Файл: Понятие и границы суверенитета государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ни одна страна в мире не является самодостаточным «островом», способным существовать и развиваться без чьей-либо помощи, поэтому с давних времен, государства начали налаживать контакт друг с другом, объединяться, заключать сделки, договоры, а позднее, и международные нормативно-правовые акты.

Сейчас процесс глобализации позволил странам сблизиться как никогда, настолько, что позволяет вмешиваться в дела государства, ущемлять ее суверенитет[31].

Более других в процессах глобализации заинтересованы:

- во-первых, наиболее развитые в экономическом отношении страны;

- во-вторых, транснациональные корпорации (далее - ТНК), деятельность которых распространяется на огромные территории и все больше приобретает глобальный характер;

- в-третьих, различные международные организации[32].

Глобализация, если так можно выразиться, покушается на верховенство и независимость государственной власти, создавая новые субъекты международного права и мировой политики, которые обладают огромными финансовыми, информационными, политическими, технологическими, силовыми и иными возможностями и вследствие чего по своему значению и влиянию стоят выше отдельно взятого государства, другими словами создает наднациональные единицы.

Данные субъекты в силу своего положения на мировой арене «принимают на себя» часть государственного суверенитета, и могут влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства[33].

Верховная власть государств уже не может претендовать на абсолютное верховенство в пределах своей территории. Сфера ее господства сужается не только в экономической, но и в политической области. Изменяются факторы и условия, определяющие реальную самостоятельность государства в формировании и реализации своей внутренней и внешней политики[34].

Таким образом, невмешательство в дела любого государства, как одно из основных положений государственного суверенитета, постепенно отходит на второй план под действием глобализации, и государственные проблемы становятся предметом забот международного сообщества.

Говоря о суверенитете Российской Федерации, стоит отметить, что достаточно давно стало ясно, что самостоятельная и сильная Россия никому на Западе не нужна. Представляя собой мощную в экономическом, военном и политическом плане страну, Россия является конкурентом и потенциальной угрозой для многих мировых держав, поэтому этими странами использовались любые попытки ослабить Россию.


Сейчас в результате глобализации, всемирного объединения стран, появляются новые возможности для ограничения влияния России на мировой арене, путем ограничения государственного суверенитета[35].

Существуют различные способы поражения государственного суверенитета. Важнейшим из несиловых способов десуверенизации является распространение космополитизма. Так, человек, считающий себя гражданином мира, перестает отождествлять себя со своим государством, теряется чувство патриотизма и для него мировые проблемы становятся приоритетней, чем государственные, что в некоторых случаях не является правильным[36].

Также еще одной угрозой государственному суверенитету может послужить политика сепаратизма и национализма. Распад государства или отделение от него части его территории означают либо полное исчезновение его суверенитета, либо уменьшение пространства, охватываемого им.

И хотя при этом территория попадает под власть других суверенов, сам факт нарушения территориальной целостности с неизбежностью ставит в общем вопрос о способности современного государства контролировать свою территорию, что лежит в основе суверенитета[37].

В качестве еще одной угрозы национальному суверенитету можно рассматривать усиление роли ТНК на международной арене.

Сегодня такие корпорации имеют экстерриториальный характер, действуют на огромной территории, распространяют свое производство в новых странах, чаще всего находящихся на периферии капитализма, прибыль ТНК превышает доход некоторый государств, и постепенно усиливая свою власть, начинают влиять на мировой порядок, в результате деятельности ТНК появляются новые мировые центры политического и экономического влияния[38].

Следует также указать еще один фактор, влияющий на суверенитет РФ, - самоограничение суверенитета. Так РФ ратифицируя и имплементируя какой-либо международно-правовой акт или договор, принимает на себя международные обязательства и ограничивает себя в осуществлении некоторых прав, что по своей сути является ограничением суверенитета.

Сейчас в условиях глобализации, в силу соблюдения международных правовых актов и договоров мы, по сути, открыли двери любому вмешательству во внутренние дела государства со стороны международного сообщества.

Так многие международные организации (ООН, НАТО, ОБСЕ, ПАСЕ и др.) давно уже постулировали на доктринальном уровне, что контроль над внутренними делами государств, включая вопросы демократии и прав человека, должен находиться в сфере влияния международного сообщества[39].


Считаем необходимым обратить внимание на неполноту государственного суверенитета РФ. Государственный суверенитет состоит из 5 составляющих: признание международным сообществом территории страны, флаг, герб и гимн; дипломатический суверенитет; военный суверенитет; экономический суверенитет; культурный суверенитет.

По нашему мнению, на данный момент в России из вышесказанных пунктов полноценно выполняется только первый. Дипломатический и культурный суверенитеты остаются частичными, так как в дипломатических отношениях России приходится считаться с другими политическими силами. Говоря о культурном суверенитете, Российская культура для части населения остаётся не авторитетной, но эта проблема на данный момент решается прививанием патриотизма. Военный суверенитет в нынешней геополитической ситуации начинает восстанавливаться и показывает свою силу в настоящее время в Сирии. Он заключается в самой боеспособности армии государства. Нужно отметить, что экономического суверенитета в Российской Федерации нет. В качестве доказательства можно привести зависимость Российской экономики от стоимости нефти. В настоящее время на фоне искусственного снижения цены на нефть экономика РФ фактически находится в кризисе.

Некоторые из перечисленных факторов взаимосвязаны, в политической деятельности всегда считаются с реальными фактами, а именно с военной силой и сильной экономикой. Но так как у России полностью отсутствует самостоятельная развитая экономика – государственный суверенитет РФ нельзя назвать полноценным.

На наш взгляд, сегодня полностью сохранить абсолютный суверенитет государства, предусмотренный Вестфальским миром, не представляется возможным, поскольку все же часть его необходимо передать в ведение наднациональных субъектов, имеющих в качестве целей недопущение войн, мировое сотрудничество и развитие (к примеру, Организация Объединенных Наций).

Передача части суверенитета государства является объективной необходимостью, так как процесс глобализации как новая ступень развития человечества способствует этому. Однако в целях безопасности нашего государства, и устойчивому положению России на вершинах мировой политики, стоит сохранить оптимально высокий уровень государственного суверенитета.

В условиях глобализации лишь немногие страны могут обладать самой возможностью иметь суверенитет (причем не формально-юридический, а реальный).

На протяжении многих веков Россия относилась к числу именно таких стран, хотя ныне в мире их единицы. Дело в том, что безопасность, независимость и сама целостность таких крупных стран как Россия, Китай и США не могут быть обеспечены никем, кроме них самих. Небольшие и средние страны могут сохранить свой суверенитет лишь под защитой стран-гигантов. А удел России - самой обеспечивать свой суверенитет.


2.2. Основные направления защиты суверенитета государства

Современные проблемы защиты суверенитета и предотвращения вмешательства извне лежат в сфере исторической практики суверенизации государства. Как известно, в тысячелетней истории России немало длительных периодов времени нахождения государства и общества под большим или меньшим уровнем влияния извне.

В российской истории существует множество примеров засилья во власти ставленников внешних сил, марионеток - чужестранцев, различного рода проходимцев, которые руководствовались корыстными, а не национальными интересами[40].

Российская государственная модель экстенсивного развития непосредственно была основана на жесткой эксплуатации однородного большинства в лице русско-славянского населения, его дискриминации, ущемлении прав и отчуждении от власти.

Следовательно, российское имперское государство изначально было построено на интернациональной основе, когда представители политических элит, выступая в качестве выходцев из «национальных окраин» и зарубежных государств, в первую очередь ориентировались на внешние интересы[41].

Исторической традицией формирования российской элиты на основе чужестранных элементов было вызвано то, что природой власти в России был приобретен антинародный, в сущности, характер, который противоречит интересам автохтонных этносов государства.

Со временем социальной в качестве опоры антинациональных режимов выступили сообщества диаспор, элиты национальных государственных образований, представители творческой интеллигенции и коррупционных сетей, сторонники западных разрушительных ценностей, в первую очередь, в российских мегаполисах, религиозные меньшинства, миграционная среда и др.

Несмотря на такое положение дел в тяжелые времена испытаний для страны, в частности в годы войн, властями государства делалась ставка преимущественно на однородное русско-славянское большинство.

Впоследствии, в годы «холодной войны» и «перестройки» в первую очередь из числа чужеродных элементов во влиятельных российских кругах была сформирована разветвленная сеть агентуры внешнего влияния, которой было получено в наши дни название «глубинное государство»[42].


В современном мире его представители, которые так и не обрели этнополитическое родство с российской глубинкой, остаются проводниками иностранного вмешательства во внутренние дела государства, активно выступают против дальнейшей суверенизации государства, курса российского президента на укрепление государственности, территориальной целостности и национальной безопасности.

В своей деятельности ими в тесной координации с силами внешнего давления на РФ главный акцент делается на борьбу с какими-либо проявлениями русско-славянского влияния и сопротивления в государстве[43].

Несмотря на то, что в современной России «русская тема» находится под негласным запретом властей, она выступает в качестве главного направления целенаправленных нападок извне.

Неслучайно, в качестве косвенного свидетельства русофобского характера вмешательства во внутренние дела РФ извне выступает факт того, что западными оппонентами ведется забор биологического материала у представителей русско-славянского населения с целью создать генетическое оружие для нейтрализации основных сил сопротивления на пути покорения одной седьмой части суши[44].

Между тем, в современных условиях количественные и качественные показатели основного демографического ресурса государства, на протяжении столетий обеспечивающего выживание и самосохранение государства и общества, консолидацию граждан различных национальностей и верований, мобилизацию их на решение стратегических задач дальнейшего развития, стремительно снижаются[45].

В современном мире численность русско-славянского населения было снижена до 60 процентов, при метафизической норме не менее 66,6% от общей численности.

Фактически разрушенным оказался главнейший источник самосохранения геодемографического ядра - русская деревня, хранительница морали, нравственности и духовности, традиционного уклада жизни, цементирующих духовные и материальные скрепы государственности и общества, определяющего перспективы возрождения и дальнейшего развития страны. Оставляют желать лучшего иные демографические показатели русского народа и других автохтонных этносов[46].

Ситуация осложнена тем, что нынешнего количества населения государства, в том числе однородного состава, в пределах 146 миллионов человек явно не хватает для контроля одной седьмой части суши, чем представляется угроза подрыва территориальной целостности Российской Федерации.