Файл: Цель и задачи налогового учета ( Теоретико-методологические основы организации налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

При организации налогового учета руководству необходимо учитывать:

  • Необходимость деления всех хозяйственных операций исходя из критериев возможности их идентификации как операций, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, при чем такое разделение обязательно для учета как доходов, так и расходов;
  • Перечень необходимых первичных документов и реквизитов в них, что формируют соответствующий документооборот. Так, Закон РФ № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» предусматривал обязательность заполнения и получения налоговых накладных, удостоверяющих факт начисления (уплаты) НДС в процессе поставки товаров (услуг) (утратил силу)[30];
  • Перечень необходимых учетных регистров. Так, Закон «О налогообложении прибыли предприятий и организаций», в частности, предусматривает необходимость ведения учетных регистров по начислению амортизации и расчета балансовой стоимости основных фондов, а также прироста (убыли) товарно-материальных запасов[31];
  • Организационно-правовые принципы создания предприятия, в частности это особенно важно для тех предприятий, которые имеют достаточно разветвленную сеть филиалов или структурных подразделений.
  • Степень детализации учета, при этом минимальная детализация уже предусмотрена законодательно-нормативными актами, в частности  предусмотрена необходимость детализации учетной информации о налоговых обязательствах и кредитах, исходя из:
  • группирования операций на облагаемые и необлагаемые НДС;
  • определения места предоставления товаров (услуг): в пределах или за пределами РФ;

Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учёта обеспечивали возможность:

  • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
  • систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
  • формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В настоящее время предусмотрена необходимость группировки учетных сведений по:

  • Видами деятельности (например, приобретение корпоративных прав, движение необоротных активов, движение материальных запасов, торговля долговыми обязательствами, ВЭД, страхование и т.д.);
  • Видам активов, участвующих в хозяйственных операциях (например, основных фондов, запасов, долговых обязательств, ценных бумаг и т.д.);
  • Группами лиц, которые являются сторонами в хозяйственных операциях (например, связанные лица, нерезиденты);
  • Способами расчетов (например, с использованием национальной или иностранной валюты, векселей, товаров и т. п);

Таким образом, система налогообложения является важным элементом формирования финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования и существенным фактором, влияющим на хозяйственную деятельность предприятий. Обязательным условием эффективной реализации системы налогообложения на уровне субъекта хозяйственной деятельности должна быть информационная база, которая позволяет исчислять налоговые обязательства и осуществлять контроль за своевременностью уплаты налогов субъектом налогообложения так и государственными контролирующими органами.

Важное значение при решении этой задачи принадлежит автоматизации учета, что значительно расширяет его возможности и повышает качество работы бухгалтеров. При всем разнообразии программных продуктов, предлагаемых сегодня на рынке, решение по автоматизированной системе налогового учета необходимо принимать исходя из конкретных потребностей и возможностей программного обеспечения[32]. Автоматизированная система налогового учета будет способствовать сокращению затрат времени на подготовку необходимой документации и позволит избежать ряда технических ошибок.

В частности, отметим – налоговая отчётность выступает показателем эффективности организации налогового учёта.

В налоговом законодательстве предусмотрено обязательное представление налоговой декларации независимо от наличия (отсутствия) налоговых обязательств у налогоплательщика. Предприятие имеет право выбрать один из трех порядков представления налоговой декларации: лично; почтой; в электронном виде.

Для основной части первичных документов установлен срок хранения в три года при условии проведения проверки налоговыми органами за период, к которому относятся документы. Если проверка не была проведена, то этот срок увеличивается до окончания проверки.


Преднамеренное уничтожение документов, наказывается штрафом или ограничением свободы.

Если предприятие правомерно уничтожило документы, в которых истек срок хранения, то налоговые органы не могут заявить о том, что валовые расходы предприятия соответствующего периода подтверждены.

2.3 Принципы и модели налогового учета

Налоговое законодательство предполагает, что налогоплательщики самостоятельно строят систему налогового учета, руководствуясь определенными принципами. Перечислим их.

Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета. Имеется в виду, что выбранные налогоплательщиком способы и методы ведения налогового учета применяются последовательно от одного налогового периода к другому (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Вместе с тем законодатель установил случаи внесения изменений в учетную политику. Это изменение законодательства о налогах и сборах или изменение применяемых методов учета, а также появление новых видов деятельности. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений законодательных норм (абз. 8, 9 ст. 313 НК РФ). Поскольку законодательно не установлено, когда принимается решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в случае появления новых видов деятельности, то логично предположить, что таким моментом является начало осуществления этих видов деятельности (примечание автора).

Принцип непрерывности деятельности налогоплательщика. Так, в абз. 3 ст. 314 НК РФ указано, что формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

Принцип денежного измерения объектов налогового учета. При определении доходов и расходов налогоплательщика законодатель исходит из того, что они должны быть выражены в денежной форме (п. 1 ст. 41, п. 2 ст. 249, абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Принцип имущественной обособленности организации. Имеется в виду, что имущество организации учитывается отдельно от имущества ее собственников и работников этой организации. Этот принцип вытекает из определения юридического лица, данного в пункте 1 статьи 48 ГК РФ[33]. Напомним, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).


Принцип признания доходов и расходов исходя из выбранного налогоплательщиком метода. В условиях метода начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом периоде), в котором они имели место, независимо от момента оплаты (денежными средствами, имуществом, имущественными правами) (ст. 271, 272 НК РФ). В бухгалтерском учете – это принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В условиях кассового метода, наоборот, решающей при определении доходов и расходов для целей налогообложения является дата фактического поступления (выплаты) денежных средств (имущества, имущественных прав) (ст. 273 НК РФ). Следует отметить, что применение кассового метода весьма ограничено, поэтому многие авторы, определяя принципы налогового учета, в основном исходят из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления).

Принцип равномерности признания доходов и расходов (в отношении доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам) (п. 2 ст. 271, абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Основные модели налогового учета предложены законодателем в ст. 313 НК РФ.

Первая модель предусматривает автономное ведение налогового учета, то есть параллельно с бухгалтерским учетом (применяются самостоятельные регистры налогового учета). При использовании этой модели в организации создается самостоятельное подразделение налогового учета, в котором работают специалисты в области налогообложения. Безусловно, это достаточно затратная модель, которую могут себе позволить только крупные организации.

В условиях этой модели каждая хозяйственная операция отражается дважды: в бухгалтерии – в регистрах бухгалтерского учета; в отделе налогового учета – в аналитических налоговых регистрах. При этом в аналитических налоговых регистрах отражается только та информация, которая учитывается для целей налогообложения. Таким образом, в условиях этой модели налогоплательщик определяет налоговую базу и исчисляет налог непосредственно на основании данных налоговых регистров, показатели которых формируются в соответствии с требованиями НК РФ. Следует отметить, что это является безусловным достоинством автономной модели ведения налогового учета.

Иными словами, бухгалтерский и налоговый учет ведутся независимо друг от друга, то есть параллельно. Общим для этих видов учета являются только первичные учетные документы.

Вторая модель предполагает ведение налогового учета в системе бухгалтерского учета. Данная модель в условиях среднего и мелкого бизнеса является самой востребованной, поскольку позволяет достаточно рационально, с наименьшими затратами, вести одновременно и бухгалтерский, и налоговый учет.


При использовании второй модели можно выделить два варианта построения налогового учета. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится достаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, то отдельные регистры налогового учета создавать и вести не нужно (первый вариант).

Если же такой информации недостаточно, то налогоплательщики вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (второй вариант). В условиях этого варианта налогового учета необходимо выделить:

  • объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. По таким объектам достаточной для целей налогообложения будет считаться информация, содержащаяся в бухгалтерских регистрах;
  • объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета не совпадают, а также объекты учета, по которым составление отдельных аналитических налоговых регистров является обязательным в соответствии с налоговым законодательством (например, при учете финансового результата от реализации амортизируемого имущества, имущественных прав и др.). Для таких объектов следует разработать специальные налоговые регистры и установить порядок использования информации бухгалтерского учета в целях налогового[34].

Порядок ведения налогового учета в условии выбранной модели устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (на практике предпочтительным, является составление отдельного приказа, утверждающего учетную политику для целей налогообложения). Это связано с тем, что в налоговое законодательство, по сравнению с бухгалтерским, намного чаще вносятся изменения.

Другими словами, каждый налогоплательщик выбирает из различных вариантов учета, предложенных налоговым законодательством, те, что будут применяться в его организации.

Заключение

Обобщив все вышесказанное, мы сделали ряд выводов:

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации

В системе налогового учета выделают три основные функции: фискальная; информационная; контрольная.