Файл: Понятие и границы суверенитета государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность феномена государственного суверенитета определяется тем, что данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократии, и на сегодняшний день представляет собой сложную категорию. И хотя юридическое понятие «государственный суверенитет» возникло в науке несколько веков назад, само по себе явление государственного суверенитета появилось гораздо раньше с образованием первых государств.

Суверенитетом обладает любое государство независимо от таких факторов как величина территории, государственное устройство, форма правления, количество населения. В реалиях современного мира, в быстро развивающихся отношениях на международной арене, понятие суверенитета играет ключевую роль.

Суверенитет является категорией общеправового характера, которая выражает государственную сущность. Несмотря на тот факт, что суверенитетом в некотором роде обладали еще древнегреческие государства-полисы, сама идея суверенитета и понимание его сущности возникли относительно недавно. Теория суверенитета формировалась поэтапно, учитывая обоснованные правовые взгляды, которые возникали на определенных исторических этапах, а также международную практику государственно-правового развития.

В действующей Конституции Российской Федерации зафиксировано, что наша страна - суверенное государство. Собственно, мало кто из граждан России стал бы утверждать обратное, поскольку в нашем сознании на уровнях как обыденном, так и теоретическом прочно укрепилось понимание, что по-другому и быть не может, что суверенитет - естественная форма и непременное условие существования и развития такой великой державы, какой является Российская Федерация.

Актуальность проблемы, во-первых, объясняется обострением международной обстановки, вызванной действиями США, нарушающими суверенитет и независимость государств, практикой смещения военным путем легитимных глав государств, неугодных супердержаве. Во-вторых, необходимостью выработки решений, которые бы защищали суверенность России и предотвращали попытки поколебать независимость ее внешней и внутренней политики.

Объектом курсовой работы являются складывающиеся отношения государства, посредством суверенитета, как внутри страны, так и на международном уровне.

Предметом курсовой работы является суверенитет как признак государства в современных условиях.


Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение суверенитета как признака государства в современных условиях.

Достижение поставленной цели предполагает разрешение следующих ос­новных задач:

- рассмотреть историческое развитие взглядов на понятие государственного суверенитета;

- изучить сущность суверенитета государства в современном праве;

- определить проблемы суверенитета государства в условиях глобализации;

- проанализировать основные направления защиты суверенитета государства.

Методологической основой курсовой работы явились общенаучные и специальные способы познания правовых явлений и процессов. В ходе курсовой работы использовались исторический, системный и формально-логический подходы; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и включает в себя введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА

Историческое развитие взглядов на понятие государственного суверенитета

Возникновение понятия государственного суверенитета обычно связано с подписанием Вестфальского договора в 1648 г., до данного времени международно-правовой практикой не раскрывалось отмеченное понятие. В этом периоде времени, государственная власть сосредотачивалась лишь в руках монарха.

Правитель обладал неограниченной единоличной властью и свободно пользовался государственными землями, а возможность лишения монарха его наследственной власти рассматривалась в качестве недопустимого явления[1].

Названный период времени (XVI–XVII вв.) переполнялся экономическими и религиозными конфликтами, а также процессами трансформации европейских государств, что, в итоге, привело к Тридцатилетней войне.

Завершение военных действий было оформлено Вестфальским мирным договором от 1648 г., которым были поделены между европейскими государствами завоеванные территории и установлен новый порядок международного взаимодействия - «Вестфальская система»[2].


Вестфальской системой запрещалось вмешательство во внутренние дела любого государства вне зависимости от того, какая религия исповедовалась ее гражданами. Произошло нормативное закрепление формы организации власти, как суверенное государство, более того был провозглашен принцип территориального суверенитета в межгосударственных отношениях.

Соответственно, государственный суверенитет стал рассматриваться как некая охрана государства от внешнего вмешательства[3].

В качестве логически вытекающего последствия выступает закрепление главной формы политической организации общества - национального государства, в этой связи основополагающим принципом европейского межгосударственного порядка является соблюдение национального суверенитета[4].

В случае появления национальных стран, осознание сущности государственного суверенитета коренным образом меняется, в частности появляется понимание того, что суверенитет должен распространяться на весь народ, который проживает в границах ограниченной государством территории. Исходя из этого, верховной государственной властью вызываются ассоциации с государством, а не с определенным правителем[5].

В дальнейшем понятием суверенитета находится свое закрепление в теории. Впервые было оформлено целостное учение о суверенитете французским философом и юристом Жан Боденом. Первое определение «суверенитета» им отражено в «Шести трактатах о республике» 1576 г., которым отмечается, что суверенитет выступает в качестве постоянной и абсолютной власти монарха.

Следовательно, Ж. Боденом отрицалось наличие всякой власти в стране, которая считалась выше власти монарха. Предложенная Ж. Боденом концепция суверенитета опиралась на идею верховенства светской власти. Такой подход во многом обусловливался историческими событиями, в частности, борьбой королей против самостоятельности крупных феодалов в пределах одного государства, а также стремление Папы Римского управлять королями.

Ж. Боденом было охарактеризовано явление суверенитета благодаря пяти свойствам: нормотворчеству, решению вопросов военного характера, назначению на государственные должности, осуществлению судебной функции в последней инстанции, помилованию[6].

После того, как Ж. Боденом была сформирована главная концепция суверенитета, последовало множество научных взглядов юристов и философов касаемо этого явления, которые в результате внесли существенный вклад в исследование государственного суверенитета как правовой категории.


Так, Гуго Гроцием считалось, что для того, чтобы достичь положительного эффекта от осуществления государственной власти, требуется совокупность свойств, главнейшим из которой выступает верховная суверенная власть. В качестве главных атрибутов государственной власти им считалось: нормотворчество в светской и религиозной сфере, правосудие, назначение кандидатов на государственную службу, сбор налоговых платежей, вопросы войны и мира, международное сотрудничество[7].

Известный немецкий юрист Г. Елинек определял суверенитет в качестве способности страны к исключительному правовому самоопределению. По его утверждению, лишь суверенным государством может в установленных или признанных им самим правовых границах совершенно свободно нормироваться содержание своей компетенции.

Следует также назвать и немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля, которым было сформировано такое понимание суверенитета, которое считается общепризнанным и в современном мире. Так, Гегелем предлагалось деление суверенитета на два элемента - внутренний и внешний[8].

Внутренний элемент заключен в том, что единая воля государства внутри страны, которая проявляется в принятии нормативных актов, выступает в качестве внутреннего государственного права (das innere Staatsrecht).

Внешний элемент (das auBere Staatsrecht) лежал в том, что названная государственная воля проявляется в случае международного взаимодействия.

Фактически, такое деление говорит о том, что суверенитет и государство представляют собой единую и неразделимую категорию[9].

Следовательно, на наш взгляд, можно отметить, что сущность и понимание государственного суверенитета систематически была видоизменена из-за меняющихся социальных, политических и экономических условий. В современном мире правовая наука не стоит на месте и продолжает теоретическую разработку этого направления.

Сущность суверенитета государства в современном праве

Суверенитет, как в настоящее время, так и в прошлые годы являлся одним из главных и неотъемлемых признаков независимого и самостоятельного государства, в том числе и России.

Суверенитет - это независимость и самостоятельность государства и государственной власти от внешнего влияния со стороны других государств.


В деле государственной и национальной безопасности любого государства первостепенную важность приобретают вопросы государственного суверенитета, в том числе они важны и для современной России. В Российской Федерации актуально стоит вопрос сохранения и дальнейшего развития государственного суверенитета.

Однако считаем, что прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о сохранении государственного суверенитета в условиях настоящей глобализации и изменений, происходящих в мире, необходимо определить само понятие «государственный суверенитет», поскольку существует много походов к его интерпретации.

Для определения государственного суверенитета и использования этого понятия в юридической практике необходимо уяснить понятие государства. Общепринято, что государство - это своего рода организация, располагающая специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные для всех лиц законы, и обладающая верховной политической властью на всей территории страны.

Главное назначение государства - управление обществом. Эффективность управления обществом зависит, прежде всего, от качества ведения внутренней и внешней политики. Для того, чтобы эти внутренние и внешние дела государства имели не зависящий от кого бы то ни было характер, они нуждаются в суверенитете, который выступает гарантией их неприкосновенности со стороны других стран.

Под суверенитетом, как правило, понимают верховенство государственной власти внутри самой страны и ее независимость от внешнего воздействия[10].

Парадоксально, но при имеющихся теоретических разработках в международном праве отсутствует формально-юридическое закрепление понятия суверенитета государства. Что касается научного определения государственного суверенитета, то большинство ученых в той или иной степени сходятся на следующем определении.

Суверенитет является неотъемлемым признаком государства, который определяется единым политическим содержанием, включающим в себя возможность верховной и независимой государственной власти, самостоятельно осуществлять свою волю и правление, закрепляя все основы суверенитета в законодательстве государства.

Суверенитет - это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами[11].

Официальное определение государственного суверенитета РФ содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении[12].