Файл: Цель и задачи налогового учета ( Теоретико-методологические основы организации налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УСН применяется на добровольном основании – уведомлении, подаваемом в ИФНС, т. е. сообщение об использовании спецрежима, тогда как в других режимах предусмотрена подача заявления, которое будет рассматриваться инспекторами.

Единицы малого бизнеса четко попадают в границы пользования системой:

  • число трудящихся – не больше 100 человек (этот предел совпадает с пределом для малых предприятий);
  • оценка основных средств в остатке по итогам года – 150 миллионов рублей;
  • доходы за отчетные периоды – не больше 150 миллионов рублей;
  • доходы за 9 месяцев – не больше 112,5 миллионов рублей.

Даже увеличенные лимиты позволяют малым предпринимателям применять УСН, если они:

  • не имеют представительства/филиалы;
  • не работают на рынке ценных бумаг;
  • не реализовываются через банки, страховые фирмы и ломбардные учреждения;
  • не производят подакцизную продукцию;
  • и т. д. по статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

Важным условием является доля участия в деятельности других представителей рынка – не больше 1/4. Предприниматель также самостоятельно избирает объект налогообложения – доходы либо прибыль (доходы, из которых вычтены расходы).

В данном случае имеются следующие закономерности:

  • если траты бизнесмена сложно собрать в бухгалтерской документации в виде доказательств, а доходы больше их на 60%, то предпринимателю выгоднее работать с объектов «доходы»;
  • когда расходы больше доходов на 60%, а их документальное доказательство непроблематично, то для предпринимателей более оптимален второй объект.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел соответствующие ставки – 6 и 15%. В пределах этих размеров представительные органы власти регионов вправе устанавливать собственные ставки. Также налогоплательщики ведут книгу учета и подают декларацию в установленный срок.

Таким образом, УСН – это удобная и легкая система налогообложения. В частности эта система весьма удобна в плане объекта доходов, уменьшенных на расходы, и напоминает форму налога на прибыль – фундаментального платежа для юридических лиц.

Проблемой в УСН является поведение субъектов бизнеса, которые хотят оставаться на системе, даже когда в силу растущих оборотов не могут соответствовать установленным ограничениям. В такой ситуации предприниматели начинают делить свой бизнес на несколько юридических лиц и ИП, что ведет к сложностям управления, администрирования, заключения сделок, снижению трудовой эффективности персонала, риску оказаться в числе обвиняемых органами ФНС в уклонении от уплаты налогов[10]. Другими проблемами для налогоплательщиков является доказательство целесообразности и обоснованности нормы расходов. Также неудобны правила регистрации и прекращения учета в качестве плательщика УСН – предприниматель узнает об изменившемся статусе и переходе на ОСНО поздно. Существуют и другие трудности использования режима.


ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Применение единого налога на вмененный доход до введения патентной системы носило принудительный характер, если осуществляемая деятельность попадала в виды хозяйствования по данному платежу.

После появления патента налогоплательщиков наделили правом выбирать между двумя спецрежимами. При этом еще в 2012 году было отмечено, что ЕВНД будет упразднен. Однако он действует до сих пор.

Отличием системы ЕНВД является объект обложения – вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Для предпринимателей, получающих доходы, превышающие законодательные значения, применение системы определенно выгодно. Но лица, не имеющие стабильно высоких или средних доходов, могут потерпеть убытки, так как отнесение какие-то операций к расходам или отражение реального дохода в режиме не предусмотрены.

Элементы режим: отчитываться необходимо каждый квартал – сдавая декларацию и уплачивая сумму налога. Размер ставки составляет 15%.

Внедряя ЕНВД в налоговую систему России, законодатели хотели включить в общую всероссийскую налоговую базу предпринимателей, которые ввиду специфики работы способны уклоняться от уплаты налогов и занижать базу, а мониторинг за такими налогоплательщиками требует затрат и времени, не оправдывающих взимаемые при этом суммы.

Среди проблем режима стоит отметить противоречие концепции ЕНВД как простейшей и удобной системы для небольших предпринимателей с одновременной обязанностью вести раздельный учет – трудоемкую и сложную работу.

ПСН. Самым молодым спецрежимом является система патента. К особенностям патентной системы относится очень узкий круг субъектов – работать на спецрежиме могут только единичные индивидуальные предприниматели. Юридические лица не входят в число субъектов ПСН.

Но даже индивидуальным предпринимателям необходимо соответствовать узким требованиям главы 26.5 НК РФ:

  • число сотрудников — не больше 15;
  • отсутствие в бизнесе соглашений о совместительстве;
  • доход за налоговый период не переходит за границу 1 миллиона рублей (субъекты России вправе увеличивать лимит в 3, 5 или 10 раз).

Для функционирования на ПСН предприниматели подают в ИФНС заявление о переходе на новый режим и получают в ответ патент – основание применения.

Как с ЕВНД, в патенте выбран специфический объект – потенциальный годовой доход, т. е. потенциальная базовая доходность лица от осуществляемой им деятельности. Но, в отличие от того же ЕНВД, при формировании налоговой базы не учитывается физический показатель – площадь, мощность, вес и т. д. База тождественна годовому доходу в рублях.


Также на патентной системе установлена более сложная система периодов. Максимальный период – календарный год. Минимальный период – один месяц. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление. Отметим, при досрочном прекращении работы с патентом это учитывает налоговыми органами.

Общий тариф для всех видов хозяйствования – 6%. Существует также ставка 0% для ИП, занятых в развивающих экономику и социальную среду видах хозяйствования.

Перечисление патентного налога в казну осуществляется:

  1. Если патент получен на полгода и меньше – в полном размере суммы уплачивается не позднее истечения срока действия патента.
  2. Если патент получен на полгода и больше:
  • 1/3 суммы налога перечисляется не позднее 90 календарных дней со дня применения патента;
  • 2/3 суммы налога перечисляются не позднее истечения срока действия патента.

Единичные предприниматели освобождены от обязанности подавать декларационное заявление в налоговую инспекцию, но отчитываются по книге учета.

Проблема данного спецрежима в первую очередь связана с порядком расчета. Учитывая непредсказуемость бизнеса и различные экономические риски, предпринимателям не нравится уплата налога авансом, так как невозможно предугадать будущие доходы и расходы, внеплановые события и т. п.

Также строгие и узкие границы по числу работников и оборотам делают систему недоступной для многих ИП, а для тех, кто включается в субъекты ПСН, не всегда легко соответствовать внутренним лимитам по каждому виду деятельности – например, площадь зала не больше 50 метров в квадрате. Также число видов деятельности не вбирает в себя все существующие формы хозяйствования ИП, и им приходится рассматривать другие режимы налогообложения.

Необходимость ежегодно получать новый патент и отдельный документ на каждый вид деятельности увеличивает административную нагрузку на бизнесменов, как и на самих налоговых инспекциях.

Однако все перечисленные проблемы касаются правовых норм и с помощью соответствующих поправок постепенно должны решиться.

Общая система. Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением – например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности – по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы[11]. Чаще всего предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.


Под общим режимом понимают совокупность налогов и сборов установленную Налоговым кодексом РФ и иными Федеральными законами и подлежащую к уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. Этот режим выбирается организациями, планирующими высокий уровень доходности, выставление партнера счет - фактур с тем, чтобы они могли принять «входящий НДС».

Выбрав этот режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно выполнить требование Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[12], всех Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ)[13], вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов. На предприятие так же возлагается ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее внешним заинтересованным пользователям.

Таким образом, при применении общей системы налогообложения объектами налогового учета могут быть прибыль, полученная по итогам отчетного (налогового) периода, операции по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и т.д.[14] В рамках упрощенной системы налогообложения – это доходы и расходы организации.

В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

В целом, специальные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, имеют ряд единых специфических особенностей:

  • четкие ограничения по сфере деятельности;
  • лимит по совокупному объему дохода или таковому от каждого вида деятельности;
  • использование лишь для индивидуальных предпринимателей (с численностью работников не более 15) или небольших компаний (менее 100 сотрудников);
  • невозможность совмещения специальных налоговых режимов друг с другом;
  • существенная зависимость ставок и условий от регионального налогового законодательства;
  • возможность выбора между обложением дохода либо чистой прибыли (разницы дохода и расхода).

Отметим, характер, ставка и особые условия уплаты налога зависят от выбора режима (общего или одной из разновидностей специального).

Применение специальных режимов призвано поддержать малое предпринимательство, упростить их бухгалтерский и налоговый учет и снизить налоговое бремя[15].

Отметим, налоговая политика Российской Федерации весьма лояльна в отношении субъектов малого бизнеса. Однако вопрос налогообложения предприятий двусторонний, с одной стороны – предприятия, старающиеся как можно больше снизить налоговую нагрузку, с другой – государство, вернее государственный бюджет, от поступлений в который зависит общественное благосостояние.


Проблема оптимизации налоговой нагрузки никогда не теряет своей актуальности, вне зависимости от вида деятельности, эффективности функционирования, организационно-правовой формы и режима налогообложения, общего или упрощенного, налоговое бремя порой непосильно для предприятий[16]. Отсюда возникает задолженность юридических лиц перед федеральной налоговой службой по налогам и сборам. Несвоевременная уплата по обязательствам грозит предприятию потерей ликвидности и риском неплатежеспособности. Для того, чтобы предприятия не испытывали трудностей по уплате налогов, государству необходимо сформировать такую налоговую политику, которая бы позволила предпринимателям не принимать на себя и свою деятельность лишних рисков.

Глава 2 Экономическая сущность налогового учета, его цели и задачи

2.1 Цели и задачи налогового учета на предприятии

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние;

2) внутренние.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.