Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
Историческое развитие взглядов на понятие государственного суверенитета
Сущность суверенитета государства в современном праве
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Проблемы суверенитета государства в условиях глобализации
Следует заметить, что до настоящего времени в качестве самого уязвимого места российской государственности выступает ее многонациональный характер и, в первую очередь, национально-государственное устройство государства и многоконфессиональность России[47].
В кризисные моменты развития страны и общества, данные факторы особенно активно используются враждебными силами для того, чтобы подорвать суверенитет, территориальную целостность, национальную безопасность.
Утверждение об обратном - это аргумент пропаганды дружбы народов, который необходим только в стабильном периоде государства, как, к примеру, в «путинское время»[48].
Решение задач укрепления российской государственности и предотвращения вмешательства извне нуждается в мониторинге, анализе и экспертизе состояния всех компонентов и факторов, которые оказывают влияние на обеспечение национального суверенитета, выработки соответствующих подходов для проведения тотальной суверенной экспертизы[49].
По оценкам экспертов, в современных условиях актуальная повестка защиты суверенитета может быть составлена следующими неотложными проблемами:
- закрытием структур «глубинного государства», устранением их ставленников в федеральных и региональных органах власти, ЦБ, СМИ, крупнейших бизнес-структурах, общественных институтах;
- сменой политического курса, полным разворотом в сторону национальных интересов, взятием под полный контроль главных рычагов управления страной и обществом (организационно-концептуальные, общекультурные, информационные, финансово-экономические, силовые, политико-правовые, дипломатические);
- кардинальным оздоровлением информационного пространства государства, очищением его от фейковой (лживой) виртуальной информации, консолидацией информационных ресурсов государства и общества, изменением разрушительного вектора направленности российских СМИ на позитивный, оздоровительный, созидательный и мобилизационный характер подачи информации, координации информационной политики внутри государства и на зарубежной арене, переходом от информационной обороны к наступательной информационной стратегии;
- политической реабилитацией русского народа, уравниванием его в правах с титульными этносами национальных республик, иными ведущими этносами России, принятием неотложных мер по стимулированию демографического роста и продолжительности жизни населения и, в первую очередь, русско-славянского населения, «цементирующего» государство и общество;
- развитием самодостаточной и мобилизационной экономики, национализацией финансово-банковской области, переходом во внешних сношениях с иными государствами на расчеты в национальных валютах, принятием мер по модернизации государства, прорывом в новый технологический уклад, содействием возрождению отечественного предпринимательства;
- утверждением примата справедливости и права в политических, социальных и национальных взаимоотношениях между гражданами государства, ликвидацией политических, социально-экономических, культурных и иных преференций отдельным субъектам федерации[50].
Прекращением поощрения массовой миграции в Россию, отданием приоритета коренному населению государства в процессе устройства на работу, противодействием этнической преступности;
- консолидацией силовых структур, взятием под государственный и общественный контроль военизированных и охранных структур в отдельных национальных республиках, крупных коммерческих компаниях, ликвидацией силовых структур национальных диаспор.
Искоренением коррупционной системы, борьбой с коррупцией в ближайшем окружении исполнительной (президентской) власти;
- преодолением сословного характера формирования российских элит, развитием общедоступных «социальных лифтов» продвижения во власть, возрождением традиционных основ жизнеустройства, «местных» (региональных) укладов жизни, раскрепощением созидательной мобилизационной энергии граждан, всяческим поощрением инновационных инициатив и деловой предприимчивости людей;
- усилением роли Федерального Собрания РФ в формировании исполнительной власти, формированием органов власти снизу вверх в соответствии с мажоритарной системой, обеспечением равного доступа граждан к участию в избирательных компаниях, инициированием референдума по ключевым проблемам развития страны и общества в эпоху глобальных вызовов и угроз, имплементацией приоритетов национально-государственного и общественно-политического возрождения государства в Конституцию и национальное законодательство, политико-правовую практику;
- дальнейшим развитием внешнеполитической активности, оперативным реагированием на антироссийские демарши, действием на упреждению международных вызов развитие форм и методов общественной дипломатии, использованием арсенала «мягкой силы» в продвижении интересов государства на мировой арене[51].
Следовательно, на сегодняшний день в мировом сообществе стала демонстрироваться взаимозависимость стран, выраженная в силовом побуждении оппонента в области экономики и политики. Это проявлено в шероховатостях социально-экономических сфер конкурентов и вероятных противников, а также во внешнеэкономической области государства и его поведения на межнациональном уровне. Для недопущения дестабилизации и сохранения государственного суверенитета РФ необходимо совершенствование экономики государства, проведение реформы некоторых государственных органов и улучшение уровня жизни населения.
На наш взгляд, для недопущения десуверенизации государства, целесообразным является использование реально действующей системы, в состав которой будет включено, в первую очередь, нормативно-правовое регулирование на государственном уровне вопросов по обеспечению приемлемого уровня национальной безопасности не только с целью защиты от внешних угроз, а и от внутренних - борьба с организованной преступностью, с коррупцией, с терроризмом и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на наш взгляд, необходимо отметить, что термином суверенитета был пройден длительный путь развития, и к настоящему времени он выступает в качестве присущего государственной власти свойства верховенства внутри страны и качества независимости, самостоятельности государства в отношениях с другими государствами в процессе определения и осуществления своей внутренней и внешней политики.
Как видим из формулировки, современное определение суверенитета, в сравнении с самыми первыми попытками раскрыть его понятие, было превращено в довольно богатую по смыслу категорию юридических наук. А появлением народного и национального суверенитетов наполнился государственный суверенитет демократическим смыслом.
Темой суверенитета, наверное, никогда не будет утрачена своя актуальность, так как сепаратизм, борьба за власть, тяготение одних сообществ людей подчинить себе другие сообщества, межнациональные и международные конфликты с развитием цивилизации не исчезают, а лишь приобретают новые формы.
Особым значением суверенитет обладает для современной Российской Федерации. Выступая в качестве многонационального государства с федеративным устройством, не исключаются новые устремления субъектов федерации к их обособлению. Также не должны исключаться возможность посягательства на территориальную целостность России или вмешательство во внутригосударственные проблемы и внешнюю политику со стороны других государств.
Потому в качестве одной из главнейших задач в России на сегодняшний день выступает защита и укрепление ее суверенитета. Данные функции возлагаются на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ и выражены в повышении эффективности государственной власти, укреплении обороноспособности, экономическом развитии, укреплении законности и правопорядка, развитии науки и образования, реформировании здравоохранения, увеличении численности и уровня жизни населения.
Полагаем, что для того, чтобы укрепить государственный суверенитет, требуется повышение уровня патриотизма в государстве, недопущение межнациональных конфликтов, а также недопущение случаев фальсификации истории.
В качестве одного из главных базисов государственного суверенитета выступает экономический суверенитет. Если государством утрачивается экономический суверенитет, то она не в состоянии удержать и государственный. Потому создание экономически стабильного государства, представляет собой первоочередную задачу какого-либо государства. И у России с ее богатыми природными ресурсами есть все необходимое для его создания и для оказания отпора давлению на экономику страны.
Для недопущения десуверенизации государства, целесообразно использование реально действующей системы, в состав которой будет включено, в первую очередь, нормативно-правовое регулирование на государственном уровне вопросов по обеспечению приемлемого уровня национальной безопасности не только с целью защиты от внешних угроз, а и от внутренних - борьба с организованной преступностью, с коррупцией, с терроризмом и т. д. Такими внутренними факторами ослабляется государство, и как следствие, государственный суверенитет.
Во-вторых, проведение силовых, дипломатических, экономических, социальных, природоохранных, демографических, идеологических, культурных и патриотических мероприятий для повышения безопасности, уровня жизни, а также количества граждан РФ. Данными методами должны создаваться все условия для того, чтобы создать и поддержать Россию в качестве мировой державы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 19.06.2000, N 25, ст. 2728.
Учебная и специальная литература
- Бредихин А. Л. Исторические типы государственного суверенитета России / А. Л. Бредихин // История государства и права. 2016. № 19.
- Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография, 2012.
- Венгеров А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2017. - 608 c.
- Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 226 c.
- Глигич-Золотарева М. В. Государственный суверенитет vs. Новый глобальный порядок // Проблемы суверенности современной России. 2014.
- Головистикова А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.
- Добрынин Н. М. Государственный суверенитет в контексте последних тенденций глобализации: право или привилегия? // Государство и право. 2015. № 6.
- Енгибарян Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2016. - 576 c.
- Кожемякин Н.В. Государственный суверенитет в системе международного права//Евразийский юридический журнал № 11(90) 2015.
- Конуров А. И. Угрозы государственному суверенитету в условиях глобальной политической системы // Электронный научный журнал проблемы безопасности. — 2014. — № 2.
- Красинский В. В. Теоретическое обоснование ограничения государственного суверенитета и его реализация в современной практике межгосударственных отношений / В. В. Красинский // История государства и права. 2016. № 11.
- Крылова И. А. Проблема суверенитета современной России // Проблемы суверенности современной России. — 2014.
- Летушева Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2016. - 208 c.
- Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - 744 с.
- Носов С.И. Суверенитет государства в условиях глобализации: новые угрозы и вызовы // Право и образование. – 2015. – № 3.
- Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. - М.: "ЮРКОМПАНИ", 2014. - 328 с.
- Пастухова Н. Б. Государственный суверенитет: история и современность. — М., 2014.
- Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. - М.: Юридическая литература, 2017. - 520 c.
- Токарев А. С. Национально-государственная идентичность как составляющая государственного суверенитета // Социально-политические науки. - 2014. - № 1.
-
Бредихин А. Л. Исторические типы государственного суверенитета России / А. Л. Бредихин // История государства и права. 2016. № 19. - С. 3. ↑
-
Летушева Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2016. - С. 64. ↑
-
Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - С. 144-145. ↑
-
Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. - М.: "ЮРКОМПАНИ", 2014. - С.77. ↑
-
Летушева Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2016. - С. 78. ↑
-
Пастухова Н. Б. Государственный суверенитет: история и современность. — М., 2014. - С. 52. ↑
-
Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. - М.: "ЮРКОМПАНИ", 2014. - С. 14-15. ↑
-
Токарев А. С. Национально-государственная идентичность как составляющая государственного суверенитета // Социально-политические науки. - 2014. - № 1. - С. 74. ↑
-
Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. -С. 315. ↑
-
Авакьян С.А.Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. 1. Изд-во: Норма. 2017.- С. 311. ↑
-
Глигич-Золотарева М. В. Государственный суверенитет vs. Новый глобальный порядок // Проблемы суверенности современной России. 2014. - С. 92. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 19.06.2000, N 25, ст. 2728. ↑
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. ↑
-
Бредихин А. Л. Исторические типы государственного суверенитета России / А. Л. Бредихин // История государства и права. 2016. № 19. - С. 4. ↑
-
Венгеров А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2017. - С. 366. ↑
-
Красинский В. В. Теоретическое обоснование ограничения государственного суверенитета и его реализация в современной практике межгосударственных отношений / В. В. Красинский // История государства и права. 2016. № 11. - С. 20. ↑
-
Енгибарян Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2016. - С. 312. ↑
-
Кожемякин Н.В. Государственный суверенитет в системе международного права//Евразийский юридический журнал № 11(90) 2015. - С. 39-40. ↑
-
Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография, 2012. - С.8. ↑
-
Головистикова А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - С. 389. ↑
-
Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - С. 140. ↑
-
Венгеров А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2017. - С. 341. ↑
-
Головистикова А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - С. 402-403. ↑
-
Добрынин Н. М. Государственный суверенитет в контексте последних тенденций глобализации: право или привилегия? // Государство и право. 2015. № 6. - С. 41. ↑
-
Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - С. 311. ↑
-
Крылова И. А. Проблема суверенитета современной России // Проблемы суверенности современной России. — 2014. - С. 254. ↑
-
Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. - М.: Юридическая литература, 2017. -С. 171. ↑
-
Красинский В. В. Теоретическое обоснование ограничения государственного суверенитета и его реализация в современной практике межгосударственных отношений / В. В. Красинский // История государства и права. 2016. № 11. - С. 21. ↑
-
Кожемякин Н.В. Государственный суверенитет в системе международного права//Евразийский юридический журнал № 11(90) 2015. - С. 42. ↑
-
Носов С.И. Суверенитет государства в условиях глобализации: новые угрозы и вызовы // Право и образование. – 2015. – № 3. - С. 101. ↑
-
Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - С. 157. ↑
-
Конуров А. И. Угрозы государственному суверенитету в условиях глобальной политической системы // Электронный научный журнал проблемы безопасности. — 2014. — № 2. - С. 6. ↑
-
Летушева Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2016. - С. 83. ↑
-
Добрынин Н. М. Государственный суверенитет в контексте последних тенденций глобализации: право или привилегия? // Государство и право. 2015. № 6. - С. 46. ↑
-
Носов С.И. Суверенитет государства в условиях глобализации: новые угрозы и вызовы // Право и образование. – 2015. – № 3. - С. 105. ↑
-
Глигич-Золотарева М. В. Государственный суверенитет vs. Новый глобальный порядок // Проблемы суверенности современной России. 2014. - С. 93-94. ↑
-
Енгибарян Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2016. - С. 321. ↑
-
Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - С. 161. ↑
-
Енгибарян Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2016. - С. 317-318. ↑
-
Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - С. 322. ↑
-
Пастухова Н. Б. Государственный суверенитет: история и современность. — М., 2014. - С. 56. ↑
-
Крылова И. А. Проблема суверенитета современной России // Проблемы суверенности современной России. — 2014. - С. 257. ↑
-
Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. - М.: Юридическая литература, 2017. -С. 188-189. ↑
-
Венгеров А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2017. - С. 352. ↑
-
Добрынин Н. М. Государственный суверенитет в контексте последних тенденций глобализации: право или привилегия? // Государство и право. 2015. № 6. - С. 44. ↑
-
Глигич-Золотарева М. В. Государственный суверенитет vs. Новый глобальный порядок // Проблемы суверенности современной России. 2014. - С. 96. ↑
-
Летушева Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2016. - С. 85. ↑
-
Токарев А. С. Национально-государственная идентичность как составляющая государственного суверенитета // Социально-политические науки. - 2014. - № 1. - С. 78-79. ↑
-
Крылова И. А. Проблема суверенитета современной России // Проблемы суверенности современной России. — 2014. - С. 256. ↑
-
Красинский В. В. Теоретическое обоснование ограничения государственного суверенитета и его реализация в современной практике межгосударственных отношений / В. В. Красинский // История государства и права. 2016. № 11. - С. 23. ↑
-
Носов С.И. Суверенитет государства в условиях глобализации: новые угрозы и вызовы // Право и образование. – 2015. – № 3. - С. 103–104. ↑