти, ее самостоятельности и независимости.

Данный подход к характеристике государственного суверенитета представляется весьма спорным, так как фактически происходит отождествление понятий «суверенитет» и «государственная власть».

Вне всяких сомнений, государственная власть является олицетворением государства, более того, посредством власти государство осуществляет свою внешнюю и внутреннюю политику, однако суверенитет принадлежит не государственной власти, а государству в целом, так как именно государство вступает в правоотношения с другими суверенными государствами[16].

Утверждение, что суверенитет - это признак или свойство государственной власти, а не государства в целом, что это «сама государственная власть», практически означает признание «верховенства» власти незначительной части общества над всем обществом, в качестве официального представителя которого выступает государство[17].


Международно-правовая практика всегда исходит из того, что носителем государственного суверенитета, а вместе с тем и «обладателем» соответствующих суверенных прав и обязанностей является не государственная власть или какой бы то ни был государственный орган, а само государство.

Давая характеристику государственному суверенитету, нельзя обойти стороной еще одну позицию ученых-правоведов, согласно которой государственный суверенитет - главный охраняющий и защищающий атрибут государства. Общепризнанными атрибутами государства признаются: территория, население, гражданство, публичная власть, суверенитет. Если нет одной из этих составляющих, нет и государства[18].

Бредихин А.Л., выделяет такие основные характеристики суверенитета:

- возможность носителя верховной власти самостоятельно определять и реализовывать свою волю. Это означает, что носитель суверенной власти имеет право издавать веления, исходя из сугубо собственных интересов;

- верховная власть должна осуществляться без внешних ограничений, то есть другие суверенные субъекты не имеют прав влиять или иным образом вмешиваться в политико-правовые процессы этого государства;

- верховная власть должна иметь свои институты, с помощью, которых и будет осуществлять свои властные полномочия;

- любые решения принятые носителем суверенитета должны быть выражены в юридических нормах.

Суверенитет государства - качество государства самостоятельно и независимо от каких-либо других стран реализовывать свои функции как на территории данного государства и за его пределами, таки на международной арене[19].

Анализ вышеизложенных позиций и взглядов позволяет заключить, что государственный суверенитет является неотъемлемым признаком и атрибутом любого государства, однако существуют мнения, которые сводятся к тому, что термин «суверенитет» применим только к тем государствам, которые играют наиболее видную роль в современной жизни человека.

В данном случае предполагается, что суверенитет вовсе не является важнейшим атрибутом государства, так как международная практика показывает, что допустимо существование государств и без суверенитета как такового.

Более того, приверженцы данной позиции считают, что суверенитет присущ только тем государствам, в которых развита или развивается демократия. Безусловно, тот факт, что суверенитет в большинстве своем базируется на принципах демократии, не оспорим, однако нельзя не отметить, что международная арена представлена не только демократическими государствами, существуют страны с авторитарными и тоталитарными режимами, которые также признаются суверенными[20].


Таким образом, можно вывести основную мысль, что суверенитет присущ абсолютно любому государству, вне зависимости от формы государственного правления, формы государственного устройства и принципов, на которых основана власть в государстве.

В силу эволюционных процессов развивается общество, меняется подсознание, происходит переоценка, казалось бы, фундаментальных явлений. В этой связи расширяются и представления о государственном суверенитете, формируются новые подходы к его пониманию[21].

В международной практике сформировано два основных подхода к пониманию суверенитета, которые не существуют параллельно друг другу, а скорее последовательно сменяют друг друга. Первый подход, который является хронологически первым, заключается в негативном восприятии государственного суверенитета, в его фактическом отрицании. Такое отрицание разделял известный теоретик права Ганс Кельзен[22].

Наибольшее же распространение данный подход получил в начале XX в., когда обществом пропагандировалась так называемая «теория товарищества»: суверенитет - пережиток полицейского государства, нет - монополии господства, да - товарищески выстроенной организации.

Позицию отрицания государственного суверенитета также разделял французский мыслитель XX в. Ж. Маритен, он считал, что суверенитет является рычагом для возвышения государства, что в свою очередь противоречит библейской заповеди «не сотвори себе кумира». Во всем этом французский мыслитель усматривал отрицательный психологический заряд, который препятствует выработке механизмов ограничения власти[23].

Второй подход к пониманию суверенитета является наиболее распространенным, так как он учитывает современные реалии государственного развития и заключается в осознании необходимости государственного суверенитета, однако несколько в иной трактовке, отличной от первичной концепции суверенитета.

Данный подход рассматривает государственный суверенитет как средство реализации ценностей правового демократического государства, в этой связи государственный суверенитет является производной категорией от суверенитета народа[24].

Суверенитету в данном случае отведена особая роль в управлении государством - обеспечение достойной жизни людей в пределах территории государства. Под влиянием указанных взглядов сформировалась концепция государственного суверенитета как ответственности, девизом которой является следующее суждение: власть несет ответственность за условия жизни подвластного населения.


Одной из новаторских идей данного подхода, которая коренным образом отличает его от первичной теории суверенитета, является ограниченность суверенитета, его делимость и возможность передачи[25].

Существование «смягченного» суверенитета обусловлено тем, что демократическое и правовое государство в современном мире не может быть полностью, абсолютно суверенным в первозданном понимании этого слова; гипертрофированное понимание суверенитета способно привести к отрицанию международно-правовых обязательств России, прежде всего в сфере прав и свобод человека, суверенитет модернизируется в условиях глобального мира[26].

Сложно представить существование абсолютного суверенитета в современных условиях, точно также как и существование абсолютных прав человека, всегда будут иметь место ограничивающие факторы. В этой связи, можно заключить, что сущность концепции государственного суверенитета как ответственность заключается в ограничении власти государства.

Вопрос ограничения государственного суверенитета, особенно в современных условиях, является особенно актуальным[27].

Полемика, посвященная данному вопросу, ведется не одно десятилетие, причиной возрастающего интереса к ограничению суверенитета является неизбежные процессы глобализации и интеграции общества, которые существенным образом меняют роль государств на мировой арене[28].

Таким образом, на наш взгляд, необходимо отметить, что суверенитет является одной из базовых характеристик государства. Он же лежит в основе таких важнейших принципов международного права, как нерушимость государственных границ и невмешательство во внутренние дела государств.

Как известно, государственный суверенитет заключается в том, что государство в лице своих высших органов власти обладает верховенством в принятии решений на своей территории и независимостью на международной арене.

Нынешний суверенитет значительно отличается от суверенитета в его наиболее широком и полном классическом понимании, каким оно было в Новое время. Развитие теории международных отношений, а также международного права через участие в международных организациях и основополагающие нормативно-правовые акты наложили серьезные ограничения на его внешнюю и внутреннюю составляющие.

В современном понимании суверенитет представляет собой особый правовой статус государственной власти, благодаря которому она является высшей и независимой.


Государственный суверенитет состоит из таких основополагающих принципов, как единство территории и границ, защищенность территориальных границ и стороннее невмешательство во внутренние дела государства. Если какое-то иное внешнее государство или сила нарушают границы другого государства или заставляют его принять решение, которое не отвечает национальным интересам этого государства и его народа, то это является нарушением государственного суверенитета. Тогда это явно говорит о слабости этого государства, его бессилии обеспечить свой суверенитет и общенациональные и государственные интересы

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Проблемы суверенитета государства в условиях глобализации

С середины XX в. основной детерминантой изменения международных отношений, а вследствие чего и государственного суверенитета, является процесс глобализации, который охватывает все сферы жизнедеятельности человека. На сегодняшний день процесс глобализации является одним из ключевых процессов, происходящих в мире.

Данный процесс обусловлен достижениями человечества в политике, экономике, других областях знаний, а также научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, позволивших связать невидимыми нитями все страны нашей планеты[29].

Одной из причин глобализации можно считать внутреннее стремление человека к объединению с другими, так с древних времен люди начали объединяться, сначала в роды, затем в кланы, племя, народности, нации.

Раскрывая основную суть данного явления можно отметить, что глобализация подразумевает образование единого международного экономического, политического, социально-правового и культурно-информационного пространства, так или иначе глобализация ведет человечество к мировому правопорядку и созданию единого общемирового правительства[30].