Файл: Цель и задачи налогового учета ( Теоретико-методологические основы организации налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность проблемы.

В процессе осуществления деятельности любой страны налоговая система занимает одну из главенствующих ролей, поскольку обеспечивает формирование государственного бюджета из сумм поступающих налогов. В свою очередь, одним из важных инструментов налоговой системы является налоговый учет, посредством которого налогоплательщики определяют величину налогов, подлежащих уплате.

Налоговая политика представляет собой комплекс правовых решений органов власти и направлена на применение законов и подзаконных актов в сфере налогообложения. Налоговая политика выступает, как часть общей финансовой политики.

В настоящее время, сложность формирования налоговой отчетности заключается в определенных проблемах расчета налоговых баз, выбора действующих для организации ставок, налоговых периодов.

Степень разработанности темы.

Теоретические исследования в вопросе налогового учета проводились отечественными учеными, как в области теории бухгалтерского учета, так и в области налогообложения и фискальной политики. Определенные заслуги в систематизации концептуальных положений о налоговом учете в России принадлежат Н.Л. Вещуновой, В.Я. Кожинову, Н.П. Кондракову, И.А. Мельникову, Г.А. Николаевой, В.В. Патрову, М.А. Рябовой, В.М. Швецкой, Л.Ф. Фоминой и другим.

Анализ работ зарубежных и отечественных специалистов в области ведения налогового учета показал, что на сегодня отсутствует единый подход к определению основных понятий, состава и содержания налогового учета, а также его функций и принципов внедрения на предприятиях.

Целью исследования является анализ целей и задач налогового учета в Российской Федерации.

Предметом исследования является цели и задачи налогового учета.

В качестве объектов исследования выступил налоговый учет.

Для достижения поставленной цели при выполнении исследования необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие налогового учета;
  • рассмотреть налоговые режимы;
  • выделить цели и задачи налогового учета на предприятии;
  • проанализировать организацию налогового учета на предприятии;
  • определить принципы и модели налогового учета.

Теоретико-методологическая основа. В исследовании был использован широкий спектр источников и литературы, материалы периодиче­ской печати, а так же публикации по данному вопросу, в частности основу исследования составили труды по налоговому учету таких авторов как З.Ш. Бабаева, Х.Г. Маграмова, Г.М. Гаджиев, П.Б. Магомедова, В.Э. Зубков, Е.И. Кузнецова, А.А. Молькина, А.О. Рыжков, Н. А. Попонова, Г. Т. Нестеров, А. В. Терзиди, Д.Н. Рожнова, А. Н. Полозова, Л. В. Брянцева, И. В. Оробинская, И. Н. Маслова, С. В. Черемисина, Н. А. Тюленева, А. А. Земцов.


Методологическая основа исследования состоит из концепций и положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, в публикациях специалистов, анализирующих предмет исследования на практике.

Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования.

Научная новизна данной курсовой работы заключается в уточнении понятий «налоговый учет», выделении его целей и задач.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1 Теоретико-методологические основы организации налогового учета

1.1 Понятие налогового учета

Как отдельный вид учета налоговый учет берет свое начало с вступлением в силу Закона Российской Федерации № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий» от 27.12.91, вступивший в силу с 1 января 1992 г. (в настоящее время не действует)[1]. Именно благодаря ему произошло разделения бухгалтерского и налогового учета. Так, названным законом был установлен особый порядок определения выручки для целей налогообложения в условиях, когда товары (работы, услуги) реализуются по ценам ниже себестоимости. Таким образом, информация о доходах должна была формироваться уже не только в системе бухгалтерского учета, а дополняться сведениями из специальных аналитических документов (расчетов)[2].

В дальнейшем с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли, процесс разделения бухгалтерского и налогового учета только усиливался. Этому способствовали многочисленные дополнения и изменения, вносимые в упомянутый закон, в Положение о составе затрат <…> (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, в настоящее время не действует[3]) и в другие нормативные документы[4].

В последующем, развитие как самостоятельный вид учета с соответствующими правилами группировки, оценки, признания доходов и расходов, необходимыми для целей налогообложения прибыли, налоговый учет получил с вступлением в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»[5]. Развитие налогового учета продолжается по настоящее время, что подтверждают многочисленные поправки, вносимые в названную главу.


Сущность налогового учета, его цели, предмет, объекты, принципы организации, особенности учета доходов и расходов определены в ст. 313-333 НК РФ.

Понятие налогового учета приведено в ст. 313 НК РФ. Так, указано, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмот­ренным НК РФ.

В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взно­сам, предусмотренным налоговым законодательством РФ[6]. Именно поэтому нормативное регулирование налогового учета в РФ не ограничено лишь гла­вой 25 «Налог на прибыль» НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т.ч. НК РФ и принятых в соответствии с ним региональ­ных и местных нормативных актов в области налогообложения. И поэтому в учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета на­логов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль. Налого­вая учетная политика дополняет правовые основы налогового учета опреде­ленного налогоплательщика, устанавливая конкретные способы и приемы ве­дения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нор­мативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.

Предмет налогового учета можно рассматривать как применительно к конкретному налогу (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ и т.д.), так и в отношении в целом выбранной налогоплательщиком системы налогообложения. В последнем случае к объектам налогового учета можно отнести объекты налогообложения в рамках общей системы налогообложения, специальных режимов[7].

Так, отметим, физические лица, как и частные предприниматели, по умолчанию уплачивают сразу четыре вида налогов:

  1. Налог на доходы физических лиц, также известный как НДФЛ. Взимается при получении дохода от деятельности, заработной платы, сделки купли-продажи или аренды имущества (например, недвижимости).
  2. Земельный налог. В случае, если в списке собственности числится земельный участок, вы платите за него взносы в налоговую службу, пропорционально его оценочной стоимости. Это касается как неиспользуемой территории, так и такой, которая используется для любого рода предпринимательской деятельности.
  3. Налог на имущество физических лиц. Также является разновидностью обложения лиц с собственностью, но для осуществления отчислений по этой статье необходимо владеть недвижимым имуществом. К слову, предназначение объекта не играет роли: подлежит уплате налог как на жилые помещения (дача, частный дом, квартира), так и на нежилые (гараж и т.п.).
  4. Транспортный налог. Оплачивается собственниками автомобиля, автобуса, спецтехники.

Помимо этого, в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, появляется необходимость пополнять казну государства с собственных доходов от деятельности. Характер, ставка и особые условия уплаты налога зависят от выбора режима (общего или одной из разновидностей специального).

Налоговый учет предназначен для того, чтобы налогоплательщик смог правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисле­ния и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект нало­гообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться преду­смотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – уплачивать законно установ­ленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В системе налогового учета выделают, как правило, 3 основные функции:

  • фискальная;
  • информационная;
  • контрольная[8].

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правиль­ной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначе­ние налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возло­женных на государство задач.

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взно­сов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и со­поставления показателей между собой. В этом заключается контрольная функция налогового учета.

Таким образом, налоговый учет на предприятии – это правила и порядок систематизации информации, необходимой для расчета налога на прибыль. Все уплачивающие налог на прибыль организации ведут налоговый учет. Такая обязанность предусмотрена статьей 313 НК РФ.

Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено две системы налогообложения – общая система налогообложения и применение специальных налоговых режимов – альтернативных схем уплаты отчислений в казну.

1.2 Налоговые режимы


Для любой страны с рыночной экономикой роль бизнеса неоценима – формирование антимонопольной хозяйственной среды, здоровой конкуренции, развитие национального производства, общий экономический рост. Важным рычагом влияния на бизнес – как малый, так средний и крупный – является налогообложение.

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • ЕНВД;
  • ПСН.

Их применение, предусмотрено так же государственной программой поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, и освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Статья 18 Налогового кодекса Российской Федерации определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода.

Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[9] закреплено право применения субъектами малого и среднего предпринимательства специальных налоговых режимов и упрощенных правил ведения налогового учета.

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Этот единый налог ориентирован на учет специфической деятельности фирм сельскохозяйственного сектора. Данная сфера за последние годы не реформировалась законодательством, ее регламентирует глава 26.1 НК РФ. Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле выручки от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей 70%.

Режим ЕСХН создает комфортные условия и здоровый рост сельскохозяйственного производства, заинтересованность представителей малого и среднего хозяйствования выбирать этот сектор рынка и пользоваться благоприятными положениями его налогообложения, среди которых главные – простота и ясность.

УСН (упрощенная система налогообложения). Для субъектом малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, упрощенная система – оптимальна. Особенно привлекательна система для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей или другими видами непосредственного взаимодействия с потребителями, так как становится очевидной экономия без учета НДС.